НТИ февраль 2011 Ч.2 Транспорт, Информация

 
 
Часть 2
РазделТРАНСПОРТ начнем с «сухопутного» транспорта, а закончим, как положено, космическим. «На рынок выходит самобалансирующее колесо для пешеходов», пишет 17 февраля www.membrana.ru. «Американцы придумали очень компактный электрический моноцикл. Его изобретатели надеются отвоевать часть покупателей у всевозможных образчиков миниатюрного персонального транспорта, используемого на «последней миле». Новинка называется Solowheel. Это стабилизированный при помощи гиросенсоров аппарат с литиево-ионными батареями, которые обеспечивают колесу запас хода в 19 километров.Такого диапазона, считают создатели устройства, с лихвой хватит для путешествия от метро, пригородного поезда или автобуса до офиса и обратно к дому, также с использованием «промежуточного» общественного транспорта. «Соловил» достаточно лёгок (он весит 9 килограммов), чтобы его можно было брать с собой куда угодно. Габариты аппарата составляют 43 х 48 х 13 сантиметров. Для переноски аппарат оборудован ручкой. В отличие от самоуравновешивающегося моноцикла SBU, на «Соловиле» едут стоя (внизу корпуса раскладываются подножки). Это очень похоже на «Волшебное колесо». Но то, по сути, является лишь самокатом без привода, к тому же снабжённым дополнительным роликом для равновесия. В «Соловиле» за равновесие, помимо ловкости наездника, отвечает электроника. Так наклон вперёд вызывает разгон аппарата, отклонение назад — торможение. Киловаттный электромотор моноцикла Solowheel разгоняет его до скорости 19 км/ч. Как и в других электрических самокатах, замедление или движение под гору превращает двигатель в генератор, который возвращает энергию в батарею. Последняя заряжается от сети за 45 минут.В продажу Solowheel поступит в апреле 2011 года по цене $1495. В комплект входит зарядное устройство и учебный DVD».
 
«Гибкий» капот поможет спасти жизни сбитых пешеходов», сообщает 24 февраля www.nanonewsnet.ru. «В Великобритании разработали инновационную крышку двигательного отсека, которая поглощает значительную часть энергии при ударе. Когда автомобиль сбивает человека, переходящего улицу или едущего на велосипеде, пострадавший зачастую бьётся о капот не только телом, но и головой. Поэтому в 65% случаях столкновение с автомобилем, едущим со скоростью 60 км/ч, заканчивается фатально или приводит к тяжёлым травмам. Проблема усугубляется тем, что автопроизводители, желая сделать транспортное средство более компактным, практически не оставляют пространства между крышкой двигательного отсека и массивным мотором. Для уменьшения негативного эффекта компания Cellbond, специализирующаяся на технологиях поглощения кинетической энергии при транспортных авариях, и Группа инженерного анализа, симуляций и трибологии (EAST) при Английском университете Раскина разработали новый тип капота. Он сохраняет общую жёсткость, но при взаимодействии с чем-либо на небольшом участке прогибается, тем самым смягчая удар. Это происходит благодаря сэндвич-конструкции: между двумя алюминиевыми листами помещён поглощающий энергию слой. Инженеры утверждают, что такой капот смягчает удар головой на 50–60% лучше, чем используемые аналоги. По словам директора EAST профессора Хасана Ширвани, интерес к разработке проявил «крупный представитель автопрома». Однако г-н Ширвани отказался назвать эту компанию».
 
