Как создавалась профессия ТРИЗ -эксперт. Интервью с Г.И. Ивановым Ч.1

 

Первое интервью с Ивановым Г.И. гор. Сувон Южная Корея. Январь 2010 год.
 
 
 Юрий Даниловский.
 
 Добрый день, уважаемые читатели журнала «Методолог» рубрики «Кафедра прогнозов», читатели и слушатели. Сегодня мы продолжаем проект, который имеет рабочее название «Как формировалась профессия «ТРИЗ – эксперт». Сегодня в гостях у «Кафедры прогнозов» Геннадий Иванович Иванов – очень известный мастер ТРИЗ, уважаемый в нашей среде человек. Мы беседуем с ним в городе Сувон – это Южная Корея. Город Сувон считается русской столицей Кореи. Всего в Южной Корее работает 13 русских ТРИЗ – экспертов. А всего через корейский бизнес, консалтинг за минувшие 12 лет прошло порядка 30 человек.
 Ниже приводится текст аудиозаписи беседы с Ивановым Геннадием Ивановичем с некоторыми сокращениями, дополнениями, пояснениями и редакторскими правками.
 
Юрий Даниловский (Ю.Д.) Добрый день, Геннадий Иванович!
 
 Геннадий Иванов (Г.И.): Добрый день. На земле корейской, будем разговаривать, все же. по-русски. Думаю, что мы поймем друг друга.
 
 ЮД: Я тоже в этом уверен. Геннадий Иванович, давайте я попрошу построить нашу беседу так. Сегодня наша первая встреча, и мы планируем беседовать об истории Вашего общения с ТРИЗ. Расскажите, пожалуйста, как Вы узнали о ТРИЗ? В каком это было году?
 
 ГИ: Это было в 1973-м году. Помог случай. И как говорят умные люди, случай подходит к людям уже подготовленным. Так было и со мной. До встречи с ТРИЗ я был, вроде бы, уже неплохим изобретателем на своей службе, где работал. И конечно, меня интересовало все, что относилось к изобретательству. А случай был тот же самый, что происходил с многими будущими специалистами ТРИЗ - встретилась книга Альтшуллера «Алгоритм изобретения», которая вышла в Москве в 1973-м году. В том году я был в командировке в Москве. Командировка уже заканчивалась, и я ожидал автобус в аэропорт. И вот в одном из киосков увидел книгу с весьма необычным названием. «Алгоритм Изобретения» Стоила книга 1 рубль. Моя командировка, как я уже говорил, заканчивалась, и как это обычно бывало у советского инженера, в кармане оставался только один последний рубль, который я берег, чтобы добраться из иркутского аэропорта, куда прилетает мой самолет. до города. Ангарска, где живу. Я без колебаний выбрал книгу и купил ее на последний рубль. А дальше уже были такие дни, когда я полностью погрузился в изучение этой книги и почти забросил свою работу. Нет, не полностью забросил, а стал выполнять только ее основную часть и достаточно быстро, чтобы освободить время для изучения книги.
 
 ЮД: А что Вас в этой книге так поразило, что Вы не могли оторваться?
 
 ГИ: Поразила возможность управляемого творчества, возможность изобретать по какой-то технологии, работать по какой-то системе. Ничего подобного ранее я не встречал и всегда был уверен в том что изобретательство не познаваемо и что это великая тайна, которая доступна немногим. Книга была написана таким ярким и эмоциональным языком, что оторваться от нее было просто невозможно. В то же время в ней присутствовали глубокие философские мысли, которая всегда привлекают вдумчивого читателя. Для меня было откровением, что всякое изобретение есть разрешение противоречия и что эти противоречия можно разрешать типовыми приемами. Это сегодня для меня и для многих специалистов ТРИЗ противоречие является обычным рабочим понятием, с которым надо работать, но в то время это диалектическое понятие было для меня совершенно новым, неизвестным, но крайне привлекательным своей рабочей
инструментальностью.
 
 ЮД: Это давало новый слой понимания?
 
 ГИ: Совершенно верно. Уже после того как ТРИЗ проникла в мой образ мышления и я стал занимался ее преподаванием, своим слушателям рассказывал легенду, которую услышал от своего брата охотоведа: Оказывается кабан, никогда не видит неба. Он всегда смотрит в землю и ищет съедобные корни. Весь мир для него лежит перед его рылом, все знакомо и все понятно. Но если его перевернуть вверх мордой, чтобы он увидел небо, то он цепенеет и даже теряет сознание потому, что никогда в жизни не видел такого простора и такой высоты. Со мной случилось, примерно, такое же, меня перевернули, когда я познакомился с ТРИЗ. Я увидел бесконечность управляемого творчества, мир стал другим, другим стало мышление.
 
 ЮД: А сколько Вам было лет?
 
 ГИ: Где-то 33 года. Возраст Христа.
 
 ЮД: То есть. уже зрелый человек
 
 ГИ: Да уже зрелый человек и знающий некоторую цену творчеству. У меня уже было более 10 изобретений, которые я сделал на своей работе до знакомства с ТРИЗ. Но когда я был «перевернут» и увидел возможности управляемого творчества, я уже не мог держать в себе это «открытие» и при любом удобном случае стал рассказывать о нем своим товарищам и сослуживцам. В то время я работал начальником группы конструкторов и начальство, заметив мою «чокнутость» на изобретательстве, выделило мне несколько часов в неделю, чтобы я мог, уже официально, рассказывать коллегам основы ТРИЗ. Так началась моя любительская преподавательская деятельность. Я пытался передать коллегам те мысли, которые были заложены в книге Альшуллера.
 
 ЮД: Донести до понимания в своем изложении
 
 ГИ: Конечно. В то время у меня появлялись какие - то уже свои мысли, но в основе все же было учение Генриха Сауловича и его идеи. Я понимал, что применение этих идей не ограничивается инженерной деятельностью, они проникают во все сферы человеческой деятельности. И еще я понял, что творчество воспитуемо, то есть ему можно учиться и можно учить других. Но как это делать для меня оставалось неизвестным.
 
 ЮД: И стали искать книги на эту тему целенаправленно?
 
 ГИ: Да-да. И как говорится, находит тот, кто ищет. К тому времени я собрал достаточно большую библиотеку по изобретательству, но это была обычная беллетристика с редкими вкраплениями каких унылых рекомендаций. И опять помог случай. Мой сын учился в 4-м классе. И вот однажды он привел домой всех ребят из своего класса. Спрашиваю: зачем? – «А они попросили меня показать живого изобретателя. Вот, папка, ты изобретатель. Я привел, чтобы они посмотрели на тебя». Я увидел в глазах ребят желание быть такими же – то есть быть изобретателями. У них был тот самый возраст, когда перед человеком открывается мир, и они все хотят быть взрослыми, чтобы участвовать в его совершенствовании. Мы договорились с ребятами, что я буду заниматься с ними, если они пожелают, 2 – 3 раза в неделю, в подвальном помещении нашего дома – там была свободная комната. Вначале я предполагал заниматься с ними где-то месяц-два. Но наши беседы затянулось на несколько лет. Мне кажется, что больше учился я сам, чем мои слушатели. Скорее всего, мы обогащали друг друга. Они поражали меня своей фантазией, я делился с ними информацией из области новейшей техники и ее возможностей. Но главное я учил их задавать вопросы, выявлять противоречия и пытаться их разрешать. А когда они немного научились делать это, ко мне стали приходить учителя из школы и просила, чтобы я больше не заниматься с ребятами.
 
