АРИЗом по АРИЗу Ч.3

Анализ путей повышения эффективности использования АРИЗа с помощью его же самого в качестве инструмента анализа
 

 
Часть 3: Кесарю – кесарево
ГИ № 5:
Ну как это почему два участника вне игры? Понятно, почему: для этого надо ведь, чтобы ГСА выступал в роли «ребенка», а решатель – в роли «родителя». А как, как этого добиться, если в роли ГСА выступает та самая инструкция? Нет там «частиц детства» - да и откуда их там взять?..
 
«ДЕТСКИЕ» ВОПРОСЫ!!!
 
Чем этот «ребенок»-творец вечно занимается? Да одним и тем же: «дурацкие» вопросы задает: а почему небо синее? а где у горизонта ноги? а что у слона внутри?
 
Так почему бы не задать в конце каждого шага «контрольные вопросы» - но не в форме «контрольных выстрелов в голову» решателя, а в форме заковыристых детских вопросов? Ну, например, все с теми же человечками: «а о чем они спорят? а если одних убрать, а других оставить – что будет? а что у них в руках? а что они там делают? а если их поменять местами?» Ведь это же так просто!..
 
Заодно и «ребенок» у Решателя отдохнет, а «родитель» делом займется. А то совсем без дела зачах...
 
... Так кто же это такой на рисунке - «мастер каратэ», и, главное, как он ЭТО делает на самом деле?
 
Шаг 4.2: Шаг назад от ИКР.
Шаг назад от ИКР... то есть, от «переключения каналов»... что это за состояние?
 
Собственно, это и есть «переходное» состояние. Так, вспоминаем химию... каталитическая реакция... переключение связей... возбужденное состояние... неустойчивое равновесие... и никакой инерции...
 
Так, собственно, именно это нам и нужно! Никто ни на кого не «давит» - чистое творчество!..
 
... А как же порядок? Плевать на него? Да нет, порядок соблюдать надо! Условие задачи...
 
Нет, «чистое творчество» - это не совсем то, что надо. Надо еще, чтобы оно было направлено куда надо...
 
... А что направляет ход химической реакции? Разве катализатор? НЕТ! Он только ускоряет ее...
 
... А кто направляет? Да никто: просто течение реакции в нужную сторону энергетически выгоднее, и если в принципе есть несколько возможностей развития событий, то с наибольшей вероятностью реализуется именно она.
 
... То есть нужно довести решателя до возбужденного состояния и – пустить ход событий на самотек?! Но ведь это же не «по-аризовски»! Скорее это в духе РТВ...
 
... развитие творческого воображения... Но разве это не то самое, чего так не хватает многим «решателям по АРИЗу», включая и автора (по крайней мере, временами)? И что, собственно говоря, плохого в том, что один инструмент ТРИЗ вывел формулу другого?..
 
И все же – НЕТ. Все-таки АРИЗ существует не для развития воображения, а для решения задач – совершенно не воображаемых, а самых что ни на есть реальных...
 
ГИ № 6:
... ВООБРАЖЕНИЕ! Вспоминаем психологию, тему «психические процессы»: мышление по природе своей ограничено только тем, что оно в принципе УЖЕ ДЕЛАЛО раньше, пусть и с другими объектами, но – делало! А то, чего мышление еще не делало, может появиться только в результате воображения. Именно оно дает озарения, прозрения и прочие вещи, в результате которых у Человека Мыслящего вдруг «складывается» некий новый образ...
 
... НОВЫЙ ОБРАЗ... Пре-ОБРАЗ-ование... Фаза номер пять [1] – одна из самых быстрых в развитии системы. И, возможно, самая важная. Как пубертат для человека.
 
Так, значит, вот для чего нужна вся эта «артподготовка» в АРИЗе? Чтобы в итоге ПРЕОБРАЗОВАТЬ задачу?! А ведь классик именно об этом прямиком и говорил!.. Так вот в чем она, функция АРИЗа? А вовсе не в гипотетическом «катализе» и не в борьбе с «невидимым врагом» - психологической инерцией...
 