«Крупнейшие суда перевезут товары экономичнее всех», утверждает 22 февраля www.membrana.ru. «В ближайшие годы корейцы построят для датчан серию рекордных по размерам судов. Самые экономичные и грузоподъёмные контейнеровозы планеты помогут заказчику в бизнесе. А природе понравится снижение выбросов парниковых газов торговым флотом. 21 февраля 2011 года датская судоходная компания Maersk объявила о подписании контракта с корейской судостроительной фирмой DSME. Она должна построить новую модель гигантского транспортного судна —Triple-E.С номинальной вместимостью в 18 тысяч единиц TEU (20-футовых контейнеров) новый класс судов должен превзойти нынешних титанов морей —«Эмму Мэрск»(Emma Maersk) и её семь сестёр-близняшек из так называемой серии E (Maersk E Series). У тех предельная вместимость достигает 15500 TEU (номинальная — несколько меньше) и пока они являются самыми внушительными судами в мире, находящимися в эксплуатации. Новое мегасудно будет насчитывать 400 метров в длину, 59 м в ширину и 73 м в высоту, а его осадка составит 14,5 метра. Если контейнеры, которые может вместить Triple-E, погрузить на поезд, то он получится 110 километров длиной, а если их поставить один на другой, то верхний окажется в 47 километрах от земли. Интересно, что в сравнении с текущим рекордсменом — «Эммой Мэрск» — исполин Triple-E больше по длине и ширине всего на три метра. Это практически предел, допустимый для крупных портов. Значительную прибавку в количестве контейнеров удалось получить не за счёт прямолинейного роста габаритов, а благодаря перепланировке внутреннего пространства.Капитанскую рубку и жилые помещения проектировщики нового контейнеровоза сдвинули на несколько секций вперёд, а двигатели – ближе к корме (схема «с двумя островами»). Так без потери обзорности удалось поместить больше контейнеров спереди и позади капитанского мостика. Кроме того, подводную часть корпуса в поперечном сечении решено сделать ближе к букве U, чем к V. Проект, однако, интересен не только простым ростом размеров. «Тройка Е» — это «экономия от масштаба», «энергоэффективность» и «экологически улучшенный» (Economy of scale, Energy efficiency, Environmentally improved). Датская компания сообщает, что выбросы CO2 на каждый перевезённый контейнер у судов Triple-E будут на 50% меньше, чем в среднем по отрасли и на 20% меньше, чем у «Эммы» — наиболее эффективного контейнеровоза мира в настоящее время.С новым гигантским судном способен справиться экипаж всего в 13 человек. В нормальном режиме на борту будет находиться 19 моряков. А при необходимости «Тройка» может разместить у себя и 34 человека. Что до расхода топлива, то суда нового класса должны сжигать на 35% меньше горючего в расчёте на один контейнер, чем очень даже немаленькие контейнеровозы на 13100 TEU, которые поступят в судоходные компании-конкуренты в ближайшие годы. Себестоимость транспортировки одного контейнера на линии Азия-Европа на борту «Тройки Е» окажется на 20-30% меньшей, чем на борту большинства современных судов, — оценивает судоходная компания. За такую экономию, среди прочего, следует благодарить основные двигатели. Их у «Тройки» будет два. Причём они должны быть настроены на чуть меньшую частоту вращения вала, нежели раньше, а диаметр гребных винтов, наоборот — увеличен. Всё это сделано ради большего КПД. «Используя один киловатт-час энергии на каждую тонну груза, „Тройка Е“ может проплыть 184 километра. В то же время большой транспортный самолёт, потратив то же количество энергии в расчёте на тонну, пролетит лишь 500 метров», – сравнивает компания Maersk эффективность разных видов транспорта. На благо сокращения расхода топлива гигантское судно решено сделать ещё и чуть менее быстрым, нежели прямые его предшественники («максималка» составит 22,5-23 узла против 25-25,5 у «Эммы Мэрск»). Наконец, на судне будет применена система использования бросового тепла выхлопных газов для генерации дополнительной энергии. Первые десять колоссов Triple-E должны сойти со стапелей с 2013 по 2015 годы. Гигантские суда новой серии будут переправлять грузы из Китая в Испанию, Голландию и Германию. Maersk надеется с их помощью получить свою долю прибыли от роста торговых перевозок между Азией и Европой, который прогнозируют экономисты». 3 февраля на www.popmech.ru размещена заметка
 
