Несколько слов об общей теории творчества

 
«Все, что посылает нам судьба, мы оцениваем в зависимости
от расположения духа». Франсуа де Ларошфуко.
 
В одной из последних работ я высказал мысль, о создании общей теории творчества. Я до сих пор не могу привыкнуть, что у меня в доме громадная библиотека (Интернет). Как только я вспомнил о нем, то сразу получил ответ на свое предложение и вдруг узнал, что когда я читал книги Г.Альтшуллера, я не все воспринимал, что он писал. Так, например, он пишет:
"Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач"
Путь к созданию научной теории творчества долог и труден. Между тем жизнь, практика, производство требовали новых методов решения изобретательских задач, хотя бы в какой-то мере более эффективных, чем простой перебор вариантов. И такие методы появились. Это были чисто психологические методы, но создали их не психологи ».
Итак, наконец, я в своем возрасте созрел до понимания, что нужна, необходима такая теория. Я очень рекомендую Вам, мои дорогие читатели сайта прочесть хотя бы две статьи, приведенные ниже, чтобы познакомиться с состоянием дел по этому вопросу. Напишите в поисковике тему – «Есть ли общая теория творчества» и Вы увидите эти статьи. Первая статья просто очаровательная!
Г.Л.Канов «Возможно ли создать невозможное»?
А.А.Кобляков. «Основы общей теории творчества (синергетический аспект)»
 
«Методология изучает не знание и истину как таковые, а приемы их получения — в специфической обстановке научного исследования». Таким образом в любой области деятельности человека имеет место методология - приемы получения знания. И тут я представляю себе два подхода, причем один я не понимаю, а второй общеизвестный. Меня все время смущает - как некоторые люди находят или получают правильный ответ. Вот последний пример, который привел меня в изумление. Египетскими пирамидами занимались сотни строителей и ученых, и вдруг человек, который их ни разу не видел, получил от отца просьбу доказать, что пирамида Хеопса строилась не снаружи, а изнутри!
 «Родоначальник "вывернутой" модели строительства пирамид - французский архитектор Жан-Пьер Уден (Jean-Pierre Houdin). Он считает, что на протяжении столетий египтологи игнорировали важные доказательства в пользу именно этой модели, которые находились у них буквально перед глазами». Как объяснить такой казус? Ведь прием инверсия знают, как мне представляется, все инженеры и ученые!
Можно привести примеры, когда человек поставлен в тяжелейшие условия, и он находит блестящее решение!
Знаю по собственному опыту.
Но вот знаю несколько человек, которые решают задачи с блеском, но когда спрашиваешь как же пришел к тебе ответ отвечают-« Ну тут же все ясно. Я взял альтернативную систему и перенес ее достоинство на свою»! и ХОТЯ Я НЕ ПОНЯЛ, КАК, ПРИХОДИТСЯ ВЕРИТЬ. Если говорить коротко. то действительно никто не знает, как рождается прекрасная идея!
Второй подход можно представить как использование многих приемов, или применение аналогии, законов и т.д. Я бы сказал переход количества в качество, но если спросить, как произошло рождение, то автор тоже четко не скажет. Тем не менее, большой опыт в решении задач, владение большим парком приемов и методов дают надежду на получение идеи. Таким образом, можно допустить, что во многих областях деятельности людей изобретательство может содействовать более быстрому решению задач. Но для этого надо создать общую теорию ,творчества. И пусть она будет несовершенной, но все равно это будет шаг вперед. В науках –физике, химии, биологии, в медицине, в хирургии, архитектуре, в строительстве, на транспорте, в сельском хозяйстве и т.д. можно обучить изобретательству не только желающих. НО И ТЕХ, КТО ВИДИТ НЕСОВЕРШЕНСТВО ТЕХНОЛОГИИ, КТО ПОНИМАЕТ, ЧТО ИННОВАЦИИ О КОТОРЫХ ЗАЯВИЛО ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИИ требуют быстрого решения задач. Что в первом приближении, можно кроме ТРИЗ познакомить с приемами гибридизации, объединение альтернативных систем, допустить недопустимое, портрет ответа, пропагандируемые В.М.Герасимовым.
А вот как А.Кобляков пишет о решении задач - «Решение разнообразных конкретных задач предполагает в качестве необходимого условия некоторые общие философские методы, отличительная особенность которых — универсальность. Эти методы действуют всюду, указывая общий путь к истине. К таким методам относятся уже рассмотренные выше законы и категории диалектики, наблюдение и эксперимент, сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция и т.д. Если специальные методы выступают как частные приемы раскрытия закономерностей исследуемых объектов, то философские методы, являются приемами исследования тех же объектов с точки зрения раскрытия в них всеобщих законов движения, развития, разумеется, по-особому проявляющихся в зависимости от специфики объекта. Философские методы не определяют однозначно линию творческих поисков истины. И в этом вопросе последнее и решающее слово, в конечном счете , принадлежит практике, жизни. Каждый метод дает возможность познавать лишь какие-то отдельные стороны объекта. Отсюда возникает необходимость во «взаимной дополнительности» отдельных методов, что обусловлено кроме всего прочего тем, что каждый из них имеет определенные пределы своих познавательных возможностей».
И, конечно, противоречие,- вот фундамент всего комплекса приемов.
Когда я плотно начал заниматься практически решением научных задач – эффектом Тваймана, эффектом Рассела, эффектом изменения коэффициента усиления транзисторов и т.д. я пришел к заключению, что можно найти минимальное число вопросов которые могут более быстро позволить сделать заключение о природе эффекта. Я их даже назвал красивым и звучным термином –«7 нот». Значит ли это, что кто - то взял эти «ноты» на вооружение? Не знаю, но, по – моему, – нет. Я ни на что не претендую, но тезис – прочти и передай товарищу, застрял в моей голове с молодых лет. И я полагаю, он, срабатывал, когда мы организовали народный Университет научно- технического творчества.
Итак, что необходимо для того, чтобы работа закипела, Несомненно нужен лидер- научный руководитель, Им мог бы стать Б.Злотин или кто то другой, для кого это работа представляла бы цель жизни. Несомненно, нужен тот, кто может обеспечить финансовую поддержку этого мероприятия, Не думаю, что государство пойдет на такой шаг. Я надеюсь, что могут помочь тризовцы , работающие за рубежом. И, наконец, нужны научные сотрудники- все, кто умеют и желают работать. Даже пусть небольшая книга на эту тему будет памятником изобретателю и писателю фантасту Г.Альтшуллеру, которому в этом году, буквально через несколько дней, исполнилось бы 84 года!

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Несколько слов об общей теории творчества"