ТРИЗ-fest 2010 Опыт Ideation International Inc. в использовании ТРИЗ

 

Стендовый доклад
Ideation International Inc. http://www.ideationtriz.com     
 
 
 
 
 
  Ideation International Inc. – американская компания основанная учениками и соавторами Г. С. Альтшуллера Борисом Злотиным и Аллой Зусман. В основе ее деятельности лежит существенно модифицированная авторами и их коллегами по результатам работы в Америке версия Теории Решения Изобретательских Задач, известная как I-TRIZ. У компании 17 лет опыта успешного применения I-TRIZ в Америке, Канаде, Мексике, Японии, Австралии, Китае, Корее, Индии, Германии, Франции, Голландии, Бельгии, Чехословакии и других странах для решения проблем в разных областях технологий, в бизнесе, обеспечении безопасности и т.п., а также в обучении ТРИЗ и формировании ТРИЗ структур в компаниях.
 
Главные отличия «Ideation» от других ТРИЗ компаний:
·         Использование для работы и обучения I-TRIZ специальных софтверов[i], основанных на ТРИЗ и обеспечивающих:
o   Сбор и документирование необходимой информации
o   Автоматическое формулирование задач по описанию системы и проблемы
o   Решение задач путем генерации идей на базе массивов операторов (рекомендаций ) и задач - аналогов
o   Интегрирование полученных идей в целостные, практические концепции изменения системы
o   Оценку, развитие, улучшение и защиту полученных идей и концепций
Применение софтвэров позволяет резко сократить сроки как обучения, так и выполнения проектов и обеспечивает высокое качество найденных решений
·         Предоставление набора взаимосвязанных услуг, включая:
o   Проведение проектов
o   Обучение специалистов заказчиков применению I-TRIZ
o   Формирование в компании подразделений по применению I-TRIZ и помощь в их работе
·         Помимо традиционного использования ТРИЗ для решения технических задач, Ideation также предоставляет некоторые принципиально новые виды услуг, включая:
o   Решение изобретательских задач в нетехнических областях – бизнес, менеджмент, разработка софтвэров, логистика и т.п.
o   Предсказание и предотвращение нежелательных эффектов (брака, аварий, ошибок и т.п.)(Anticipatory Failure Determination[ii], Failure Prediction)
o   Выявление причин и устранение (или полезное использование) неожиданных и кажущихся необъяснимых эффектов, как полезных, так и вредных (применение ТРИЗ в научной работе) (Anticipatory Failure Determination, Failure Analysis)
o   Предсказание возможных вариантов развития, и управления развитием для достижения поставленных целей (Directed Evolution)
o   Определение ценности интеллектуальной собственности (идей, патентов, проектов, бизнес-планов и т.п.), выявление их сильных и слабых сторон и  направлений совершенствования (IP Evaluation and IP Enhancement) включая: 
·         Помощь в подготовке «сильного» американского патента
·         Улучшение патента в направлении расширения его объема защиты и предотвращения возможности обхода
·         Обход блокирующих патентов за счет тех или иных технических изменений в системе
o   Проведение комплексных, «интегральных» проектов, включающих решение технических, научных, бизнесовых и управленческих проблем, защиту от нежелательных эффектов и ситуаций, управление развитием, защиту интеллектуальной собственности и т.п.
 
Приведем несколько примеров таких «интегральных» проектов.
 
Из практики компании Ideation International Inc.
Пример 1. Развитие в области стиральных машин
В 1998 году нами был проведен один из первых циклов Directed Evolution для компании по производству стирального порошка (детергента) для стиральных машин.
 
Первая стадия проекта – улучшение детергента. Было найдено около 30 новых решений в области химии детергентов и их расфасовки. В частности, было сформулировано противоречие:
«Некоторые загрязнения лучше отмываются в кислотной среде, а другие – в щелочной. Но сливать в канализацию щелочные или кислотные жидкости запрещено»
 
В результате работы было предложено два варианта разрешения противоречия:
  • Детергент двух типов (щелочной и кислотный), в виде постепенно растворяющихся в воде небольших шариков (вроде драже), перемешанных со стираемым бельем
  • Детергент в виде постепенно растворяющихся шариков с разной кислотностью последовательных слоев
Разные части белья будут проходить попеременно зоны с повышенной и пониженной кислотностью, что очень хорошо для стирки. А в результате кислотная составляющая и щелочная будут взаимно нейтрализоваться и в слив пойдет нейтральная вода.