 ЮД: Потому что они меньше времени стали уделять учебе?
 
 ГИ: Нет, потому что они стали задавать им такие вопросы, которые не предусмотрены школьной программой, на которые учителя не готовы были ответить. Ребята стали мыслить системно. Все что они слышали, пытались анализировать и усовершенствовать. Они предлагали свои решения, которых не было в учебнике. Например, предлагали паровой двигатель сделать наоборот, тоесть, поршень должен быть неподвижным, а цилиндр подвижный. Учителя возмущались и говорили, что это неправильно, никто так не делает и что делать так глупо. Но ребята находили в энциклопедиях такой двигатель и показывали учителю. Они предлагали свои совсем уж фантастические решения и предлагали учительнице оценить их проект.
 
 ЮД: И ставили учительницу в сложное положение?
 
 
Занятия с юными изобретателями г. Ангарска. Решается задача «Как спасти черепаху»
 
ГИ: У ребят уже сформировался изобретательский стиль мышления и они уже не просто запоминали учебный материал, а пытались его развить, усовершенствовать применить. Они поняли главное, - творчество нужно везде – в школе, на улице и дома. Прошло 20 лет и можно проследить. судьбы этих учеников, Большинство из них поступили в институты и успешно их закончили. Все они состоялись в жизни как личности. Никто из них, даже в самые трудные перестроечные времена не жаловался на судьбу. Все они были максимально инициативными, каждый нашел свое дело в жизни и развил его. Сейчас они убеждены в том, что неразрешимых проблем не бывает, любая из них есть только возможность проявить свои творческие способности. Нужно бояться не проблем, а собственной лени, трусости и неумения решать нестандартные задачи.
 
 ЮД: А как Вы познакомились с Альтшуллером?
 

 ГИ: С Генрихом Сауловичем я познакомился когда он совершал свой великий подвиг - вел в течении ряда лет в газете «Пионерская правда» изобретательские конкурсы для детей. Это была очень трудная работа, не по силам одному человеку, но он вел ее, создавая в детской газете все новые и новые творческие конкурсы, которые привлекали миллионы юных читателей-изобретателей. Мои ребята участвовали почти во всех этих конкурсах. На многих из них они были победителями. Альтшуллер в газете отмечал наши успехи и даже написал для нас личное письмо. Так я стал переписываться с Генрихом Сауловичем.
 
 ЮД: Он вам написал первым?
 
 ГИ: Да, через редакцию газеты «Пионерская Правда» В своем письме он спрашивал нас, давно ли мы занимаемся изобретательством, какие книги читали, как учимся и многое другое. С этого и началась переписка и последующая многолетняя дружба.
 
 ЮД: Это уже был год 75-й или 76-й?
 
 ГИ: Да, это 76-й и последующие года. Ребята хорошо решали задачи, хорошо фантазировали, это и заинтересовало Альтшуллера. А дальше возникла переписка, и впоследствии он даже приезжал к нам из Баку в Ангарск. Но это отдельная история. Потом расскажу. Что касается меня, то я окончательно понял то, что ТРИЗ – это болезнь, от которой нет лекарства. Более того, если в человека проник тризовский микроб творчества, то он будет с вами всю оставшеюся жизнь.
 
 ЮД: Я понял Вас. Я бы это описал так. Когда я познакомился с ТРИЗ и увлекся техническим творчеством, это было напрямую связано с моей работой. Я Вам рассказывал, что я служил в очень интересном месте, должен был проектировать систему пожаротушения. Так вот я тогда первый раз в жизни испытал удовольствие от найденного решения. Мучился-мучился. Потом, наконец, сверкнула идея. И я понял, что она правильная. И это было ощущение незабываемого счастья. Когда человек испытывает опьянение, у него вырабатываются известные всем вещества – эндоморфины. Так вот, наверное, это ощущение инсайда, ощущение, когда Архимед воскликнул: «Эврика!» и сказал; «Я нашел, я понял!». Это выплеск такого адреналина и эндоморфинов. Я реально был физиологически в состоянии счастья долгое время. И то, как Вы сказали про микроб, оно так и есть. если ты научился в себе запускать эту химическую реакцию, в результате которой ты получаешь огромное удовольствие, ты постоянно будешь искать способы это получить.
 
 ГИ: Я согласен с вами и уверен в том, что человеческое существо, весь его организм, интеллектуальные, душевные и духовные способности, которые дала ему природа, предназначены для продолжения жизни путем ее творения, а точнее сотворения. Я верующий человек, православный, и обратил внимание на интересный факт - в обеих Библиях – Ветхом и Новом Заветах наиболее распространенное слово – творец.
 
 ЮД: И обращаемся мы именно к Творцу. Он наивысший авторитет.
 
 ГИ: Так устроен человеческий организм. И, вероятно, не только человеческий – любой живой организм уже обладает заложенной в него природой поисковой потребностью. У человека, по мере его взросления эта поисковая потребность развивается в творчество. Даже новорожденный уже в первые дни своей жизни проявляет поисковую потребность и изучает окружающий его мир , всеми средствами - глазами, ушами и руками. Не знаю, насколько психологи правы, но они утверждают, что наиболее нагруженный мозг у человека во младенчестве, В это время чуть ли не 90% клеток его мозга активны и заняты усвоением информации из окружающего мира. У взрослого человека мозг активен всего на 10 – 15 % его объема Детство самый ответственный этап в жизни человека. И если в это время его потребность в поисковой активности максимально удовлетворена, если у него имеется возможность проявления собственного творчества, он вырастает здоровым и счастливым.
 
 ЮД: Геннадий Иванович. Тут может быть все сложнее потому, что…
 
 ГИ: Конечно, это только мои предположения, но я в них, почему- то уверен. Я понимаю, что говорю на уровне дилетанта…
 
 ЮД: Нет, вы говорите на уровне здравого смысла. Это уже правильно. Но тут можно другое какое-то толкование дать. Вот смотрите. Все живые организмы делятся на два вида: мужские и женские. Задача женской половины какого-то вида – накапливать в себе самые выигрышные качества, которые создали предыдущие поколения
 
 ГИ: Сохранить их и передать будущим поколениям.
 
 ЮД: Да, и то, что может обеспечить выживаемость вида. Но для того, чтобы появились вот эти вот знания о том, что является безупречно правильным, должна быть вторая половина, которая методом проб и ошибок совершает разные нелепые поступки, некоторые поступки приводят к ошеломительным успехам, некоторые поступки приводят к гибели. И то, что приводит к успеху, оно фиксируется женской половиной и закрепляется. И если взглянуть на человечество, можно так же сказать. Есть люди, которые стремятся что-то создавать, может быть ошибочное, может быть неправильное. Но творить. Есть люди, которые готовы охотно принимать это, сохранять и использовать. Поэтому, наверное, эшелон изобретателей как часть человечества, он как раз и выполняет функцию мужской части вида, если делить людей на тех, кто пытается что-то создать и тех, кто готов принять только проверенное. Вот я бы такую интерпретацию дал.
 