«Полет монокоптера: Принцип кленового семечка». «Крохотный летательный аппарат вращается в полете, как семечко клена, да и размерами ненамного его превосходит.Не только клены, но и масса других растений производят семена с крылышком, которые ботаники называют плодом-крылаткой. В воздухе такое семечко начинает быстро вращаться, что сильно замедляет падение и позволяет ему уноситься подальше от дерева. Такой способ полета может быть по-своему привлекателен и для роботов. К примеру, микроаппараты подобной конструкции можно сбрасывать массой с самолета, и, падая, они будут вести наблюдения за противником… Но Эвана Ульриха (Evan Ulrich) и его коллег, работающих в группе профессора Шона Хамберта (Sean Humbert), интересует не война, – а сам полет. Они занимаются тем, что тщательно исследуют механизмы полета природных созданий (обычно, все же, не растений, а насекомых) и пытаются повторить удачные инженерные решения в миниатюрных летательных аппаратах. Что касается кленовых крылаток, то однокрылый дистанционно управляемый аппарат, монокоптер, уже создан – и не один. К такому решению авторы пришли не сразу, поначалу они планировали создать просто крохотный вертолет традиционного вида – и потерпели фиаско. Эвар Ульрих рассказывает: «Полноразмерные вертолеты обладают хорошими аэродинамическими свойствами. Но с уменьшением размеров стабильность полета падает до недопустимых пределов. Тогда-то мой руководитель и вспомнил о простейшей природной системе, обеспечивающей вертикальный полет». Ученые стали исследовать кленовые крылатки детальнее, и с удивлением обнаружили, что эти семена – одни из самых эффективных «летунов» в природе. В отличие от вертолета, способного замереть, пока винт независимо крутится, семечко-монокоптер вращается целиком, что делает его траекторию намного более сложной. Однако и ее ученые научились с достаточной точностью предсказывать – а значит, и смогли в должной мере контролировать полет своего искусственного аппарата. Контроль осуществляется изменением угла крыла относительно горизонтали. Собрав его конструкцию, для начала ее поведение в воздухе детально изучалось. Авторы просто сбрасывали прототип с высоты 12 м и фиксировали траекторию полета. Затем были созданы и апробированы три разных варианта уже с силовой установкой, самый крупный аппарат имел размеры около 50 см, самый миниатюрный – 7,5 см. Крыло у всех трех создано на основе прочного углеволокна; все три способны в воздухе не только двигаться, но и зависать на месте, менять высоту. Пока что полет продолжается до получаса, но это, понятно, вопрос мощности бортовых батарей. Авторы отмечают целый ряд достоинств этой оригинальной конструкции в сравнении с другими летательными аппаратами тех же размеров. Прежде всего, удивительная устойчивость к повреждениям. Даже в самом крайнем случае, при полном выходе из строя двигателя, он, вращаясь, просто опустится на землю, не повредившись. Кроме того, такая конструкция отличается стабильностью полета, дешевизной, механической простотой и достаточной для таких размеров грузоподъемностью».
 
«Запускать ракеты в космос, возможно, будут лазеры», пишет 22 февраля www.nanonewsnet.ru. «Специалисты НАСА тестируют возможность альтернативного запуска ракет — с помощью нагревания топлива лазерным или микроволновым излучением. Одной из основных проблем современной космонавтики является необходимость оснащать ракеты-носители огромными топливными баками, съедающими почти всю полезную нагрузку. Обычно топливо составляет 95–97% от массы снаряженного носителя. Именно эту проблему пытаются решить специалисты американского аэрокосмического ведомства. Цель проекта Microwave Thermal Rocket, реализуемого в Исследовательском центре НАСА им. Эймса, — резко сократить расход топлива при старте — а значит, и стоимость запуска. Стартовая площадка в этом случае станет напоминать этакую гигантскую электроплитку. Жидкое ракетное топливо будет нагреваться до 1 700 ˚С, превращаясь в раскалённый газ, вырывающийся из сопел и обеспечивающий повышенную тягу. В нынешних ракетах, напомним, энергия выделяется в результате химической реакции горючего и окислителя. Немаловажным преимуществом этой технологии является её безопасность: ракеты не будут взрываться на старте, а выделяемый водород безвреден для окружающей среды. Одна беда: до сих пор методика испытывалась лишь в системах с полезной нагрузкой около 100 кг. А надо, чтобы было по меньшей мере 5–10 т — как сейчас. Зато отправку (мечты, мечты!) в космос грузов и людей можно будет поставить на поток, осуществляя по нескольку запусков в день. Основным препятствием в реализации проекта являются даже не технические, а финансовые аспекты. По словам пионера этой технологии Джордина Кэра, работавшего над ней в Ливерморской национальной лаборатории, система является рентабельной только в случае большого числа запусков. К тому же на сооружение новых стартовых площадок потребуется уйма денег…В общем, сейчас Исследовательский центр НАСА им. Гленна оценивает коммерческую пригодность проекта. Результаты должны появиться через месяц».
 
