Почему мы отстаем Ч.2

 

И если будешь мерить расстоянье
Секундами, пускаясь в дальний бег,
Земля твое, мой мальчик, достоянье!
И более того, ты - человек!

Р.Киплинг
 
 
Ровно год тому назад я написал первую часть этой работы (см «Почему мы отстаем»  http://www.metodolog.ru/node/434 )
Написав первую заметку о причинах нашего отставания по ряду областей науки и техники я не почувствовал ни удовлетворения, и не нашел хотя бы одной из весомых причин этого процесса. В журнале «Наука и жизнь» №11-09года я обнаружил интересную статью Александра Алексеева «Неистовые ревнители: московская Русь в XV11 веке».
Автор пишет - «Причину политических и экономических неудач часто видят в руководителях, которых мало заботят судьбы страны. Так ли это? Вспомним историю Руси XV11 века. Во главе государства стояли бескорыстные правдоискатели, всей душой желавшие добра Отечеству. Однако это нисколько не уберегло страну от потрясений».
Интересен там и эпиграф «Государственное управление-это умение ладить с людьми, которые тебе не нравятся». Р.Хайнлайн «Туннель в небе».   Я приведу буквально несколько фраз из этой статьи.
«В.О.Ключевский очень хорошо сформулировал особенность поколения, к которому принадлежал Алексей Михайлович Романов: «Царь Алексей Михайлович  и его сверстники не менее предков дорожили своей православной стариной; но некоторое время они были уверены, что можно щеголять в немецком кафтане, даже смотреть на иноземную потеху, «комедийное  действо», и при этом сохранять в неприкосновенности те чувства и понятия, какие необходимы, чтобы с набожным страхом  помышлять о возможности нарушить пост в крещенский сочельник до звезды».
Алексей Михайлович действительно и в государственной и в личной жизни поддерживал баланс между сторонниками старины и новшеств. Выстаивая многочасовые церковные службы и кладя по тысяче поклонов, он ездил в немецкой карете, брал с собой жену на охоту, водил ее и детей на представления с музыкой и танцами. В наставники сыновьям и даже дочерям он дал западнорусского монаха, учившего их не только Часослову и Псалтыри, но так же латинскому и польскому языкам».
Так и хочется здесь вспомнить то, с чем мы столкнулись в советское время. Нам нельзя было носить джинсы и другие одежды, кроме тех, которые выпускали наши предприятия. Это, конечно, мелочь, но ведь прошли века, а установка осталась и строго выполнялась.
«В.О.Ключевский удивительно точно отметил, что Алексей Михайлович «не дал ни плана, НИ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯМ, НО СОЗДАЛ преобразовательное настроение». Надо только представить, насколько важным было такое «настроение» для Московской Руси середины XVII века. За контакты с Западной Европой ратовали в то время лишь отдельные маргиналы. Даже в следующем поколении, куда более подготовленном к новшествам Петру Алексеевичу с большой натугой удавалось внедрить хотя бы внешние признаки европейской цивилизации. Его отцу довелось решать задачу, пожалуй, даже более трудную: ОТСТАИВАТЬ ПРНЦИПИАЛЬНУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ УЧИТЬСЯ У ЗАГРАНИЦЫ». 
И вот вопрос - а почему наши предки сами не могли делать то, что делали иностранцы  – корабли, науки и т.д.? Один из ответов в этой статье- они дорожили стариной и очень хотели ПОСТОЯНСТВА. Что может сбить постоянство?    В любой сфере деятельности людей это может быть конкуренция. Она может достигать чудовищных размеров, но эффект от ее наличия тоже громадный. Я, конечно, сталкивался не только с самим понятие «постоянства», но и с ее действиями в жизни. И, что удивительно, даже при выполнении самой непопулярной работы, она все равно присутствует. Нелюбимое, тяжелое дело, а попробуй предложить его усовершенствование, упрощение, тут же вспыхнет огонь противодействия. Многие сводят это к постоянству, выращенному в итоге трехсотлетнего татаро-монгольского ига, которое для нашего народа не прошло бесследно. Но мне почему –то кажется, что дело здесь скорее в остающейся до сих пор в нашей реальности крепостной, феодальной системы. Мы опутаны этой системой, мы в ней и мы часть ее, творим ее каждым своим согласием с теми несправедливостями, которые с нами творят.
В книге Андрея Паршева «Почему Россия не Америка», даны определения двух систем.Вот они:
«Капитализм — это, прежде всего деятельность, постоянно направленная к сохранению и приумножению производственного капитала (средств  производства).
 Социализм — это, прежде всего деятельность, направленная на удовлетворение потребностей общества (забота о сохранении и приумножении капитала отходит на второй план и при неразумном управлении капитал «проедается»). Для России направленность экономики в масштабах страны на социализм — жизненная необходимость, так как в условиях открытости мировому рынку целью деятельности экономических субъектов становится ликвидация капитала путем его вывоза из страны».
 