 ГИ: Вот здесь видно противоречие - нужно сохранить передать новому поколению положительный опыт прошлого без изменений и нужно внести изменения, потому что окружающий нас мир постоянно меняется. Природа разрешила это противоречие в пространстве-, создав женское и мужское начало. Это вовсе не значит, что одна часть хуже, а другая лучше.
 
 ЮД: Нет-нет. Каждая из них просто выполняет свою функцию.
 
 ГИ: Огромнейшая, ответственейшая работа – сохранить то, что накоплено. Сохранить это значит обезопасить свое продолжение. Но мир постоянно меняется. Меняется климат, атмосфера, среда обитания, пища, социальное окружение и многое другое. Если вновь родившийся будет пользоваться только теми качествами и способностями, которые были выработаны до него, то вряд ли он сможет выжить в новом мире. И вот мужская часть, впитывая в себя изменения нового мира, вводит их в виде генетических поправок в последующие поколения. Две противоположные задачи: - сохранить и изменить, природа выполняет, создавая различные полы и поручив им различные функции.
Мне кажется, что мы немножко отвлеклись от нашей основной темы.
 
 ЮД: Вы были хорошо знакомы с Альтшуллером. Наверняка, вы обсуждали вопрос, является ли корпус изобретателей каким-то особым и какие у него задачи. Как Вы тогда на эти вопросы отвечали? Как Альтшуллер отвечал? Какие у вас были мнения?
 
 ГИ: Мы не разделяли мир на «корпуса изобретателей» и остальное человечество. Мы оба были уверены в том, что человек от рождения имеет неограниченные способности к творчеству и все дело в том, насколько успешно ему удалось развить их. Если человеку не повезло, и в детстве его никто не поощрял к творчеству, он так и не узнает своих способностей. В истории известны случаи, когда человеческое дитя воспитывалось у животных. Эти дети так и оставались животными. И даже повзрослев и попав в человеческую среду, они все равно не смогли научиться говорить и ходить на двух ногах. Время было упущено. Если в детстве не привить любовь к творчеству, то эти способности постепенно исчезают. Такой человек, вырастая. становится просто хорошим исполнителем и потребителем чужих идей. Мне кажется, что это трагедия. Вспоминается случай, который произошел в одной сибирской деревне. Хозяин дома решил заменить деревянные ворота, которые простояли более 50 лет, и пришли в негодность. Разбирая ворота, он вытащил из них металлическую подпорку, покрытую черной краской. А когда он ударил по ней молотком, то из под старой краски сверкнуло золото. Оказывается прежний хозяин дома, который давно умер. таким образом спрятал свой запас золота, но не сообщил никому… Мне кажется у многих людей подобная судьба – они сделаны из золота, но … подпирают ворота.
 
 ЮД: Правильно ли я понял, что основным рекрутирующим принципом или огоньком, на который летели люди или интересовались ТРИЗ, была вот эта формула:- в каждом человеке есть творческие способности. Вы просто должны научиться в себе их открыть, раскрепостить. Это так?
 
 ГИ: Да это так и это основное, для чего нужна методология творчества и зачем нужна ТРИЗ. Природа наградила человека богатыми творческими возможностями. Но это только возможности. Разовьем ли мы их и будем ли их использовать, зависит только от нас. Допустим, имеется место в компьютерном диске, где можно записать какую-то программу. Если запишем – компьютер будет работать, если не запишем, то даже самый сверхсовершенный компьютер будет молчать. Так и с человеком, не записали в детстве в него программу творчества, он и будет молчать всю оставшеюся жизнь.
 
 ЮД: Или он воспримет ту программу, которую запишет кто-то другой.
 
 ГИ: Да, кто-то другой: - улица, телевидение, не совсем благополучное общество или даже общеобразовательная школа, система обучения в которой не предполагает развитие природных творческих способностей. Все обучение построено на запоминании, на развитие памяти. В результате воспитываются энциклопедисты, но не творцы. Усиленно формируется программа усвоения готовых знаний и совершенно отсутствует программа генерации собственных знаний, тоесть творчество. Можно привести достаточно распространенный и печальный факт – многие из числа тех, кто закончил школу с золотой медалью, не могут проявить себя в последующей жизни. Они становятся обычными посредственными специалистами, занимают рутинные должности, но ярких, творческих личностей из них не получается. Причина одна – школа развила в них программу запоминания и подражания, но начисто загубила способность к творчеству. Мне искренне жаль этих людей.
 
 ЮД: Вы профессионально занимались конструированием, раз Вы были руководителем конструкторского отдела. Вы прекрасно понимали, что можно мыслить эффективно, можно использовать какую-то вполне эффективную систему построения мыслительного процесса и добиваться высоких результатов. И тут Вам вдруг в руки попадается книга, которая именно об этом и написана.
 
 ГИ: Совершенно верно.
 
 ЮД: И причем, она написана ясным простым языком, доступным большинству. Никакой зауми там нет, хотя за этим стоит определенная философия. Вы с готовностью эту философию приняли. С Вами в этой ситуации все понятно. Вас можно сравнить с человеком, который раньше ходил по лесу, ему было трудно потому, что плохо было видно. И вдруг ему дают прибор ночного видения, и он все видит четко и ясно.
 
 ГИ: Или, хотя бы, компас .
 
 ЮД: Или компас. Ваш мотив понятен. А вот мотив пацанов, которые к Вам пришли, которых сын привел и для которых Вы открыли кружок изобретателей. У них-то был мотив совершенно другой? Они думали: изобретатель – это какой-то необычный человек. Давайте мы соберемся, пойдем, посмотрим и поговорим с этим человеком. Что Вы этим пацанам рассказывали, ведь у них не было за плечами того опыта и, соответственно, мотива такого не могло быть, как у Вас?
 
 ГИ: Мне кажется, мы об этом уже говорили, У каждого здорового человека, тем более у ребенка есть поисковая потребность заложенная природой. Он хочет быть взрослым, он хочет быть творцом и он ищет способы, как это реализовать. Это как потребность в пище. Если ее нет, человек ее ищет. Вот и мои ребятишки, чувствуя в себе еще не угасшую природную потребность что-то сделать самим, что-то совершенствовать и изобретать, потому и пришли ко мне. А школа, к сожалению, не давала им такой возможности.
 
 ЮД: А как Вы готовились к этим занятиям? Учебников же не было. Вы сами конспекты писали? Придумывали, что будем делать?
 
 ГИ: Конечно, приходилось искать или самому придумывать материалы для занятий с детьми. Но чаще я переводил на понятный им язык изобретательские задачи, которые были на моей основной работе. И они занимались их решением. Должен сказать, что справлялись они с этими задачами неплохо. Кстати, многие из них получили, еще не выходя из школы, самые настоящие взрослые патенты, в то время авторские свидетельства.
 