«Европейцы и американцы выводят ракету-гибрид», сообщает 9 февраля www.membrana.ru. «Инженеры с двух сторон Атлантики объединили усилия, чтобы скрестить ускоритель от шаттла с баком и двигателем от ракеты Ariane 5. Полученный таким способом мичуринский аппарат, полагают разработчики, сможет довольно оперативно заполнить вакуум, образующийся в пилотируемой программе США после ухода челноков на пенсию. Проект новой ракеты-носителя, названной Liberty, продвигают американская компания ATK(производитель твердотопливных ускорителей шаттлов) и европейский гигант космической индустрии —Astrium (разработчик и изготовитель Ariane 5). Партнёры предлагают NASA в рамках программы развития коммерческих пилотируемых систем ( Commercial Crew Development-2) опереться на новый носитель, фактически составленный из уже существующих компонентов. Это будет двухступенчатая ракета. Первая ступень — пятисегментный твердотопливный блок, полученный путём доработки четырёхсегментного ускорителя от шаттла. Вторая ступень — жидкостное (кислород/водород) криогенное «ядро» от Ariane 5. Liberty сможет поднять на МКС 20,185 тонны полезной нагрузки, то есть любое пилотируемое транспортное средство, находящееся сейчас в разработке. Среди этих аппаратов могут оказаться капсулы и космопланы, развиваемые частными компаниями. Но самое заманчивое в проекте — темпы реализации. Первый полёт Liberty партнёры запланировали на 2013 год, второй, тоже испытательный, на 2014-й и поставку ракеты заказчику — на 2015 год. Партнёры особо подчёркивают надёжность и безопасность носителя. Скажем, ATK отмечает, что помимо добавления пятого сегмента, переделанный ускоритель отличает иное зерно топлива, перекроенное сопло, модернизированная оболочка и улучшенная изоляция. Этот обновлённый ускоритель уже проходил наземные испытания, а в 2009 году — и тест в небе. Тогда был успешно осуществлён запуск экспериментального образца ракеты-носителя Ares I-X, позднее павшей жертвой перекройки космической программы Штатов. Её первая ступень фактически идентична первой ступени ракеты Liberty. Во второй ступени «Свободы» носителя будет работать блок, который в Ariane 5 является первой ступенью. Соответственно, его двигатель — Vulcain 2 — нужно будет модифицировать, то есть перевести с запуска на уровне земли на запуск в вакууме. Для европейских инженеров это не должно составить большого труда. В программе создания и эксплуатации «Свободы» максимально будут использованы не только уже существующие технологии, но и инфраструктура на космодроме. Например, платформа для запуска Ares I уже построена…» 
«Американцы придумали корабль для дальних полётов», сообщает 16 февраля www.membrana.ru. «В конце января нынешнего года Марк Холдерман (Mark Holderman) и Эдвард Хендерсон (Edward Henderson) из космического центра Джонсона (JSC) представили концепцию многофункционального исследовательского космического корабля (Multi-Mission Space Exploration Vehicle — MMSEV) Nautilus-X. Имя его тоже расшифровывается: «Внеатмосферный универсальный транспорт, предназначенный для длительных американских исследований» (Non-Atmospheric Universal Transport Intended for Lengthy United States eXploration). Концепция Nautilus-X создана в рамках работы исследовательской группы «Будущее в космической деятельности» ( Future in Space Operations) и «Команды оценки применения технологий» (NASA Technology Applications Assessment Team). Последняя занята анализом новой техники с целью определения того, как она может ускорить космические исследования, причём в разумные сроки и с доступными затратами. Главные плюсы многофункционального корабля – эффективность, гибкость и масштабируемость. Все основные части «Наутилуса Икс» должны быть построены по технологиям уже апробированным в космосе, либо находящимся на пути к реализации. Ни одного фантастического узла в данном проекте нет. Любопытно, что часть модулей MMSEV должна быть выполнена в виде надувных отсеков. При выводе на орбиту они не займут много места под обтекателем ракеты-носителя, а после стыковки с «хребтом» корабля могут раздуться, предоставив обитателям большой жилой объём. Получается, история сделала большой круг. Много лет назад само NASA занималось разработкой надувных космических модулей для орбитальных станций. Но потом эту линию агентство свернуло. Но конструкторский задел не пропал: его в качестве отправной точки «прибрала к рукам» частная компания Bigelow Aerospace, известная нам по разработке орбитального отеля (конечно же, с надувными отсеками), к слову, также названного Nautilus. Теперь специалисты NASA рассуждают, что модули от Bigelow способны послужить частями перспективного межпланетного корабля. Число таких отсеков в MMSEV может варьироваться в зависимости от продолжительности предполагаемой миссии. Сборка и, при необходимости, перестройка корабля Nautilus-X должны вестись на околоземной орбите. Аналогичным образом аппарат сможет менять свою силовую установку — она должна быть выполнена в виде самостоятельного модуля.
 
