По просьбе Фила и по случаю 20-летия публикации, (чтобы не перегружать ветку «ТРИЗ и дети» http://www.metodolog.ru/node/829), предлагаю здесь статью «ФАНТАЗИЯ В УПРЯЖКЕ», опубликованную в журнале ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. 1991 № 4
Леонид Шуб
ФАНТАЗИЯ В УПРЯЖКЕ,
ИЛИ ДИАЛЕКТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Все великое и прекрасное в нашей жизни, науке и искусстве создается умом с помощью фантазии и многое — фантазией с помощью ума. Н. Пирогов
ФИЗИКА БЕЗ ФОРМУЛ
- Жидкое может вытекать через тонкие трубы, а твердое нет! — следуя давно укоренившейся детсадовской традиции единственного ответа на поставленный вопрос, победно провозглашает Ира и оглядывает товарищей: а ну, кто сумеет ее опровергнуть?!
Никто, похоже, к этому и не стремится. Да и к чему сходу оспаривать это мнение, если можно спокойно высказаться, выслушать всех желающих...
- Если жидкое разольешь, то оно польется, а твердое положишь, оно так и останется лежать,— видно Саше вспомнился пролитый за обедом компот.
- Еще есть такая буква — твердая! — это Стасик. Он уже умеет читать и пользуется среди ребят авторитетом.
- Я думаю, что Солнце — твердое! Потому что оно... всегда горячее. Если бы оно было жидким, то оно растекалось бы, потекло на людей,— Коля, как правило, развивает мысль на ходу, не всегда успевая ее закончить.
Это занятие в подготовительной группе детского сада № 71 «Антошка» города Норильска посвящено знакомству с агрегатными состояниями вещества — твердым, жидким и газообразным. А на следующем занятии ребята откроют для себя новую игру «Маленькие человечки». Ее разработали норильские школьники из кружка РТВ — развитие творческого воображения. В конце занятия завязывается непринужденный разговор.
- Чем же отличаются жидкие человечки от твердых?
- Они не хотят держать друг друга за руки! Даже если они будут держаться, их легко оторвать...
- А как выглядят газообразные человечки?
- Из газа?! Они бегают! Разбегаются в разные стороны! Их ничем нельзя удержать. Они даже могут улететь...
- Вот вы сказали, что вода состоит из жидких человечков. А могут ли жидкие человечки стать твердыми?
- Но тогда воду нельзя пить! — Саша снова подходит к вопросу с практической стороны. Его поддерживает Боря:
- Если водяных человечков собрать в тарелку и поставить на окно, то они станут замерзать и возьмутся за руки. Значит, вода замерзла... И будет лед!
- Хорошо, а теперь возьмем лед и станем греть...
- Можно лед в руку положить, и тогда он будет таять, а вода капать... Значит, маленькие человечки отпустили руки!
Пора открыть секрет — занятия, на которых мы присутствуем, не входят ни в один из разделов существующей «Программы дошкольного воспитания». Тем не менее, малыши нескольких детских садов Норильска и десятков дошкольных учреждений других городов Союза — от Находки до Таллинна — имеют возможность изучать в познавательно-игровой форме элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), предлагаемые в программе курса «Развитие творческого воображения».
Одним из таких элементов и является метод моделирования маленькими человечками (ММЧ): взятый в основу новой игры, он позволяет в увлекательной фантастической форме знакомить дошколят с физическими явлениями, происходящими в окружающей их живой и неживой природе, моделировать их, решая разнообразные практические и творческие задачи.
ГРУППА «ГЛАВНЫХ КОНСТРУКТОРОВ»
Как, по-вашему, отнесутся инженеры, серьезные специалисты в своих областях техники, к предложению решить следующую проблему:
«В далеком море-океане, за тридевять земель от родного леса на скалистом берегу необитаемого острова решили зверюшки построить конфетную фабрику. Все свободное от скал место заняло здание фабрики, склад и гостиница. Вот изготовили первые конфеты — шоколадные с молочной начинкой, кремом и орехами. Вкусно!
Как-то приехали на остров зайчата и попросили выпустить для них конфеты с морковным джемом. За ними наведался медведь и передал просьбу делать конфеты с медом. Постепенно набралось множество заказов. Да вот беда, негде хранить на фабрике джем, мед и другое сырье. Все склады заняты молочной начинкой. Что делать?
Стали звери думать-гадать, где найти место такое, чтобы бочки с медом, банки с джемом, другую начинку хранить? Попытайтесь им помочь».