 ЮД: Это вообще круто было, чтобы школьник имел авторское свидетельство.
 
 ГИ: И потому они без конкурса поступали в институты. Тогда было такое положение, если имеешь изобретения, то в институт зачисляли без конкурса.
 
 ЮД: Вот сейчас таких положений нет. Может быть, это и не правильно.
 
 ГИ: Конечно. если человек сам сделал какое-то изобретение, значит у него…
 
 ЮД: значит, у него явно выраженные способности к технике.
 
 ГИ: Патент это индикаторная лампочка, показывающая, что человек обладает творческими способностями и дальше, по мере накопления знаний эти способности будут только возрастать.
 
 ЮД: Геннадий Иванович, Вы хотели рассказать о приезде Альтшуллера в Ангарск.
 
 ГИ: Да,. Это было в 1982-м году. Начальство ценило работу моей группы, которая ежемесячно подавала несколько заявок на патенты. Была дана команда всем ровняться на мою группу. Но для этого надо изучить теорию решения изобретательских задач – ТРИЗ. Вот я и пришел к главному инженеру с предложением пригласить автора ТРИЗ.
 
 ЮД: Давайте назовем фамилию Вашего главного инженера
 
 ГИ: Главный инженер Садчиков В.П.– умница – сразу же согласился. И хотя предприятие было с секретным режимом работы, и посторонние в него не допускались, мы все же нашли способ пригласить Альтшуллера. Мне оформили командировку, и я вылетел за ним в Баку.
 
 ЮД: А Вы с Альтшуллером уже по переписке были знакомы?
 

 
ГИ: Конечно. Я уже говорил, что моя переписка с ним велась уже не первый год в связи с тем, что я занимался с ребятами, которые учувствовали в конкурсах организованные Генрихом Сауловичем. И вот я прилетел в Баку и вошел в его квартиру. Первое что, я увидел это мешки с письмами, которые стояли посередине комнаты, а на полу между ними сидит Генрих Саулович. Эти были письма от ребят, с ответами на конкурсные задания. Письма прислала Генриху Сауловичу редакция газеты «Пионерская правда» чтобы он выбрал из них лучшие и подготовил очередную статью. Мне кажется, что писем было несколько тысяч. и каждое из них он должен был прочитать и оценить. Увидев меня он сказал.: «Давай. Помогай. Хорошие ответы ко мне, а пустышки – в сторону». За чтением писем мы просидели целый день. Дальше была более сложная работа - из отобранных писем нужно было отобрать самые лучшие. Этим адресам он отвечал уже лично, а остальным через газету. Я до сих пор не понимаю, как у него хватало времени, терпения и сил в течении нескольких лет отстукивать на машинке сотни, а может быть тысячи писем для детей. Кроме того, надо было делать основную работу - развивать ТРИЗ, готовить семинары и вести переписку с преподавателями школ ТРИЗ, которых в то время в стране насчитывалось уже несколько сотен. Я как то спросил его –«Генрих Саулович, когда же вы отдыхаете и почему вы не думаете о своем здоровье?» В ответ я услышал следующее – «Разве солдат, который бежит в атаку думает о своем здоровье?»
 
 ЮД: А сколько лет ему тогда было?
 
 ГИ: Надо подсчитывать, чтобы не ошибиться. Я сейчас не могу точно сказать, Разговор происходил в 1982 году, а он с 1926-года рождения..
 
 ЮД: Ему было уже под 60 .
 
 ГИ: А вечером мы пили чай, и он все расспрашивал меня - продолжаю ли я заниматься с детьми, какие планы на будущее и что лично для меня дало знание ТРИЗ. Я подробно отвечал на все его вопросы, а на последний из них попытался ответить стихами;
 
 Стал повыше я ростом и в плечах раздался. Понял древних я просто, внял политике дня, В мыслях путанных прежде исключил анархизм, Потому, что прилежно изучил альтшуризм.
 
 ЮД: Здорово.
 
ГИ: Мне кажется, что ему тоже понравились мои перлы.
 Ну а на следующий день мы уже поехали в аэропорт, чтобы лететь в Ангарск.
 
 ЮД: А ему дорогу из Баку в Ангарск оплачивал ваш институт?
 
 ГИ: Да. Мы оформили нужные документы по своим бюрократическим каналам и обозначили его как специалиста, по каким -то самонастраивающимся закрытым системам.
 
 ЮД: Во всяком случае, ваш главный инженер нашел способ, как человеку оплатить дорогу, как организовать его семинар, и еще надо понимать, какое это место
 
 ГИ: Да, да. Наш главный сильно рисковал. Кроме того мы заставили его еще и изрядно поволноваться. Дело в том, что я дал телеграмму: что прилетаем такого-то числа и таким-то рейсом. Он нас встречал, но нас не обнаружил. Мы прилетели только через полтора суток, хотя вылетели вовремя.
 
 ЮД: Метеоусловия?
 
 ГИ: Нет, с погодой все было нормально. Это мы ненормальные. До Иркутска, куда мы летели. было две промежуточные посадки. На этих промежуточных портах всех пассажиров выводили из самолета и час – полтора все мучились в зале аэропорта, ожидая приглашения на посадку. Мы в это время не мучились. У нас были жаркие споры о том, какие правильные и какие неправильные определения есть в ТРИЗ. Чем отличаются технические противоречия от физических, что такое настоящий ИКР и многое другое. И вот пока мы приходили к какому то согласию, наш самолет улетал. Тогда еще не было понятия о террористах, которые могли подложить бомбу в самолет, а сами не полететь. Поступали просто – время подошло, пассажиры сели, и не считая их количество, самолет взлетал. Мы же только через полчаса обнаружили, что самолет улетел без нас. Идем в регистратуру. Там говорят, что полетите на следующем, а следующий самолет только завтра. На следующий день мы сели в самолет, и оказалось. что он тоже делает промежуточную посадку. На ней мы, как и положено, вышли из самолета и продолжили свой разговор. Произошло то же самое, что и в предыдущем аэропорту - самолет опять улетел без нас. Мы все же добрались до Иркутска и рейсовым автобусом поздно вечером прибыли в Ангарск. Генрих Саулович провел семинар, который до сих пор с благодарностью вспоминают мои коллеги и друзья. Семинар шел 5 дней. На нем присутствовали Владимир Герасимов и Семен Литвин.
 
 ЮД: А они как узнали об этом семинаре?

 
Генрих Саулович ведет семинар. За плакатами стоит их автор Владимир Герасимов, впоследствии ставший Мастером ТРИЗ и основным разработчиком направления ФСА+ТРИЗ.
 