 
Рис. 1
 
Вернемся к нашему АРИЗу. Ведь на каждом шаге происходит (ну, или, по меньшей мере, должно происходить) некоторое преобразование исходной задачи. А всякое преобразование, как мы выяснили, требует участия воображения. Следовательно, на каждом шаге нужно в какой-то момент дать волю этому самому воображению, пусть даже с риском, что оно заведет куда-то не туда. А дают ли? Не тут-то было! В этом, собственно, и проблема состоит...
 
... Однако же, АРИЗ требует ответа на ДРУГОЙ вопрос: ну, хорошо, дали волю воображению, отпустили «на вольные хлеба»... А дальше-то как? Как вернуть возбужденное (воспаленное?) воображение к прежнему, «нормальному» ритму? Воображение и анализ – они как-то мало друг с другом совместимы...
 
...А что делают шестеренки на последнем рисунке?
 
Ну как, что делают? Перемолачивают и дозируют заодно...
 
ДОЗИРОВАНИЕ!!!
 
То есть, чтобы возбужденное воображение не «сорвалось с тормозов», надо как-то что-то дозировать...
 
... А вот тут-то наши «взрослые» и пригодятся! Созрела очередная «гениальная идея» - не спеши идти дальше, «обсмакуй» ее со всех сторон: «вкусно» получается или не очень?
 
ГИ № 7:
Вкусно... ВКУС... А перед этим был образ, прозрение, - то есть, ЗРЕНИЕ... А еще раньше, когда мы искали конфликт в системе, мы фактически ПРОСЛУШИВАЛИ ее: что в ней «дребезжит»? что с чем «ссорится»? откуда идет «шум», «треск» или «визг»?..
 
Так что же получается? Выходит, на каждом шаге разбора надо задействовать СВОЙ орган чувств?! А ведь и правда! Только это уже предмет отдельного рассмотрения – отложим пока что эту идею в сторону. К ней мы обязательно еще вернемся.
 
 
Итак, всплески воображения надо дозировать: воображение – «обсасывание» идеи – «созревание» следующей проблемной ситуации – снова воображение...
 
«Светофор» какой-то нужно поставить. А как?..
 
ШАГ 4.3. Определить, решается ли задача применением смеси ресурсных веществ.
 
Что там у нас за ресурсные «вещества»?
 
  • Сам АРИЗ
  • Внешний мир
  • Учитель
  • Опыт решения задач
 
Примечание 34. Шаг 4.3 состоит (в простейшем случае) в переходе от двух моновеществ к неоднородному бивеществу.
 
То есть... нужно объединить АРИЗ с Учителем? Так это уже вроде бы сделано: АРИЗ и так в общем-то неплохой самоучитель. Правда, от ошибок, как выяснилось, мало спасает...
 
Объединить АРИЗ с внешним миром? Тоже сделано: называется «информационный фонд».
 
Объединить АРИЗ с опытом? То есть сделать АРИЗ самообучаемым?! А ведь в принципе это – идея! Сделать, например, некую компьютерную программу, которая будет фиксировать внимание конкретного решателя на тех этапах, которые вызывают больше всего трудностей. Вот только как это сделать? Пока что откладываем в сторону... хотя идея, вроде бы, красивая.
 
... Так что или кто же из них будет «давать команду» на переключение между воображением и анализом?
 
... А надо ли вообще команды решателю давать? Нельзя ли сделать так, чтобы он САМ СЕБЕ такие команды и давал, безо всяких дополнительных инструкций?
 
ШАГ 4.4. Определить, решается ли задача заменой имеющихся ресурсных веществ пустотой или смесью ресурсных веществ с пустотой.
 