Ну, конечно, взрослые инженеры в лучшем случае посмеются. Или пошлют …в детский сад: проблема несерьезная какая-то! Впрочем, если конфетную фабрику в условии заменить современным нефтеперерабатывающим заводом в Персидском заливе, а мед и морковный джем — партиями нефти различных месторождений, отличающимися по составу и ценности, то это задача для инженеров реальная.
Через полчаса бурных дебатов ими предлагаются два-три очень серьезных и тщательно продуманных варианта решения. Серьезных, проверенных, но... стандартных! В основном они сводятся к необходимости либо взорвать мешающие строительству скалы и на их месте построить новые склады, либо к тому, чтобы надстроить имеющиеся здания, либо, наконец, пробурить или вырыть в земле обширные полости, достаточные для хранения в них нефти.
Но однажды мы отсняли на видеопленку получасовое занятие по теме «Вещественно-полевые ресурсы» в подготовительной группе детского сада, где обыгрывалась эта задача о конфетной фабрике. Фильм был продемонстрирован группе инженеров, как раз и обсуждавших проблему «нефтяного завода».
Как вы уже догадались, реакция солидных мужчин на увиденный сюжет была крайне неоднозначной — от неподдельного удивления и искреннего восхищения раскованной фантазией малышей до раздражения своим стереотипным мышлением и психологической инерцией, препятствующим выходу на «дикие», необычные, но красивые идеи. Трем предложениям взрослых дядь шестилетние изобретатели противопоставили десяток оригинальных, изящных и при этом экологически «чистых» решений.
Используя ресурс самого острова, необходимо отыскать естественные пещеры, пустоты и закачивать начинку в них.
Можно спуститься глубже и поискать свободные подземные пространства на дне моря неподалеку от острова.
Вокруг острова — огромные толщи воды, значит, можно привлечь и этот ресурс, изготавливая полые склады-бочки, которые с помощью грузов будут либо опускаться на дно, либо займут промежуточное положение, места, благо, хватает.
Кто-то даже предложил оставить бочки на плаву возле острова, но ребята рассудили, что тогда они будут мешать подплывающим кораблям, да и шторм может сорвать бочку с якоря и унести в море.
- Другое дело, если склады делать временными. Тогда появится возможность строить их зимой прямо на льду вокруг острова. Один из ребят пошел по этому пути еще дальше:
- Пусть тот корабль, который привозит начинку, и послужит временным складом, а после, загрузившись конфетами, увозит их домой. Наконец, дошла очередь и до воздушного пространства. И наиболее смелые, прицепив бочки к воздушным шарам, предупредительно привязанным к скалам, поместили продукты между небом и землей. Кто-то даже настойчиво предлагал использовать для этой цели летающего слона из сочиненной самими же ребятами сказки.
Но вот госпожа Фантазия обратила свой взор и на само небо. Действительно, а почему бы не строить склады прямо на облаках — зачем зря месту пропадать? И держать они будут, судя по всему, неплохо. Однако и здесь родилось решение, восхитившее даже «видавших виды» малышей.
Предложено получаемые продукты — джемы, сливки, сгущенку, мед — высушивать на солнце так, чтобы они испарялись и, поднимаясь вверх, превращались в облака: сливочные, клубничные, медовые. По мере надобности операторы фабрики будут заказывать дождь или снег из нужных облаков, собирая осадки и используя их в производстве.
На этом, пожалуй, можно прервать перечисление ребячьих изобретений, а число их было куда больше. Демонстрация фильма принесла ожидаемый эффект. Получив наглядный урок свободной, раскрепощенной работы детской фантазии, наши инженеры с завидным усердием взялись за изучение основ ТРИЗ.
«А так ли уж свободна была фантазия детей? — спросит иной скептически настроенный читатель.— Настолько ли раскрепощенным было их мышление? Ведь действовали-то они по определенному алгоритму, ведя поиск ресурсов по некоторой схеме, правилам!»
Ответить на этот вопрос однозначно непросто. Развитие творческого воображения с использованием элементов ТРИЗ действительно предполагает значительную перестройку мышления, приведение уже имеющихся знаний в стройную систему, изучение приемов разрешения возникающих противоречий. Это действительно так. Но до обучения одну и ту же творческую задачу малыши решали способом, мало отличающимся от старых,— перебором вариантов, методом проб и ошибок, не намного опережая взрослых по оригинальности предложений.
Да, в какой-то степени ТРИЗ лишает человека свободы—свободы делать множество бессмысленных ошибок, отнимающих при решении любой проблемы уйму времени!