 ГИ: Это были помощники Генриха Сауловича. Они почти всегда летали с ним на семинары и как то умели организовать для себя такие командировки. На этом семинаре Владимир Герасимов готовил свои знаменитые плакаты, которыми были увешаны все стены и коридоры нашего института. А Семен Литвин открывал для слушателей тайны творческого воображения. Сам Генрих Саулович вел основные разделы ТРИЗ, но основную часть времени он посвятил ЖСТЛ – жизненной стратегии творческой личности, которую в то время он уже начал прорабатывать. Для нас инженеров, знающих только железо, это было несколько непривычно. Но постепенно мы вникали в эту тему, и она становилась для нас очень важной и значительной. Мы начали осознавать, что творчество и качество жизни неразрывно связано между собой. Творчество в технике это только малая часть где можно проявить свои способности. Вся жизнь должна быть наполнена творчеством. Он давал нам задание разработать систему оценки прожитой части жизни. И когда коллективными усилиями такая система оценки жизни была подобрана, многие из нас обнаружили вопиющею бездарность своей жизни. К сожалению, в изданных позже трудах по ЖСТЛ Генрих Саулович, почему то не включил в нее раздел по оценке прожитой части жизни, хотя на мой взгляд это очень важно.
 
 ЮД: Как прожита часть жизни, каких результатов добился? Геннадий Иванович, а здесь речь идет о чем? ЖСТЛ – это жизненная стратегия творческой личности. Я хорошо знаю эту книгу. Мы о ней поговорим позднее. Но я хотел бы понять вот какой момент. Теория, которую он пытался построить как теорию эффективного поведения для человека – она должна была распространяться только на изобретателей или людей, которые считают себя изобретателями или он рекомендовал ее для употребления всем людям? Какая была ситуация, мне непонятно из книги.
 
 ГИ: Считаю, что эта теория предназначено для людей, уже подготовленных, которые не мыслят свою жизнь без творчества и которые задумываются над ее качеством. Человеку, свободно плывущему по течению жизни, эти вопросы просто не интересны.
 
 ЮД: И все же, когда я прочел книгу по ЖСТЛ, она мне не понравилась. Скажу откровенно. Я не принял ее потому, что я, как верующий человек, также как и вы, увидел в ней призывы, которые входили в конфликт с тем, на что опирается православная вера. Может быть, поэтому я подумал, что это ерунда. А вот Вы говорите, что она замысливалась совершенно по-другому. Что сначала речь шла о том, чтобы сформулировать какие-то определенные критерии оценки прожитой жизни, а потом, опираясь на результаты, которые ты получил, постараться улучшить следующий период с учетом вот этой. Как итерационный процесс в математике.
 ГИ: У каждого человека, желающего достичь в чем либо каких, либо результатов, есть план, план действий. Чтобы поднять уровень творчества в жизни должна быть какая-то своя программа, свой…
 
 ЮД: Стратегический замысел какой-то
 
 ГИ: Совершенно верно. Такой замысел должен быть изначально. Сказано же и в библии – «ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО…» тоесть мысль. Этого же требует и ЖСТЛ . Вначале необходимо поставить для себя ДОСТОЙНУЮ ЦЕЛЬ , причем эта цель должна быть высокой, очень высокой, чтобы ее нельзя было достичь при жизни.
 
 ЮД: А ведь парадоксально звучит. Зачем ставить с точки зрения менеджмента цель, которую нельзя достичь?
 
 ГИ: Чтобы двигаться.
 
 ЮД: Понятно. Но мы можем двигаться и без высокой цели.
 
 ГИ: Конечно, бесцельная жизнь с бесцельным движением возможна, и, к сожалению. она очень даже распространена. Но такая жизнь, построенная на хаотичном «броунском» движении, как правило, имеет нулевой результат. А когда это осознается, возникают вечные вопросы - «Зачем я живу?» «Для чего я?» «Каков смысл жизни?» Без цели не бывает смысла жизни. Цель должна быть! Однако, достигнув цели мы останавливаемся, и … снова пропадает смысл жизни. Нужно ставить очередную новую цель . Итак без конца, пока живем.
 
 ЮД: Как по календарному плану, дошли до какой- то точки, должны снова сделать планирование.
 
 ГИ: Да, мы должны планировать свою жизнь. Но чтобы постоянно не останавливаться и начинать искать новую цель, ЖСТЛ рекомендует ставить перед собой изначально БОЛЬШУЮ ЦЕЛЬ, к которой можно двигаться всю жизнь без остановок. Как правило, такие цели требуют творчества высокого уровня. Вот тогда жизнь, приобретает большой смысл и становится интересной. Конечно, должны быть и промежуточные цели, которые как опорные точки придают уверенность в правильности основного движения. Генрих Саулович именно так прожил свою жизнь. Для себя он поставил очень высокую цель, - создать теорию творчества. Движение к этой цели было смыслом всей его жизни. Были и промежуточные цели, которые он неукоснительно выполнял. Следует сказать, что в окончательном виде Теория Творчества еще не создана, тоесть можно сказать, что Генрих Саулович не достиг своей цели… Но тысячи людей уже пользуются результатами его труда, улучшая свою жизнь и развивая цивилизацию. Многие разработчики продолжают движение к этой обозначенной цели и развивают ТРИЗ как науку. Однако им, да многим другим последующим поколениям, вряд ли удастся дойти до цели и сказать – «Все. Теория творчества создана!» Творчество как и жизнь, как Вселенная не имеет границ, не имеет предела
 
 ЮД: Это же как в математике - асимптота и асимптотические приближения.
 
Рис 5
Он поставил себе цель, к которой двигался всю жизнь, и к которой будут двигаться еще многие поколения людей.
 
 ГИ: Некоторые не принимают ЖСТЛ в том варианте, в котором Генрих Саулович написал ее. Возможно, причина в том, что в качестве примеров он брал самые крайние, предельно драматические случаи из творческой жизни известных людей и их использовал для разработки стратегии.
 
 ЮД: То есть брал только Черное и Белое.
 
 ГИ: Согласимся с тем, что пределы и крайности есть везде и их знать надо. Но между черным и белым существуют тысячи различных других оттенков, которые иногда составляют основную палитру жизни. Творческая деятельность многих людей, в том числе весьма творческих, может находиться, где то между выявленными крайностями. Здесь нет обнаженной драматичности, нет острых противоречий, и, вероятно, поэтому Генриху Сауловичу эти позиции были не интересны, он просто не замечал их. Он был убежден, что настоящая Стратегия творческой жизни состоит в выявлении противоречий, которые возникают между обществом и творцом, когда он движется к своей цели, и в разрешении этих противоречий. Вероятно, такой подход имеет основания, но жизнь включает в себя не только борьбу и конфликты, но и любовь к человеку, веру в него, признание и уважение к обществу, А это очень важные побудители творчества, которые тоже следовало бы учитывать
 
 ЮД: А что, он даже на семинаре в Ангарске, где люди были заняты проектированием важных технических систем и решали совершенно конкретные технические вопросы, даже там он говорил о ЖСТЛ? Кстати, а как назывался этот семинар?
 
 ГИ: Семинар назывался: Теория Решения Изобретательских Задач. Мы действительно изучали АРИЗ и другие решательные инструменты необходимые в инженерной практике. Однако значительная часть времени на семинаре была отведена и вопросам Жизненной Стратегии Творческой Личности – ЖСТЛ.
 