Заменить АРИЗ пустотой?! Объединить АРИЗ с пустотой?.. А что?! Ведь это тоже идея! Такие вот «пустые» шаги: мол, делай, что хочешь, как сделаешь – иди дальше.
 
Объединить Учителя с пустотой? Заменить Учителя пустотой? Ну, это все знают: «домашнее задание» называется. Учителя нет, а учеба идет. И что?..
 
... Вообще-то четвертый шаг, особенно после ММЧ, обычно самый простой: здесь все идет «как по маслу», нужные решения появляются практически «на автомате». Если ЗДЕСЬ возникает проблема, то это может означать только одно: перед этим была сделана какая-то очень серьезная ошибка. Какая же?..
 
... А ведь автор совершенно позабыл о возможности «параллельных» трансакций! Исходное положение было верным: состояния «взрослый» и «ребенок» напрямую друг с другом не взаимодействуют. Но ведь «ребенок» может взаимодействовать с другим «ребенком» (это взаимодействие, собственно говоря, и есть игра), а «родитель» - с другим «родителем»! «Фокус» состоит в том, что для реализации процесса под названием «игра» нет НИКАКОЙ НАДОБНОСТИ мешать «взрослым» переговариваться друг с другом! Пусть себе «переговариваются», пусть «родители» «ворчат» о чем-то своем, а «дети» - будут играть!
 
Так вот он какой – идеальный конечный результат!
 
 
 
Рис. 2
 
«Параллельная трансакция» называется – Эрик Берн всё ведь «разжевал»...
 
При этом все занимаются своим делом: «дети» играют, «взрослые» наблюдают, как бы они не вышли за рамки дозволенного, а «родители»...
 
... А «родители» восхищаются творениями своих детей или ругают их, в зависимости от того, нравится им или не нравится. Другими словами, «взрослые» осуществляют рациональный контроль, а «родители» - эмоциональный. То самое – «хорошо летают только красивые самолеты». Кто же, как не «родитель», в состоянии это оценить?
 
В итоге – все при деле, и никакого «мастера каратэ» просто не нужно...
 
Просто нужно разделить процесс не только на «шаги», но еще и по «ролям», запретив общение «человечков» между уровнями – в этом случае «конфликтоносных» перекрестных трансакций не будет.
 
ГИ № 8:
А ведь это же то самое, что сделано в технике “Brain storming” – «мозгового штурма», хорошо известного всем нам по телепередаче «Что? Где? Когда?». В лучших группах «решателей» процессы генерации идей и их анализа жестко разделены – ими занимаются РАЗНЫЕ люди. В традиционном варианте эти процессы разделены не только по людям, но и по времени: «аналитикам» запрещается присутствовать во время самого штурма, а самим «штурмующим» запрещается анализировать возникшие идеи и подвергать их любой, в том числе и скрытой критике. «Дети» отдельно – «взрослые» отдельно!
 
ГИ № 9: Снова про катализ
А ведь катализатор, по большому счету, именно так и действует: он не устраняет никаких барьеров, а просто ведет реакцию по другому, менее энергозатратному пути...
 
Возвращаемся к шагу 4.2.
 
Шаг 4.2: Шаг назад от ИКР.
Так что же это за состояние? Да то же самое это состояние, что мы и нарисовали на рис. 1. Только теперь совершенно понятно, что надо сделать: не «светофор», а «экраны» поставить надо!
 
 
 
Рис. 3
 
Наконец, «проходим» шаг 4 до конца.
 
ШАГ 4.3. Определить, решается ли задача применением смеси ресурсных веществ.
 
  • АРИЗ ставит необходимые «экраны».
 
Решается? Конечно! Как именно – см. руководства по «мозговому штурму». При этом последовательность шагов не меняется!
 
  • Внешний мир ставит «экраны».
 
Решается? В принципе – решается, если проводить разбор не в одиночку, а в группе, со специально назначенным человеком, выполняющим функцию модератора. Как это делать – также см. руководства по «мозговому штурму».
 