СКАЗКА — ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ
Предложение систематизировать накопленный за два года материал, облечь его в доступную и занимательную для малышей, привлекательную для родителей форму пришло к нам с Михаилом Наумовичем Шустерманом с неожиданной стороны — из издательства «Педагогика». Больше года назад началась работа над книжкой, которую мы пока назвали «Новые приключения Колобка, или Диалектика для детей и взрослых».
Признаться, поначалу выбранный нами герой вызывал множество возражений. Почему? Попробую объяснить. Нас, привыкших к стремительному техническому прогрессу, трудно удивить появлением в реальной жизни еще вчера, казалось бы, фантастических вещей. Мы справедливо ожидаем от ученых, инженеров, изобретателей все новых открытий, новинок, способных еще более преобразить наш быт. Ведь жизнь должна становиться лучше, следовательно, рассуждаем мы, все лучше и лучше должны становиться предметы быта, обихода. Улучшением, развитием мира вещей заняты в наши дни миллионы людей.
Но стоит только предложить кому-либо из взрослых улучшить, усовершенствовать... сказку «Колобок»,— большинство мам и пап, педагогов и инженеров встречают подобное предложение в штыки. Возмущению порой нет предела. Как мы осмелились тронуть бессмертное произведение народного творчества?!! Как нам в голову могла прийти сама мысль о посягательстве на святыню и т. д., и т. п.
В самом деле, что же мы делаем? Поднимаем руку на любимейшее произведение малышей? Успокойтесь, ревнители и почитатели народного таланта. Классического «Колобка» никто не собирается менять. Пусть смысл этой сказки останется незыблемым. Но что может помешать или запретить нам изменить, развить сюжет, сделать его содержательнее, увлекательнее, умнее?
Конечно, нелегко представить себе сказку с новыми героями, с неузнаваемо преобразившимся Колобком, смело и остроумно справляющимися с непреодолимыми трудностями и опасностями. И первыми вопросами будут: чему же научился ваш герой? Что нового принесет он малышам?
Основа сюжета будущей книги — путешествие Колобка. Правда, страна, по которой пролегает его путь, не совсем обычна – в ней учат фантазировать и преодолевать, разрешать различные проблемы. Колобок и его друзья узнают, что эти умения связаны между собой теснейшим образом. Здесь повелитель Изумрудного города Великий и Ужасный Гудвин обучает особым приемам, знание которых позволит путешественникам разрешать противоречия, скрытые в самых сложных задачах. А Кот в сапогах открывает кладовые сказочных физических эффектов, волшебных чудес — фундамента, на котором выстраивается здание сказки.
Так, например, восхитившись смекалкой Кота, сумевшего одолеть в одиночку огромного Людоеда, Колобок ошарашивает Лису, используя опыт Кота в сочетании с приемом «наоборот». На глазах предвкушающей сытный обед плутовки он вдруг раздувается до невообразимых размеров — больше лисы, шире медведя, выше самого высокого дерева!
Фантастика?! Для неискушенного читателя — возможно. Но не для Колобка, хорошо изучившего свои ресурсы во время службы матросом на яхте капитана Врунгеля. Ведь известно, что рецепт приготовления колобков содержит соду и уксус — их добавка делает тесто пышным, а хлеб — мягким и вкусным. Так отчего же, решает герой книжки, не сделать это главным оружием своего спасения? А в осуществлении задуманного помогает еще один персонаж — Госпожа Идеальность, или Королева исчезнувших вещей.
Как удалось Колобку спастись от Лисы, и в чем помогла ему Королева, вы узнаете из книги, содержащей в себе не только приключения и погони, но и самый настоящий учебный материал. Ведь главная цель — познакомить детей и взрослых с основами изобретательства, прикладного использования законов диалектики в жизни и творчестве. А значит, как и полагается учебнику, книжка будет содержать в себе множество разнообразных изобретательских задач из любых сфер деятельности человека: техники, искусства, спорта, педагогики.
Насколько полезна и интересна будет предложенная форма обучения детям и их родителям — покажет время. Опыт работы на семинарах по РТВ для воспитателей детских садов позволяет надеяться, что «Новые приключения Колобка» помогут детям развивать свою фантазию с помощью взрослых, а родителям — преодолевать барьеры психологической инерции в содружестве с детьми. И обогатят семейные отношения радостью совместного творчества.
«Если у вас есть одно яблоко, и у меня есть одно яблоко, и мы обменяем их, то у нас у каждого будет по одному яблоку. Если у вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обменяемся ими, то у нас у каждого будет по две идеи»,— как справедливо писал когда-то Бернард Шоу.