 

 
 Сопутствующая работа
В процессе работы возникла также интересная научная задача. Уже почти полвека предпринимались попытки стирать с использованием ультразвука, но они приводили к практически невоспроизводимым результатам. При одних и тех же тканях, загрузке машины, температуре, детергентах, времени стирки и т.п. результаты стирки изредка оказывались прекрасными, иногда ультразвук не давал никакого эффекта, а иногда приводил к разрушению ткани вокруг пуговиц или других твердых предметов и самих пуговиц.
 
С помощью AFD подхода была построена модель процесса мытья с ультразвуком:
  • Мытье основано на том, что ультразвук вызывает колебания ткани, благодаря которым загрязнения от нее отслаиваются
«Диверсионная задача» в соответствии с методикой AFD: 
  • Как помешать этому процессу?
Возможные варианты ответов:
  • Однородность смеси, когда ткани хорошо смочены и ультразвук проходит ванну стиральной машины машины «насквозь», не рассеиваясь и не создавая колебаний ткани. При этом источниками рассеяния ультразвука будут пуговицы и при большой мощности ультразвука вокруг них будет вероятным разрушение ткани и самих пуговиц.
  • Большое количество пузырьков воздуха (пены) в ванне, при этом ультразвук будет угасать, попадая в пузырьки. 
Из этого анализа становится очевидным, что нечастые удачные стирки происходили тогда, когда количество пузырьков, способных рассеивать ультразвук и создавать колебания воды случайно оказывалось оптимальным.
 
Однако, эта часть работы заказчиков не очень заинтересовала – химическая компания, производитель детергента не интересовалась в то время ультразвуковой стиркой. 
 
Вторая стадия проекта. Эта стадия началась после того, как компания – заказчик   объединилась с заводом стиральных машин и захотела производить специальный детергент для «своих» машин.
 
 
По результатам предыдущей стадии было предложено использовать в машине совместно детергент в виде шариков и ультразвук. При этом детергент должен обеспечивать минимальное пенообразование, а шарики, перемешанные с тканью выполнят дополнительно роль «генераторов вибраций».
 
 

Было также сформулировано новое противоречие:

  • В начале стирки детергент всегда в избытке и поэтому возникает вредное избыточное пенообразование.
  • В конце стирки детергента недостает, поэтому процесс приходиться затягивать, иногда вообще белье «недостирывается». Чтобы это предотвратить, закладывают детергент заведомо с избытком, что удорожает стирку, снижает качество и приводит к повышенному загрязнению среды
 
Для разрешения противоречия было предложена постепенная подача детергента в ванну машины в процессе стирки. И для этого было предложено ввести в машину картридж с детергентом. Это, заодно, исключает проблемы с попаданием детергента в воздух, на руки хозяйки и т.п.
 
Развитие бизнеса. Введение картриджа как части машины радикально изменило бизнес - ситуацию – появилась возможность формирования очень привлекательной для клиента бизнес-модели типа «принтер-картридж» при котором основное оборудование (стиральная машина) продается дешево (возможно даже в убыток), а постоянный доход приносит продажа картриджей.
 
При Directed Evolution всегда рассматривается эволюция надсистем, в которые входит данная система, и других систем, особенно тех, которые в данное время находятся в состоянии быстрого развития, «маркетингового торнадо». Правило простое – посмотри кто процветает и попытайся «присоседиться» к чужим успехам. А в 1998 самой быстрорастущей системой был Интернет.  
 
Появилась идея снабдить стиральные машины связью с Интернет. Когда картридж выработался на 70 – 80%, машина шлет сигнал производителю, и тот по почте высылает пользователю новый картридж. Значит пользователю не надо ехать в магазин, помнить какой именно картридж ему нужен. И, самое главное – исключаются торговые посредники, которые забирают себе что-то около 50% денег. Значит, пользователь может получить картридж дешевле а производитель при этом иметь большую прибыль!
 
Следующий шаг – развитие одновременно технологии и бизнес модели. Психологическая инерция подсказывает, что картридж должен быть внутри стиральной машины. А почему бы его не повесить на стенку дома снаружи? Почти вся Америка живет в небольших домиках на одну семью. И когда картридж пошлет сигнал, приедет человек и поменяет его или заполнит заново. А это означает переход от самого нелюбимого в американском бизнесе слова «коммодити»[iii] (commodity) к любимейшему – «сервис». 