 ЮД: И это как воспринималось аудиторией инженерной?
 
 ГИ: Великолепно. Все, затаив дыхание, слушали его размышления и откровения о творческом стиле жизни. Как вы знаете, Генрих Саулович говорил негромко, но это были такие слова, которые глубоко проникали в умы и в сердца.
 
 ЮД: Действительно. он был очень ярким оратором.
 
 ГИ: Многие положения, высказываемые им, были созвучны нашим понятиям. Но были и такие, которые мы вначале не воспринимали и которые для нас были еретическими. Но он находил такие слова и такие аргументы, что не согласных становилось все меньше и меньше. Известно, что всякое новое вначале отторгается нашим сознанием, потому что в нем еще нет базы, куда это новое можно было пристроить. Затем, когда такая база сформировывается, эти новые понятия становятся своими, и они уже участвуют в нашем мышлении. Мысли, которые давал Генрих Саулович, становились личными мыслями слушателей и каждый из нас думал, что он становится немного гениальнее. Это великое искусство великого педагога.
Интересно отметить, как бы руководство института не пыталось сохранить в тайне ведение семинара, он все же стал известен, и областной газете появилась небольшая статья о Альтшуллере с его фотографией.
 

 
Генрих Саулович Альтшуллер. 1982 год. На семинаре в гор. Ангарске.
 
Г.И. Впоследствии эта фотография распространилась по всему миру и стала известна, пожалуй, каждому тризовцу. С нее же сделан и рисованный портрет, который так же широко известен.
 
 Ю.Д. А какие последствия были от проведенного семинара? 
 
Г.И. Последствия были хорошие . Приведу факты. Несколько лет спустя после семинара в Ангарске, Генрих Саулович составляет свою знаменитую Справку - «ТРИЗ – 88» В ней он приводит фактические данные о эффективности применения теории на различных предприятиях страны. Среди многих фактов и адресов указывается и Ангарский институт, где он после его семинара, а так же последующего самостоятельного изучения ТРИЗ, количество подаваемых заявок на изобретения увеличилось почти в два раза и составило в среднем 15 заявок в месяц. Далеко не всякий крупный научный институт имел тогда такие показатели.
Далее в этой же справке говорится- «Во избежание некачественного обучения рекомендуем обращаться в консультационные центры ТРИЗ по следующим адресам: …» И среди более десятка адресов, указывается город Ангарск. где уже тогда возникла и работала наша школа.
 В этой же справке Альтшуллер указывает и на мою первую книгу «…И начинайте изобретать», которая вышла в Иркутске в1987 году. Он считал, что она содержит в себе правильное изложение основ ТРИЗ.
Как видите, последствия его семинара были весьма значительными.
 
 ЮД: А Вы на семинаре в Ангарске познакомились с Герасимовым и Литвиным? Или Вы раньше с ними были знакомы?
 
 ГИ: Семинар проходил осенью 1982 года, а с ними я познакомился немного ранее - летом этого же года, на втором съезде разработчиков и преподавателей ТРИЗ в городе Петрозаводске
 
 ЮД: Вы уже тогда участвовали в этой общественной жизни?
 
 ГИ: Да. Начиная со второго съезда, я участвовал почти на всех последующих. На первом съезде, который проходил в 1980 я, к сожалению, не был. И вот попав на второй съезд, я понял, что встретил не просто единомышленников, а настоящих братьев по духу. Была исключительная атмосфера творческого единения и созвучия. Наши выступления и доклады не заканчивались на трибуне, они продолжались в кулуарах, на улице, в столовых, в гостинице... Горячие споры продолжались до глубокой ночи. Каждый из нас ощущал себя причастным к какому то одному большому и очень важному делу. Я не побоюсь этих слов – мы были счастливы.
 
 ЮД: хотя собрались не очень молодые люди. От 35 до 55.
 
 ГИ: Да. Зрелые люди. Но мы вели себя как мальчишки – упорно, задиристо, азартно и без компромиссов. Много было обсуждений о понятиях ТРИЗ и законах развития технических систем. Сегодня многие из тех суждений и понятий кажутся примитивными или даже наивными. Но тогда было время поиска, и только намечались те направления, которые позже стали классикой. Образно говоря, гением Альтшуллера тогда была обозначена только строительная площадка, с контурами зданий, которые необходимо было обустраивать или даже перестраивать.
 
 ЮД: А сколько людей было на втором съезде?
 
 ГИ: Немного, наверное, человек 50 – 60, точную цифру я не помню. У меня есть снимок участников этого съезда, и мы можем посмотреть его.
 

 
Второй съезд разработчиков ТРИЗ 1982 год. г. Петрозаводск Г.С. Альтшуллер в центре.
Г.И. В последний день съезда я предложил Генриху Сауловичу приехать к нам в Ангарск и провести семинар для сотрудников нашего института. Он согласился.\
 
 ЮД: А сколько людей было на семинаре в Ангарске?
 
 ГИ: В Ангарске на семинаре было человек 40 – 45 из различных отделов института. Отрадно отметить, что после занятий почти все слушатели семинара уже самостоятельно продолжили изучение ТРИЗ и подключали к этому своих коллег. Наш институт стал занимать в Министерстве первые места по изобретательству. А Министерство было очень серьезное, хотя имело скромное название - «Среднее машиностроение».
 
 ЮД: А мы знаем, что такое Минсредмаш в СССР. Они были моими заказчиками.
 
 ГИ: За этим названием пряталось министерство атомной промышленности. Наш Ангарский институт входил в его структуру, хотя находился далеко от Москвы.
Работа в институте была престижной и хорошо оплачиваемой. После перестройки эта организация стала немного стыдливо называться «Институт по мирному использованию атомной энергии»
 
 Ю.Д. А почему вы уволились из института?
 
Г.И. Я проработал в нем почти 17 лет, мне было уже за 50, когда я вдруг осознал, что занимаюсь чем-то не тем. Оказывается, вся моя деятельность, все мои творческие порывы были направлены не на продолжение жизни, как это требовалось по ЖСТЛ, а на оборону, точнее на вооружение, а еще точнее - на войну, Пусть не прямо, пусть косвенно, но я оказывался причастным к созданию систем, которые работали против человека, против его жизни.. Меня это поразило.
 
 ЮД: Это известное явление, называется комплекс Оппенгеймера. Когда были проведены первые испытания атомной бомбы, он все это увидел, понял, какая на самом деле мощь, и какая угроза во всем этом таится для людей. Я б сказал, какое красивое явление. И потом находился в глубочайшей депрессии и не мог даже работать. Его потрясла именно та мысль, о которой Вы говорите. Зачем я все это придумал? Ваши размышления понятны в этом смысле. Хотя были разговоры о том, что нужен ядерный паритет, и это обеспечит мир
 
 ГИ: Почему, защищая одно общество, нужно убивать другое? Человек не создан для убивания, для этого у него нет острых когтей, клыков, рогов. Мы созданы, чтобы улучшать и продлевать жизнь, свою и окружающей среды. Для этого у нас есть разум и интеллект. Я же делал все наоборот. Почему?
 
