Основные мотивы творческой деятельности человека (тезисы)

 
В литературе по психологии и методологии творчества недостаточно глубоко освещаются вопросы  мотивации творчества. Такая же картина наблюдается и в «тризовской» литературе. В книге «Как стать гением» авторов Генриха Альтшуллера и  Игоря Верткина,  есть описание условий, при которых жизнь человека становится творческой, есть рекомендации по преодолению сопротивления внешней среды, но, к сожалению, нет описания и анализа мотивов, которыми руководствуется человек, совершая свои творческие поступки. А что заставляет человека быть творческим?
Этому вопросу в известной литературе, к сожалению, уделяется очень мало места.
 Если мы хоть немного попытаемся разобраться в этом вопросе, то, вероятно, более ясными станут пути активизации и развития творческих способностей человека.  
 
«Ничто не возникает само по себе, все является следствием каких-то причин» - так говорили еще древние. Необходимость проявить творчество, тоесть найти новое неизвестное ранее решение, так же является следствием какой-то причины, а точнее, ответом или реакцией на неудовлетворенную потребность или нереализованный мотив.
   По происхождению эти потребности или мотивы можно разделять на внутренние и внешние. Внутренние мотивы возникают в самом человеке и заложены в нем в виде инстинктов или, если можно так сказать, на генетическом уровне. Внешние мотивы возникают под влиянием общественной потребности того общества в котором находится человек. Рассмотрим подробнее внутренние и внешние мотивы творчества
 
 Внутренние мотивы творческой деятельности человека:
 
Реализация поисковой потребности.
 
Каждое живое существо, а тем более человек, с первых дней своей жизни активно исследует среду, в которую он находится, пытается ее изучить, понять и использовать для своего существования. Эту естественную поисковую потребность,  можно назвать «природным любопытством», которое заставляет человека изучать и анализировать новую для него ситуацию, делать какие-то выводы и совершать новые действия, которые он ранее не делал, тоесть проявлять творчество.            
Подавляющее большинство ученых занимаются творчеством именно под влиянием, внутренне заложенной в них, поисковой потребности. Эту поисковую потребность можно развивать с детства соответствующим воспитанием, или же, наоборот, заглушить ее. В последнем случае слова сатирика Михаила Жванецкого  будут звучать особенно правдиво  - «В каждом из нас спит гений. И с каждым днем все крепче» 
 
Инстинкт самосохранения, выживания и продолжения рода.
 
      В экстремальных условиях, когда человек испытывает опасность,  он активизирует свои творческие способности и часто находит изобретательское решение, которое сохраняют ему жизнь. Таких примеров можно привести много.
Мотив к творчеству возникает и тогда когда необходимо выжить в каких-то особо сложных условиях. В таких случаях человек часто по новому использует имеющиеся у него средства и ресурсы. Такие творческие действия помогают ему преодолеть возникшие трудности.  
Не меньшее количество творчества, а может быть и больше, человек проявляет чтобы удовлетворить свою потребность в продолжении рода. Мы можем убедиться в этом, читая древние баллады о влюбленных, средневековые романы о рыцарях и современную беллетристику. Всегда и везде влюбленный человек проявляет максимум творческих способностей, чтобы найти свою половину и подчиниться великому зову природы.
 
 
Удовлетворение  материальных потребностей -
             (Пища, кров, одежда и т. п)
 
    Основная часть мирового патентного фонда содержит в себе творческие решения направленные на удовлетворение материальных потребностей человека. Такими потребностями являются возделывание сельскохозяйственных растений, приготовление пищи, изготовление одежды, строительство домов, дорог и многое, многое  другое. Человек никогда бы не создал этих вещей если бы в них не возникла потребность. А по мере развития общества развиваются и материальные потребности, которые еще в большей степени мотивируют человека на проявление творческих способностей.
 
 
Удовлетворение духовно -социальных потребностей
(Самоуважение, признание, самореализация и саморазвитие)
 
    Когда первичные материальные потребности, в какой - то мере, удовлетворены, появляются необходимость удовлетворить духовные потребности, а так же потребность в признании, самореализации и саморазвития. Под действием этих мотивов человек создает письменность, музыку, искусство и науку.
    Постоянно растущая потребность в саморазвитии порождает великих поэтов, писателей, артистов, философов, ученых и многих других творческих людей, деятельность которых позволяет сохранить и развивать цивилизацию.
 
Корыстолюбие, властолюбие, карьеризм.
 