 
 
 
Особое внимание на эскизах привлекает крупный тор в центре конструкции. Он должен вращаться, создавая искусственную силу тяжести. Центрифуга должна насчитывать в диаметре от 9 до 12 метров и вращаться со скоростью от 4 до 10 оборотов в минуту. Это обеспечило бы внутри неё гравитацию от 0,08 до 0,69 g. Причём, части тора также должны быть надувными и раздвижными. Для доставки вращающегося надувного тора на МКС понадобится всего один пуск ракеты Delta-IV или Atlas-V. Работа центрифуги может быть организована так, чтобы не нарушалась микрогравитация на самой станции. Авторы проекта считают, что в пилотируемых полётах за пределы лунной орбиты без центрифуги трудно будет поддерживать здоровье экипажа на должном уровне. (Попутно добавим, для защиты от космической радиации в длинных вояжах экипаж использовал бы баки с водородом и водой.) Центрифугу-тор предварительно можно испытать на МКС, — полагают авторы проекта. Её постройка оценена в $84-143 миллиона, а срок – в три с лишним года. Кстати, сам «Наутилус» мог бы позднее тоже состыковываться с международной станцией. Например, для обслуживания и переоборудования перед отправкой к очередной планете. Для доставки экипажей с Земли на MMSEV и обратно авторы концепции предлагают использовать насовский корабль Orion. Ту же задачу сможет выполнить одна из частных капсул, интенсивно развиваемых в настоящее время, — уверяют исследователи. Никаких обещаний по данному проекту NASA не даёт. Это лишь предположение, каков мог бы быть новый шаг американцев в космосе. Важно, однако, что благодаря накопленному за последние полтора десятка лет опыту постройки МКС, столь внушительный колосс, как «межпланетник» Nautilus-X, может быть спроектирован и создан в три раза быстрее, чем международная станция. И обойдётся он примерно в сорок раз дешевле. «Ориентировочная стоимость и время реализации проекта — $3,7 миллиарда и 64 месяца». 
 
Раздел ИНФОРМАЦИЯ в этот раз посвящен коммуникации между людьми, роботами и инопланетными цивилизациями. «iPad предсказали ещё в 1988 году», убеждает нас 31 января www.strf.ru. «В жж-сообществе «ru_iphone» бурно обсуждают новость из журнала «Наука и жизнь» 23-летней давности. Заметка посвящена конкурсу идей на тему «персональный компьютер 2000 года», который был проведён в 1988 году компанией Apple. Победители конкурса, студенты Иллинойского университета, представляли себе компьютер будущего как коробку размером с общую тетрадь: «На одной стороне коробки – цветной экран на жидких кристаллах. Нет никаких клавиш или кнопок, кроме кнопки включения. Изображение клавиш с обычным набором цифр, букв и знаков появляется на экране при включении ЭВМ. Чтобы вводить в машину текст или цифры, надо прикасаться к изображениям этих клавиш на экране». Студенты также предположили, что в 2000 году компьютеры будут связаны с миром не через телефонную сеть, а с помощью радиосвязи. К тому же, взаимодействуя с системой навигационных спутников, они позволят владельцу определять своё местонахождение. Авторы статьи 1988 года отмечали, что создание такого компьютера не требует никаких новых крупных прорывов: практически всё необходимое для него уже существует».
 