 

Машиностроительная компания производила оборудование для пищевого производства, и важнейшим требованием было соблюдение чистоты. Однако, одна из частей оборудования использовала гидравлическую систему, которая иногда протекала, создавая недопустимые загрязнения. Поэтому были предприняты серьезные работы по замене гидравлической системы на электрическую, но это получалось существенно дороже чем гидравлика.
 
При решении проблемы с помощью I-TRIZ была найдена парадоксальная идея – оставить старое оборудование, но вместо гидравлической жидкости для этого блока использовать обычную воду с добавками глицерина (для повышения вязкости), антисептиков (для предотвращения бактериальных загрязнений) и ингибитора коррозии.
 
Однако, решение «опечалило» заказчиков – переход к электрической системе мог бы позволить поднять продажную цену оборудования. Вместо этого проблема увеличения прибыли была решена предложением запатентовать новую «гидравлическую жидкость пищевой чистоты» и продавать лицензии на ее использование и самую жидкость.
 
Пример 3. TRIZ выявил нечестную игру
Компания - заказчик владела производством некоторого массового продукта на паях 50/50% с другой компанией. Такие производства обычно прибыльны, но данное систематически приносило солидные убытки. Использование софтвэра «Failure Analysis» для анализа структуры производства и рынка позволило обнаружить, что большинство исходных материалов поступает от предприятий, так или иначе контролируемых партнером, и конечные продукты тоже в значительной мере контролируются им. И партнер регулирует цены так, что данное производство деньги теряет, а другие его предприятия – выигрывают. Фактически партнер перекачивал себе деньги нашего заказчика…
 
 
 
Наша компания добивалась получения заказов от очень крупного заказчика, автомобильной компании, разрабатывавшей, в частности, системы защиты от угона. Они только что запатентовали принципиально новую систему и готовы были начать ее производство. Мы провели Failure Prediction, и изобрели способ угона автомобилей, оснащенных такой системой, при котором именно сама защита облегчала возможность угона. А потом изобрели способ как такого угона избежать. Клиент из потенциального стал актуальным, было проведено порядка 20 проектов по решению задач и Директед Эволюшен.
 
 


[i] Сегодня на этой базе созданы представленные на маркете продукты:
·         Innovation WorkBench® (IWB)– профессиональный инструмент для решения технических проблем
·         Ideation Brainstorming – упрощенный вариант IWB
·         Knowledge Wizard® – профессиональный инструмент для решения не технических проблемa (бизнес, менеджмент, логистика, педагогика и т.п.)
·         AFD Failure Analysis™ – профессиональный инструмент для выявления причин и устранения нежелательных эффектов (брака, аварий, ошибок и т.п.)
·         AFD Failure Prediction™ – профессиональный инструмент для предсказания и предотвращения нежелательных эффектов
·         Directed Evolution® - профессиональный инструмент для предсказания возможных вариантов развития, и управления развитием для достижения поставленных целей и устранения возможных нежелательных эффектов
·         IP Evaluation™ - профессиональный инструмент для оценки интеллектуальной собственности (идей, патентов, проектов, бизнес-планов и т.п.), определения их сильных и слабых сторон, выявления направлений совершенствования интеллектуальной собственности  
·         IP Enhancement™ - профессиональный инструмент для улучшения интеллектуальной собственности
[ii] Anticipatory Failure Determination, (Failure Prediction and Failure Analysis) основан на предложенном в конце семидесятых годов Б.Злотиным методе «диверсионный анализ»
[iii] По словарю commodity означает просто – товар, продукт потребления, продукт для продажи и т.п. Но когда его используют в бизнесе, это означает не любой продукт, а массовый, не защищенный патентами, производимый всеми, кто хочет, и поэтому в результате конкуренции имеющий очень низкую норму прибыли. В производстве коммодити имеют огромное преимущество страны с дешевым трудом, именно поэтому производство все больших объемов таких продуктов из развитых стран уплывает в Китай, Мексику и т.п. И светлая мечта любой компании – переход от коммодити к сервису, обслуживанию, к локальным процессам, которые нельзя «перенести» за океан.

 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "ТРИЗ-fest 2010  Опыт Ideation International Inc. в использовании ТРИЗ"