 ЮД: Эти размышления подтолкнули Вас к тому, что Вы уволились из института?
 
 ГИ: Да, это было основной причиной. Но о ней я никому не говорил. Мало бы нашлось тогда тех, кто бы меня понял. Начальство предлагало повышение в должности, повышение оклада и другие соблазны, но я принял твердое решение. И вот, оказавшись безработным, я немного растерялся – чем заниматься, как кормить семью? Но, как мы говорили ранее, произошел тот самый случай, который возникает для подготовленных людей – в конце 80-х и начале 90-х годов началось перестройка. Волна демократических перемен окрылила многих. В городе стали создаваться различные неформальные общества и молодежные организации, которые были самостоятельными и не подчинялись ни комсомолу, ни партии, ни каким либо другим структурам.
 
 ЮД: Вы имеете в виду НТТМы?
 
 ГИ: Конечно, - общественные организации Научно Технического Творчества Молодежи. Одно из них создала Ольга Шуняева – великолепный человек и великолепный организатор. И вот она как-то узнала о моем существовании и предложила мне возглавить городскую общественную организацию молодых изобретателей и рационализаторов, которая была бы самостоятельной, со своей печатью и со своим счетом в банке. Это произошло 1986 году.
 
 ЮД: В восьмидесятые годы печать, банковский счет – это было редкостью.
 
 ГИ: Наше общество стало именоваться Ангарским Методологическим Центром Технического Творчества – АМЦТТ. .Я уговорил нескольких своих друзей перейти к нам на работу и обрисовал им радужные перспективы. В какой-то мере это были авантюрные планы. У меня совершенно не было никакого опыта в бизнесе, менеджменте, маркетинге. Мы и слов то тогда таких не знали. Но Ольга Шуняева – организатор от бога – она сумела так поставить дело, что наша авантюра стала реальностью. Через еще существовавшую тогда городскую партийную организацию, она организовала заказы на решение технических проблем, а главное - организовала регулярную поставку слушателей на семинары по ТРИЗ. Слушателями были инженерно- технические специалисты города и области, которые направлялись от производства на обучение, или как тогда говорили «на повышение квалификации». Мы были загружены работой до придела
 
 
 
 Идут занятия в Ангарской школе изобретателей. 1986 год.
 
 
 ЮД: Так сказать, образовался Центр профессиональной подготовки изобретателей, или даже небольшой тризовский университет.
 
 ГИ: Да что-то похожее. Я благодарил судьбу за то, что я она позволила мне изменить деятельность, познакомиться с Альтшуллером, изучить его труды, заниматься творческим делом и обучать этому других людей. Наша хозрасчетная школа изобретателей просуществовала почти 8 лет. За это время в ней обучилось не менее тысячи человек. Учились не только специалисты, проживающие в г. Ангарске, но и со всей Иркутской области – Братска, Усть-Илимска, Железногорска, Усолья - Сибирского, Шелехова и других городов. Приезжали так же слушатели из Читы, Улан –Удэ, Владивостока, Новосибирска и даже из Ленинграда и Минска.
 
 ЮД: В Ленинграде с 73-года функционировал Университет, который создал Волюслав Владимирович Митрофанов. Я очень хорошо знаю эту историю. Я выпускник этого университета. Они работали в абсолютно на других условиях. Они работали без зарплаты, на энтузиазме. И все это там клокотало. Программа была двухлетняя. Посмотрите, как все по-разному развивалось.
 
 ГИ: Все же мы организовались значительно позже, чем Волюслав Владимирович организовал свой институт. Нам было легче - начало формироваться понятие хозрасчета и появились финансовые условия. Нашими слушателями. в большинстве своем были командированные на учебу специалисты, за которых предприятия платили деньги. В основном это были месячные курсы, но мы экспериментировали двух и даже трехмесячные, которые предназначались для преподавателей ТРИЗ.
 
 ЮД: А кто отпустит работника на три месяца?
 
 ГИ: На такие курсы приходили начинающие бизнесмены и платили свои деньги. Они организовывали свой бизнес, свое предприятие и их интересовала возможность повышения творческого потенциала, без которого, как они хорошо понимали, невозможно успешно вести дела. Этих людей мы увозили подальше в тайгу, чтобы не было никаких отвлечений, и занимались с ними с утра и до позднего вечера
 
 ЮД: Прямо метод погружения.
 
 ГИ: Да, это можно назвать и так. Интересно отметить, что те люди, которых мы обучали таким методом, впоследствии действительно успешно организовывали свои дела, Через несколько лет, они приглашали нас на свои предприятия, чтобы мы обучили ТРИЗ уже их работников. Таких выездных семинаров по специальным заявкам мы сделали достаточно много.
 
 ЮД: Люди от предприятий приезжали в Ангарский центр технического творчества для того, чтобы получить какое-то повышение квалификации по какой специальности? Как это у вас в документах было написано?
 
 ГИ: Было написано «Специалист ТРИЗ». Никаких титулов или уровней мы не давали и не присуждали. Вероятно, в этом еще не было потребности
 
 ЮД: Но ведь слушатели должны были как-то объяснять своим начальникам, которые платили за них деньги, какая от учебы польза. Ведь тогда деньги уже начали более – менее считать
 
 
 Выпускники ангарской школы ТРИЗ 1987 года
 
 ГИ: По нашим условиям, направляемый на учебу человек, должен иметь не менее трех задач, взятые со своего производства. Если эти задачи слушатель семинара не решил, то деньги возвращаются назад. Однако, таких случаев не было. Напротив, слушатели решали не только ранее заготовленные задачи, но и новые, которые уже сформулировали
в процессе обучения.
 
  ЮД: Все понял. Человек приезжал со своими производственными проблемами , а уезжал с решенными. Поэтому здесь действовал механизм определенной выгоды. Мы отправляем нашего специалиста, который привезет нам решение тех проблем, которые принесут нам экономическую выгоду.
 
 
Выпускники ангарской школы ТРИЗ 1991 года
 
 И.Г. Более того, мы предлагали полученные решения оформлять заявками на патент. Для этого в нашем штате был специальный патентный отдел. Многие предприятия оплачивали эту работу, и мы оформили более сотни заявок на изобретения. Количество оформленных заявок на изобретения было в несколько раз больше, чем их оформлял областной совет ВОИР. Могло ли это понравиться чиновникам ВОИР? Конечно нет. Поэтому они требовали от областных и городских властей закрыть нас, как организацию не соответствующую уставу Всесоюзного Общества Рационализаторов и Изобретателей. Но властям было не до нас. В стране начали происходить большие политические перемены.
 
 
 ЮД: То, что Вы рассказали, меня потрясло до глубины души. Все университеты, которые существовали в тот период, жили на абсолютно других принципах. Ваш принцип был абсолютно коммерческим. Мы готовы взять вашего человека с вашими задачами, за месяц мы гарантируем решение не менее 3-х задач производственных, в противном случае мы вернем деньги за ваше обучение. И гарантируем получение патента. Хорошо, что я Вас об этом спросил. Я думал, что все наши учебные заведения в системе нашего образования, что они существовали чисто на таких возвышенных началах. Мы изучаем новую теорию, мы пропагандируем, мы ее преподаем, мы решаем учебные задачи, а у вас все было по-другому. Абсолютно по-взрослому. Фактически модель консалтинговой компании инжиниринговой, существовавшей с 85-го восемь лет. Получается, до 93-го. До развала СССР.
 