«Блоготрясения: Магнитуда сообщения». Такая заметка размещена 16 февраля на www.popmech.ru. «Некоторые слова, актуальные для сегодняшнего дня, врываются в блогосферу и сотрясают ее, подобно землетрясению – чтобы вскоре потерять привлекательность и забыться. Происходящее действительно очень напоминает землетрясения, и может быть описано теми же параметрами и законами. Поисковая система Technorati, которая специализируется на блогах, в 2007 г. зафиксировала, что их количество в мире перевалило за 100 миллионов – и с тех пор эта цифра колоссально возросла. Не будет преувеличением сказать, что блоги – коллективные и личные, текстовые и мультимедийные, и множества других разновидностей – за примерно десять своего существования лет изменили природу распространения информации, и сегодня оказывают огромное влияние не только на СМИ, но даже и на политические процессы. Поэтому неудивительно, что блоги становятся все более интересующим ученых явлением. Недавняя работа австрийских ученых во главе со Стефаном Тюрнером (Stefan Thurner) проводит крайне любопытную параллель между процессами, происходящими в блогах – и в недрах Земли. Точнее говоря, между тем, как горячие темы «взрывают» блогосферу – и как прокатываются волны землетрясений. Авторы провели анализ публикаций в более чем 160-ти американских политических блогах за период с 1 июля 2008 г. по 3 мая 2010 г. Чтобы действовать формально точно, они брали в расчет лишь появления всех возможных буквенных триплетов – в английском языке это aaa, aab, aac… zzz. Всего таких комбинаций возможно набрать 263, т.е. 17576, хотя большинство из них, конечно, никогда не используется. Ученые фиксировали день, в который встречаемость каждого конкретного триплета была максимальной, и выделяли слова, в которых он появляется. И лишь затем проводился поиск употребления этих слов в пределах одного месяца до и одного – после пика. Примеры результатов можно видеть на графиках, приведенных слева. Глядя на эти графики, Тюрнер с коллегами выделили два типа происходящих событий. Первый напоминает внезапный скачок частоты встречаемости, «как будто из ничего», связанный с актуальным событием – скажем, выдвижением Сары Пэйлин кандидатом в вице-президенты США. Поскольку такие скачки связаны с событиями, происходящими вне пределов блогосферы, авторы назвали их экзогенными. Второй вариант – постепенный рост, связанный с бурно развивающейся дискуссией, которая в какой-то момент достигает кульминации, а затем затухает. Такое наблюдалось, скажем, перед и после инаугурации президента Барака Обамы – но сам процесс развивался внутри блогосферы, поэтому авторы называют эти явления эндогенными. Но, пожалуй, самое удивительное среди их находок – в том, что формой своей графики эти крайне напоминают картины, связанные с землетрясением, начиная с предварительных сейсмических толчков и вплоть до повторного удара (афтершока). К примеру, в блогах наблюдается такое же гиперболическое затухание интенсивности «ударов» со временем, что и при афтершоке, для которого в сейсмологии даже существует математическое выражение в виде закона Омори. Соблюдается и сейсмологический закон Гутенберга-Рихтера, согласно которому натуральный логарифм частоты землетрясений обратно пропорционален их силе. За 670 дней, что были охвачены исследованиями, ученые выявили более 1000 подобных событий – более чем одно «блоготрясение» в день. Авторы даже предлагают оценивать силу «блоготрясений» по той же шкале магнитуд, что и реальные землетрясения. К примеру, самым мощным из событий, вошедших в исследование, было то самое выдвижение Сары Пэйлин, и его они сравнивают с одним из «мега-землетрясений», способных разрушить целые мегаполисы – и последствия от которых тянутся вплоть до сегодняшнего дня. Забавным можно счесть тот факт, что блогосфера, в отличие от литосферы Земли, сама подвержена влиянию слов. И если ученые однажды объявят какое-то медийное событие «мега-блоготрясением», это обязательно сделает его еще более мощным...»
 
