Екатерина Храмкова — футуродизайнер, основатель и генеральный директор дизайн-агентства инноваций Lumiknows,
специализирующегося на разработке новых продуктов (New Product Development).
Дизайн-мышление как необходимое условие создания успешного инновационного продукта уже давно стало buzz word в самых разных кругах бизнеса на Западе. Такие гуру, как, например, Том Питерс (Tom Peters) призывают, наконец, понять, что «дизайн применим к услугам в той же мере, в какой он применим к “глыбам”. Дизайн важен как для внутренних служб компании, так и для внешних. Это понятие применимо к отделу закупок. Отделу обучения. Отделу финансов».
Однако есть тема, которую мало кто поднимает и обсуждает даже на Западе, хотя она заслуживает отдельного внимания — особенно в условиях формирования новой экономики, законы и обычаи которой существенно отличаются от общепринятых норм предыдущих десятилетий. Я говорю об особой ценностно-смысловой нагрузке, которую все очевиднее начинает нести на себе современный дизайн, используя в своей работе определенный набор установок. Часть из них разработана эмпирически, часть постигнута интуитивно. Не всегда очевидные даже для самих дизайнеров, эти принципы и обеспечивают дизайн-мышлению рост востребованности со стороны бизнеса. Красота же этой истории в том, что познание ровно тех же самых принципов становится важным для современного человека не только в бизнесе, но и на гораздо более глубоком уровне — в том числе, в выборе модели взаимодействия с миром.
Итак, я выделяю несколько ментальных принципов-установок, которыми все активнее вооружается в своей работе современный дизайн:
— осознанность,
— эмпатия,
— фокус на неизвестном,
— визуализация информации,
— метафоричность и образность.
А дополнительную — общественную — нагрузку дизайна я вижу в том, что по мере роста популярности как самого проектного подхода, так и сопутствующего ему дизайн-мышления, количество «осознающих», «присутствующих», «метафоричных» людей увеличивается небывалыми темпами.
Осознанность стоит первой в моем списке, - она необходима для раскрытия потенциала других принципов. Это одновременно и отличительное свойство дизайн-мышления, и превращающаяся в фундаментальную мировоззренческая позиция человека, которому выпало жить в декорациях XXI века. Именно на осознанности я остановлюсь подробнее в этом посте (раскрытию остальных я планирую посвятить следующие).
В моем понимании настоящий дизайн — это всегда «другой», более высокий уровень присутствия, а истинный дизайнер — это всегда свидетель, осознающий и бдительный. Суть его профессии — замечать то, мимо чего, как очевидного и само собой разумеющегося, проходят другие. Как сказал нобелевский лауреат Альберт Сент-Дьерди (Albert Szent-Gyorgyi): «Открыть что-то новое — это значит, увидев то, что видели тысячи других, подумать то, что еще никому из них не приходило в голову...». Мой партнер по Lumiknows рассказывал, как в ходе разработки оборудования для эндо-хирургических операций он в течение месяца проводил видеоэтнографические наблюдения за различными хирургическими бригадами, выполняя необходимые предпроектные дизайн-исследования. В результате он выявил ряд моментов, на которые даже сами хирурги не обращали внимания. Скажем, когда их спрашивали, все ли удобно, — те говорили «да». На самом же деле через какое-то время у них, например, затекала шея из-за непродуманного расположения монитора. Вся бригада начинала переминаться с ноги на ногу — тяжело стоять на одном месте много часов. Или слишком длинные провода оказывались на полу, не только теряя необходимую стерильность, но и мешая работе персонала. И так далее. Думаю, нет необходимости разъяснять, почему подобные «мелочи» важны в операционной. А ведь таких примеров из жизни не просто много — мы окружены ими с утра до вечера. Это значит, что почти каждый момент — возможность для создания инновационного продукта. Само собой разумеется, при внимательном — осознанном — отношении к этому моменту.
Умение дизайнера вдумчиво относиться к действиям, которые люди осуществляют, что называется, «на автомате», всегда было его козырной картой. Собственно, это одна из тех ключевых компетенций, которая и отличает дизайнера-исследователя от маркетолога: фокус на «скрытых» потребностях человека, которые сам он не осознает, а потому и не в состоянии донести до кого бы то ни было другого (включая обсуждение в фокус-группе).