  • Учитель ставит «экраны».
 
Решается? Решается! Во время обучения АРИЗу учитель должен выполнять функцию модератора и жестко следить за тем, чтобы этапы анализа и игры воображения не пересекались в пространстве и времени.
 
  • Опыт решения задач ставит «экраны».
 
Решается? Решается! По мере приобретения опыта, решатель постепенно приучается ставить необходимые «экраны» сам себе.
 
Имеем четыре решения – и, похоже, все четыре правильные и взаимно дополняющие друг друга.
 
СТОП... Ведь на этом шаге требовалось совсем другое: не проверить ресурсные «вещества» каждое по отдельности, а попробовать СМЕШАТЬ их друг с другом.
 
А как «смешать» учителя с опытом, а АРИЗ – с внешним миром?..
 
... Да ведь ИМЕННО ЭТО нам и нужно: чтобы в голове решателя одновременно «присутствовали» и учитель, и модератор, и прежний опыт решения задач. «Присутствовали», естественно, в виде образов, к которым можно мысленно обратиться, скажем, с вопросом и получить ответ – например, нравится решение или не нравится. Эмоции ведь не скроешь! Можно не понимать, что именно не нравится, но если не нравится или эмоций нет – это очень легко почувствовать.
 
ГИ № 10:
ЧУВСТВА!!! Вот они – «родительские» контролеры того, произошел ли очередной акт творчества или нет. Причем чувства эти на каждом шаге – немного разные: на одном это ближе к «дребезжит – не дребезжит», на другом – «красиво – некрасиво», на третьем – «вкусно – невкусно», на четвертом – «больно – не больно», и так далее.
 
... А что делать тем, кому, скажем, медведь на ухо наступил?
 
ШАГ 4.4. Определить, решается ли задача заменой имеющихся ресурсных веществ пустотой или смесью ресурсных веществ с пустотой.
 
А что в таком случае выступает в роли «пустоты»? Если нет чувств, то что есть?
 
А есть логика. Вот он – «универсальный заменитель человеческих чувств». «Заменитель», разумеется, не совсем полноценный. Тем не менее, логика в большей или меньшей мере есть у любого инженера (профессия такая!). Так что, на крайний случай, можно и инструкциями обойтись. Но только на крайний!
 
ШАГ 4.5. Определить, решается ли задача применением веществ, производных от ресурсных (или применением смеси этих производных веществ с "пустотой").
 
Собственно говоря, мы именно это только что и сделали: в качестве «производных веществ» выступают образы. Просто мы чуть забежали вперед...
 
ШАГ 4.6. Определить, решается ли задача введением вместо вещества электрического поля или взаимодействием двух электрических полей.
Так-с... Придется еще и эквивалент электрического поля в психике искать...
 
Так что же психику «бьет током»? И зачем это может понадобиться?
 
«Бьют током» психику, как известно, нервы. И что?.. Как использовать эти «удары»? Или нужно что-то совсем другое?
 
В примечании, вроде бы, говорится про повышение управляемости...
 
... Нет пока что идей.
 
ШАГ 4.7. Определить, решается ли задача применением пары "поле - добавка вещества, отзывающегося на поле" (например, "магнитное поле - ферровещество", "ультрафиолет - люминофор", "тепловое поле - металл с памятью формы" и т.д.)
Так это же пара «чувства – эмоции»! То самое, что мы только что рассмотрели: чувства (слух, зрение, вкус...) формируют представления о результате, а эмоции дают оценку – «полетит» или «не полетит». Все сходится!
 
... Так в чем же, собственно говоря, состоит само решение? Что и как именно предлагается сделать с АРИЗом? Время разбрасываться камнями прошло – пора бы и собрать их.
 
Продолжение следует.
 
[1] Привень А. И. История фотографии в контексте ТРИЗ, http://www.metodolog.ru/node/663

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "АРИЗом по АРИЗу Ч.3"