14 февраля на www.popmech.ru размещена заметка «Информационная эра: В погоне за природой». «Американские ученые подсчитали общие объемы информации, которую человечество хранит, передает и перерабатывает сегодня. Цифры получились впечатляющие – и поучительные. «Мы живем в мире, где экономическое, политическое и культурное развитие во многом определяется возможностями технологий, - заявляет исследователь Мартин Хилберт (Martin Hilbert), - И мы впервые провели серьезную, обоснованную количественную оценку способностей человечества оперировать информацией». Ну а теперь приготовьтесь к большим числам. В цифровом и аналоговом виде человечество хранит не менее 295  эксабайт (295 000 000 000 000 000 000 байт) информации. Если за 1 бит взять песчинку, то это в сотни раз больше, чем весь песок на планете. Но и – меньше 1% того объема информации, который закодирован в ДНК человека. Началом цифровой эры хранения информации можно назвать 2002 г., когда объем данных, хранящихся в этом виде, превысил объем данных на аналоговых носителях. К 2007 г. «в цифре» хранилось уже более 94% всей информации. За тот же 2007-й посредством различных телевидения и GPS человечество передало 1,9 зеттабайт (1 900 000 000 000 000 000 000 байт) данных – как если бы каждый человек читал по 174 газеты ежедневно. Если же говорить о средствах коммуникации в обе стороны – таких, как телефония – то цифра составила 65 эксабайт (6 газет каждый день на человека). В 2007 г. персональные компьютеры по всему миру выполняли 6,4*1018 инструкций каждую секунду. Опять же, цифра огромная – по оценке ученых, на выполнение их вручную у нас ушло бы время, в тысячи раз большее возраста Вселенной, - однако сравнимая с числом нервных импульсов, возникающих в мозгу одного человека за ту же секунду. Вообще же за период, охваченный этим исследованием (с 1986 по 2007 г.) совокупная производительность компьютеров в мире росла на 58% каждый год, интенсивность телекоммуникаций – на 28%, а общая вместимость устройств хранения – на 23%. Резюмируя, Мартин Хилберт говорит: «Эти цифры очень впечатляют. Но они, все же, крохотны в сравнении с теми объемами информации, которые хранят и обрабатывают живые организмы. Здесь мы пока еще скромные ученики». Но природные процессы очень медленны в сравнении с технологическими. И рано или поздно мы обязательно перейдем в разряд если не учителей, то – «сокурсников»...»
 
«Учёные придумали интернет для роботов», сообщает 11 февраля www.mebrana.ru. «Постепенный выход различных роботов в бытовую область, развитие линии роботов-рабочих или роботов-нянек требует объединения «кремниевых разумов». Аналог Википедии, социальных сетей и форумов для роботов позволит машинам со всего мира обмениваться опытом и становиться умнее. По мнению авторов концепции, специализированный интернет ускорит совершенствование помощников человека. Группа учёных и инженеров из ряда европейских университетов и компаний запустили проект RoboEarth. Главная идея: необходима специальная площадка, сохраняющая все возможные знания в робототехнической сфере. Здесь должны быть единым языком описаны всевозможные задачи, возлагаемые на роботов, и апробированные способы их решения. Тут роботы могли бы выкладывать результаты своих действий и искать подсказки при столкновении с непонятной ситуацией. В современном мире до сих пор большинство роботов видит мир «по-своему», а создающие машины и софт для них люди очень часто заново преодолевают трудности, уже побеждённые кем-то ранее. Аналогичная ситуация складывается, когда сами роботы (конечно, не без помощи своих создателей) начинают осваивать мир, знакомиться с внешней обстановкой, предметами, действиями и поступками людей. Во всех случаях каждый такой новичок словно начинает всё заново. Между тем доступ к единой базе знаний для роботов мог бы облегчить и ускорить любому новобранцу его первые шаги. «В базе данных будут помещены карты мест, в которых действует робот, описания объектов, с которыми они сталкиваются, и инструкции по различным действиям. Финансируется проект ЕС, в нём работает около 35 исследователей. Они намерены представить рабочий прототип системы в течение четырёх лет. Концепция эта напоминает ту, что продвигает компания Willow Garage со своим способным роботом PR2. Напомним, разработчики этого аппарата исповедуют философию открытого исходного кода. В совершенствовании программ для PR2 может принять участие любой специалист, и любой может детально покопаться в том, что уже сделано. Именно коллективное творчество многих институтов и компаний, считает Willow Garage, позволит быстрее нарастить интеллект данной машины…Ну а авторы RoboEarth идут дальше, они предлагают распространить такой же принцип на всех роботов (или почти на всех). В будущем, когда, к примеру, в домах или общественных местах появятся роботы-слуги или андроиды-помощники, их подключение к «роботному интернету» позволит машинам оперативно приступать едва ли не к любому заданию, поскольку в своей сети они смогут найти все недостающие сведения».
 