В свое время мне попала в руки забавная книга Thoughtless Acts? Джейн Фултон Сури (Jane Fulton Suri) — директора ведущего в IDEO подразделения, отвечающего за человеческий фактор. Представляющая собой коллекцию фотографий, книга посвящена тем почти бессознательным действиям (thoughtless), которые каждый из нас совершает ежедневно, адаптируясь, исследуя и реагируя на самые разные обстоятельства жизни. Это примеры взаимодействия человека с окружающим его миром на всех уровнях: физическом и функциональном, социальном и культурном. Многие подмеченные острым глазом дизайнера «зарисовки из жизни» уже превратились в новые продукты: ребенок, запечатленный в тот момент, когда он оседлал взрослую тележку в супермаркете, дал повод разработать специальный детский вариант тележки со множеством разновидностей. Прикрепленную скрепками к рулю мотоцикла карту с начерченным на ней маршрутом можно назвать прообразом GPS. Мужчина в аэропорте, поставивший чемодан торцом и севший перед углублением в телефонной будке, чтобы поработать за ноутбуком во время ожидания посадки на самолет, заставил кого-то задуматься о необходимости разработки мобильной металлической мебели в залах прилета. Здесь уместны слова Марселя Пруста: «Чтобы сделать открытие, необязательно открывать новые земли, можно взглянуть на старые — новыми глазами».
Сегодня мощный тренд, связанный с попыткой взглянуть на старые проблемы по-новому — чтобы наконец решить их! — набирает обороты во всем мире. Успех дизайн-мышления во многом связан с тем, что оно предлагает определенный мировоззренческий сдвиг, ведь, говоря словами Эйнштейна, старые проблемы нельзя решить, не изменив при этом саму привычную модель мышления, породившую эти проблемы. Тому, что спрятано за маской привычного, обыденного, что скрывается, подобно айсбергу, за видимой частью картинки, был посвящен форум TED Global, прошедший в Оксфорде летом 2009-го. Свою задачу организаторы сформулировали следующим образом: привлечь внимание к тому, что лежит за пределами нашего видения — и в прямом, и в переносном смысле (to explore what’s hidden). Объединяющим мотивом всех выступлений этого крупного интеллектуального смотра планеты — от архитекторов и дизайнеров до ученых и экономистов — могла бы стать следующая фраза Ошо: «Ничто никогда тебя не достигает таким, как есть; ты постоянно все упускаешь. Ты что-то видишь; сначала это искажают твои глаза и органы чувств. Затем искажают твоя идеология, религия, общество. И так далее, и так далее»…
Очевидно, что «новые глаза» нужны не только для того, чтобы разработать инновационный продукт. Они необходимы и для внутренней трансформации, основанной на повышении уровня осознанности как внутренних мотивов, так и совершаемых поступков. Ведь понимание себя — необходимое условие успеха и в бизнесе, и в личностном становлении. Когда-то Питер Друкер написал в книге, посвященной основным вызовам менеджмента в новом тысячелетии: «Вам наконец придется взять ответственность за понимание себя. Когда вас спросят: «Знаете ли, в чем вы исключительно хороши, а в чем не очень?», не надо смотреть так, как будто вы абсолютно не понимаете, что ответить. Настает время перестать думать в терминах места работы и карьерной лестницы и подумать на тему решения задач — одной за другой». Известные шведы разбавили эту излишне академичную рекомендацию американского гуру каплей эпатажа: они добавили, что от такого капитализма надо еще и получать удовольствие. «Люди начинают уделять внимание не столько карьере, сколько самой жизни, и работа скоро станет рассматриваться как вереница интересных проектов», пишут Нордстрем и Риддерстрале. С уверенностью можно сказать, что переосмысление подходов к тому, на что и как тратить отведенные годы, самым непосредственным образом связано с применением на практике призыва древнего мудреца «Познай себя!».
«Новые глаза», «познание себя», «самоосознанность», «бдительность» и «присутствие». Именно с этими ключевыми понятиями многие сегодня — как в обществе, так и в бизнесе — связывают создание пространства для перемен; по отношению к этим «кодовым» словам выбираются партнеры, как в бизнесе, так и в личной жизни. Я вспоминаю свою беседу с руководителем подразделения Philips Design, отвечающей за «глобальное сканирование культуры» (Global Culture Scanning), которое эта компания проводит ежегодно с целью выработки дизайн-стратегии Philips на ближне- (2—3 года) и дальнесрочную перспективу (до 8 лет). После окончания официальной части визита — в штаб-квартиру Philips Design в голландском Эйндховене я привозила презентацию, посвященную исследованию трендов потребительских предпочтений россиян, — зашел разговор о современных тенденциях в европейской культуре. На мой вопрос, что читают сегодня в Нидерландах, что кажется перспективным с точки зрения trendwatching, мне назвали книги немца Экхарта Толле (Eckhart Tolle), в частности его «The Power of Now» (в русском переводе «Живи сейчас»). Ключевыми словами этой книги, долгое время возглавлявшей список бестселлеров The New York Times, являются те самые awareness и consciousness…
В моем понимании дизайнеры — те самые «новые глаза» общества, столь необходимые ему для перехода на новый уровень осознанности. Помогая компаниям создавать инновационные продукты и новые бизнес-модели, они способны трансформировать не только корпоративную культуру, но и общественное сознание. Однако без перехода на новый, более высокий уровень личностной осознанности самих дизайнеров эту задачу полноценно решить невозможно. И, на мой взгляд, это один из тех базовых навыков, которому необходимо учить в передовых дизайн-школах.
23.03.2010