  Желание быть богатым, получать много денег, иметь высокую должность и властвовать подчиненными, для многих является сильным мотивом, чтобы развить и задействовать свои творческие способности. Известный персонаж Остап Бендер проявлял чудеса изобретательности, находчивости и изворотливости, чтобы приобрести желанный миллион. Присмотритесь к «власть имущим», все они в известном смысле, достаточно изобретательные и творчески развитые люди. Иногда только жаль, что их творчество не всегда направлено на благо народа, которому они служат.  
 
Лень, не желание тратить свою энергию, паразитизм.
 
Лень - это нежелание человека выполнять какую - то работу. Многие считают, что лень и желание человека паразитировать, на чем либо, является одной из движущих сил развития творческих способностей.
 Устал первобытный человек искать корешки для своего пропитания, и, занялся он земледелием - изобрел соху. Лень стало человеку гоняться за мамонтом - изобрел ловчею яму, неохота стало ему ходить пешком - появилась конная упряжка, автомобиль, паровоз. И так во многих других областях.
Мне лично лень было каждый день открывать утром и закрывать вечером форточку для проветривания теплицы. Чтобы не заниматься этой работой пришлось изобрести и изготовить из подручных материалов автоматическое устройство для открывания и закрывание форточки теплицы. Одной заботой стало меньше, но лень не прошла. Она по-прежнему командует мной и мотивирует на создание других изобретений.
 
Выше были кратко обозначены мотивы творчества, которые человек имеет или создает внутри себя. Теперь рассмотрим мотивы, которые формируются внешней средой.
 
       
 Внешние мотивы творческой деятельности человека:
 
Удовлетворение потребности семьи, страны, человечества.
 
Здесь можно привести обширный ряд примеров проявления творчества для удовлетворения указанной потребности - от изобретения семейного, общего очага и до спутниковой связи системы «ИНТЕРНЕТ». У современного человека, цивилизованной страны этот мотив, порождаемый общественной потребностью, выражен достаточно отчетливо.
 
Следование идеологии, культуре и мифам общества.
 Каждая личность в той или иной степени подвержена влиянию культивируемой в данном обществе  идеологии, а так же общепризнанным в ней мифам и предрассудкам. Эти элементы стимулируют и побуждают проявление творческой активности человека направленной на удовлетворение потребности в поддержании и сохранении того сообщества, в котором он находится.
 
Чувство моды (стадности), желание быть не хуже других.
 
 Этот мотив особенно развит в тех обществах, где понятие «потерять лицо» или «быть не таким как все» означает нарушение общепринятых правил и норм, а значит испытывать непризнание обществом. Если среда, в которую попал человек, является творческой, то и этот человек, чтобы не быть «белой вороной» стремится максимально проявить свои творческие  способности. Не всем это удается, но все к этому стремятся
 
 
Все перечисленные мотивы действуют одновременно, каждый в той или иной степени, но какой то один из них, будет доминирующим. Это определяется социальными условиями, в которых находится человек, его воспитанием, образованием и мировоззрением.
 
 При выяснении вопроса о существовании видов мотивации, возникает следующая задача: - Какие мотивы творчества необходимо задействовать и развивать в наше время, какие методы использовать для этого?
 
 Здесь огромный объем работы для родителей, учителей и педагогов, которые решают задачи связанные с воспитанием творческой личности.
 
Всем известно, что любая гипотеза, тем более, если она претендует на какое-то теоретическое обобщение, требует для своего подтверждения десятки, а иногда и сотни фактов. А вот чтобы опровергнуть или показать ошибочность рассуждений, иногда бывает достаточно привести всего один факт.
 Уважаемые коллеги, помогите мне найти такой факт, который разрушит высказанные соображения.
                                  С уважением, автор Иванов Г. И.
 
                         
 
 
 
 
 
 
 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Комментарии

Re: Основные мотивы творческой ...

Здравствуйте, уважаемый Геннадий Иванович.

Пожалуй, соглашусь с Филом в части неполноты Вашего списка. Ибо он содержит аж целых десять элементов, а значит - как нас учили - должен иметь некую свою внутреннюю структуру, которая и покажет, что элементов в списке должно быть именно и ровно десять, не более и не менее.

Ну, а опровергать конкретные элементы списка я не вижу смысла: в принципе все указанные Вами мотивы, что называется, "имеют место бысть". Но хотелось все же бы чего-то большего, чем перечисление...

С уважением,

Александр.

Subscribe to Comments for "Основные мотивы творческой деятельности человека (тезисы)"