14 февраля на www.popmech.ru размещена заметка «Межзвездный протокол: Стандарты инопланетного общения». «Готовясь к общению с инопланетным разумом, придется подумать об универсальном протоколе межзвездной связи.В 1974 г. человечество впервые попробовало обратиться к инопланетному разуму. Вскоре после запуска огромного радиотелескопа Arecibo с его неподвижной 300-метровой антенны в сторону шарового скопления M13, расположенного в 25 тыс. световых лет от Земли, было отправлено послание. В закодированном виде оно содержало самые общие сведения о нас, нашей ДНК, Земле, Солнечной системе и самом телескопе Arecibo. Это был первый раз – с тех пор в космос отправлены еще три сообщения, намного более продуманного содержания, а главное – в более обоснованных направлениях, к звездам и планетам, находящимся в пределах 20-69 световых лет от нас. Эти трансляции были и полнее, включали музыкальные фрагменты, фотографии и рисунки. Помимо Arecibo, для этих целей использовался и расположенный в Крыму радиотелескоп обсерватории  НЦУИКС – он не столь мощен, зато обладает подвижной антенной, которую можно направлять на цель. Здесь мы хотим рассказать об интересном предложении, высказанных недавно группой ученых из США и Франции. Авторы разумно замечают, что если мы хотим добиться максимальной эффективности коммуникации, нам стоит разработать стандартный протокол и пользоваться им. И подойти к созданию такого протокола придется со всей тщательностью. Так, музыка или фотоснимки для существ, обладающих принципиально иными органами чувств, могут пройти просто незамеченными. По мнению ученых, создавая универсальный протокол межзвездной связи, надо минимизировать свойственный нам антропоцентризм и положиться на максимально простой математический аппарат. Протокол METI (Messaging to Extra-Terrestrial Intelligence, "Сообщение с внеземным разумом") должен описывать ограничения и стандарты для всех параметров межзвездных сообщений, начиная от метода кодирования и размеров – и до наполнения, способа и периодичности передачи. Конечно, ученые принимают во внимание известный аргумент всех противников отправки подобных сообщений в космос: дескать, это примерно как кричать в незнакомых джунглях – неизвестно, кто еще отзовется. Но они и отвечают, что в любом случае с начала радиоэры наша планета активно излучает сигналы в космос – сегодня огромный вклад в них вносят и телевидение, и системы связи и навигации. Так что если на расстоянии примерно сотни световых лет от нас имеется развитая цивилизация, способная уловить и расшифровать радиосигнал, она имеет все шансы сделать это и независимо от получения специально им адресованного послания. Зато, отправляя послания, мы как бы не только заявляем о себе, но и демонстрируем свои миролюбивые намерения. В конце концов, любая деятельность по поиску контактов с внеземным разумом – это попытки разобраться и в себе самих. Как в случае с протоколом METI – дистанцироваться от культурных и исторических особенностей, и найти способ коммуникации, базирующийся полностью на новых «объективных» принципах. Авторы обещают, что когда они закончат работу по созданию этого протокола, они откроют публике веб-сайт, на котором можно будет автоматически переводить текст в послание – и обратно. Тогда и пообщаемся».
 
Окончание следует
 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "НТИ февраль 2011 Ч.2  Транспорт, Информация "