 ГИ: В тот период нас так обложили налогами, и не только нас, что на зарплату ничего не оставалось. Прекратились заказы, не стало слушателей семинаров. мои люди вынуждены были искать новые места чтобы кормить семью. Это был налоговый и экономический маразм.
 
 ЮД: Тогда вообще все остановилось. Производство остановилось, а не только консалтинговые компании.
 
 ГИ: Но мы все же успели вдохнуть в себя и передать другим дух творчества. В Братске, Усть – Илимске, Улан – Удэ и во многих других городах страны наши бывшие слушатели создавали свои внедренческие бригады, которые по договорам с предприятиями решали производственных проблем. Многие создавали свои фирмы и школы ТРИЗ, например, во Владивостоке Лимаренко А.В. и Балакерский Игорь, В Ангарске Никитин Владимир и многие другие. Мне сейчас трудно вспомнить всех фамилий. Да вот еще одна фамилия - Яковенко С.А., который сейчас известен как очень продуктивный и успешный преподаватель ТРИЗ, и который уже со своими семинарами объездил многие страны.
 
 ЮД: Яковенко – выпускник вашего учебного заведения?
 
 ГИ: Да. Он учился у нас. И не только у нас.
 
 ЮД: А, я вспомнил, Яковенко как раз и знаменит тем, что он выпускник всех в то время существовавших школ.
 
 ГИ: Это говорит о его целеустремленности и постановки большой цели. Тогда мне он запомнился, как талантливый решатель и исследователь: Я до сих пор помню тему его выпускной работы
 
 ЮД: Как она звучала? Я всегда спрашиваю, если вы помните тему, назовите ее.
 
 ГИ: «Эволюция систем очистки воздуха».
 
 ЮД: Очень хорошая и понятная тема.
 
 ГИ: Это различные воздушные фильтры и циклоны. Он построил эволюционную карту развития этих систем и в незанятые места добавил свои решения. Для этого ему пришлось изучить имеющиеся материалы в Иркутском патентном фонде по системам очистки воздуха. Я забыл сказать, что наши слушатели обязательно должны были неделю работать в патентном фонде, изучая по выбранной теме решения, которые были созданы в стране и в мире, начиная с 1926 года по настоящее время
 
 ЮД: ЗРТС на практике.
 
 ГИ: Именно так, на практике. Каждый выбирал свой объект и исследовал его развитие во времени. Результаты исследования докладывались аудитории и все убеждались в том что изучаемые законы и закономерности присутствуют в любой области техники.
 
 ЮД: Т.е. принципы обучения у вас тоже отличались. Я ведь выпускник тризовского университета Питерского. Я хорошо знаю, как мы учились, два раза в неделю, по 3.4 часа, в конце дипломная работа. Все по-взрослому. Но нас не заставляли самостоятельно делать патентный поиск. Мы этого не умели делать, хотя определенные лекции по патентному праву в очень хорошем исполнении прекрасного преподавателя – по-моему, Евгений Осипович Буч. Они были, но практики так, как у вас – загнать человека в патентный фонд и заставить сделать его патентный поиск – у нас не было.
 
 ГИ: И тогда и сейчас я считаю работу с патентным фондом изобретений крайне важной и необходимой. Это единственный источник, где можно реально увидеть эволюцию развития техники, ее ошибки и успехи. В то время патентный фонд в Иркутске был достаточно большим и бесплатным. Это нас выручало. Мы были самыми почетными посетителями и сидели в помещении фонда с утра и до вечера. Нам было крайне интересно вначале изучить первый патент, по какой либо системе, затем на основе известных законов развития техники, самим составить предполагаемые решения, и находить их, изучая последующие патенты. Часто бывало, что предложенные нами решения, не обнаруживались в патентном фонде, и тогда можно было предположить, что они являются новыми и патентоспособными. Но не это было для нас главным. Главным было то, что мы на практике познавали законы развития техники и убеждались в том, что они работают. У нас накопилось много таких исследований и, помимо решения производственных проблем. они были стержнем многих дипломных проектов. На защиту дипломов приглашались главные инженеры производств и ведущие специалисты, которые оценивали работоспособность предложенных решений и возможность его внедрения. Успешно защитившимся выдавались удостоверения, подписанные Генрихом Сауловичем.
 
 ЮД: О! А что было написано в этом документе образовательном?
 
 ГИ: Было записано, что слушатель прошел курс ТРИЗ в Ангарском Центре Методологии, успешно решил такую – то производственную задачу и оформил заявку на патент. Никаких уровней тогда не присуждалось, каждый доказывал свой профессионализм конкретными делами и результатами.
 
Ю.Д. Вы работали один в качестве преподавателя или у вас были помощники?
 
Г.И. Одному такую работу не провернуть. У меня были великолепные помощники –Александр Быстрицкий, Владимир Никитин, мой сын – Игорь Иванов, Анатолий Лимаренко - наш первый философ в ТРИЗ, и ряд других. А Ольга Шуняева и Сергей Кобец, вели детское направление, и многое достигли в своей работе, Но это свой отдельный разговор, своя важная тема, о которой надо говорить отдельно.
 На семинары с инженерами я так же приглашал ведущих преподавателей ТРИЗ – Митрофанова В.В., Верткина Игоря, Канера Вадима и других. Быть может, я не вспомнил всех фамилий, все- таки прошло более 15 лет, но я до сих пор всем им благодарен за совместную работу.
 

 
Мои друзья и коллеги Митрофанов В.В. Гафитулин М.С.
 
ЮД: Геннадий Иванович, формат наших выпусков имеет примерно 60 минут. Поэтому давайте на этом эпизоде прервемся. Мы планируем провести еще не одну встречу с вами потому, что вопросов для обсуждения много. Сейчас я хочу поблагодарить вас за интересную беседу и поблагодарить наших слушателей.
 
 ГИ: Я тоже благодарю слушателей.                
 
 ЮД: Встретимся еще раз, обсудив предварительно тему нашей беседы. Спасибо большое, до свидания.

 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Комментарии

Re: Как создавалась профессия ...

А предполагается ли аудоформат? Очень хочется еще и интонации автора услышать - что бесценно как и содержание интервью :)
С уважением, Александр

Re: Как создавалась профессия ...

Уважаемый Юрий!
Извинений от Вас принять не могу, поскольку испытываю к Вашему труду по созданию "мастерских" интервью сплошную благодарность! Скорее меня прошу извинить за нетерпеливость :)
И тем более спасибо за ссылку на аудиофайл!
С уважением, Александр

Subscribe to Comments for "Как создавалась профессия ТРИЗ -эксперт. Интервью с Г.И. Ивановым Ч.1"