Не буду говорить про капитализм, он у нас перед глазами и мы видим, что получили. Совсем не то, что хотели. Конкуренция такая, причем конкуренция не в рамках правил, что возникает впечатление, будто идет война.
А вот определение социализма, если бы он был такой, то не нужен был бы капитализм. Но не было у нас особого акцента на удовлетворение потребностей общества, хотя слова такие были, а на самом деле дошли до того, что стало  нечего  есть. Редактор нашего сайта как-то рассказывал, что в начале восьмидесятых он дошел до мысли, что в СССР построен не социализм, а монополистический капитализм, просто владельцем быи не конкретные известные миллиардеры, а государство в лице чиновников. Как видим, к новому столетию они не изменили строй, а легализовали то, что уже было затеяно и в основном создано. Решили пожить всласть.
В книге Паршина приводятся взгляды автора о том, что в России холодно, нужны очень теплые дома, и все это не позволяет нам двигаться успешно вперед. На самом деле конечно дело не только в этом. Есть и успешные страны, находящиеся на севере, и как-то они справляются. У нас нет национальной элиты – это самое главное. Если на мостике нет капитана, а есть шайка воришек, то неважно, какой мощности турбина и каково вооружение, все равно толку не будет. Они ведут наш лайнер, постепенно превращающийся в ржавый каботажник, не в интересах всей команды. Похоже, что они не будут против, если половину народа вообще смоет с палубы.  
Капитализм разделил наших людей на несколько групп. Самая большая – это бедный класс, большая часть которого и не может и не хочет предпринимать какие то шаги, чтобы жить лучше. Это мое мнение и с ним можно не соглашаться. В остальном идет мощная конкуренция между людьми за рабочее место, должности, оплату труда и т.д. Побеждают, сильнейшие, и духом, и здоровьем, а иной раз и менее нравственные, потому что в обществе нет такого стопора как нравственность, она не считается ценностью.
Позвольте мне пофантазировать. У меня впечатление, что наш народ был выбран Главным конструктором для проведения над ним эксперимента по проверке жизнеспособности социализма, с оплатой, не поддающейся, никакому воображению, - миллионы и миллионы жизней всех слоев населения. Я не говорю о тех, кто не познал радости жизни, но среди жертв были и великие ученые, возможно Нобелевские лауреаты! Может быть, Россия опоздала с развитием экономики, науки и т.д. и именно с ней решили провести, этот эксперимент, и совершить его удалось иудается до сих пор.
Больше в двадцатые годы ни в одной стране социализма не удалось создать.
У меня впечатление, что после открытия Америки над ней тоже был совершен эксперимент, Ее покорять двинулись люди, владеющие негативным творчеством - они извели живущих там индейцев и начали привозить рабов из Африки. Оплата за опыт тоже была не малой, но считая в людях, значительно меньше нашей. (Хотя по поводу негативного творчества - оно остается, прослеживается в деятельности политиков США. Например, во время атомных взрывов по официальным данным, от атомных бомбардировок и их последствий в Хиросиме погибли 140 тысяч человек, в Нагасаки - 74 тысячи. А ведь особой необходимости сбрасывать эти бомбы не было).
Но на свою страну они работают отчаянно – хитроумно, цинично, активно. Этим людям удалось буквально за несколько веков создать много чего интересного и необходимого. И они приглашают всех, кто может и хочет у них работать, кто смел и готов покинуть Родину. И это мощная подпитка для их науки, изобретательства, экономики. Чтобы не быть голословным, и несмотря на то, что многие иронически относятся к Нобелевским премиям приведу некоторые цифры, которые все же поразительны…
По данным на 2003г, (газета "Аргументы и Факты"N45 за 2003г): США – 276, Британия – 103, Германия – 76, Франция – 49, Швеция – 30, СССР (и Россия) - 28 (СССР-19.) У нас в 10 раз меньше, чем в США.
Ректор Московского университета прямо сказал: главная наша цель - готовить нобелевских лауреатов. Это уже другой подход к оценке Нобелевской премии, примерно как в США. Будем надеяться – так и будет, хотя шансов остается все меньше, потому что уровень образования падает, а лучшие люди уезжают все более активно (если в 09 году сразу после окончания вузов уехало сорок тысяч человек, то в только что прошедшем – уже пятьдесят тысяч). Из кого собрались лауреатов делать?
И еще. По TV Культура как и в прошлом году выступал Э.Рязанов. Его попросили почитать свои стихи. В прошлом году он начал не со своизх, а с Киплинга, с его великого стихотворения «ЕСЛИ»
 Редьярд Киплинг (1865—1936) в переводе Я.Маршака

 

О, если ты спокоен, не растерян,
Когда теряют головы вокруг,
И если ты себе остался верен,
Когда в тебя не верит лучший друг,
И если ждать умеешь без волненья,
Не станешь ложью отвечать на ложь,
Не будешь злобен, став для всех мишенью,
Но и святым себя не назовешь, -
И если ты своей владеешь страстью,
А не тобою властвует она,
И будешь тверд в удаче и в несчастье,
Которым в сущности цена одна,
И если ты готов к тому, что слово
Твое в ловушку превращает плут,
И, потерпев крушенье, можешь снова-
Без прежних сил - возобновить свой труд, -
И если ты способен все, что стало
Тебе привычным, выложить на стол,
Все проиграть и все начать сначала,
Не пожалев того, что приобрел,
И если можешь сердце, нервы, жилы
Так завести, чтобы вперед нестись,
Когда с годами изменяют силы
И только воля говорит: "держись!" -
И если можешь быть в толпе собою,
При короле с народом связь хранить
И, уважая мнение любое,
Главы перед молвою не клонить,
И если будешь мерить расстоянье
Секундами, пускаясь в дальний бег ,-
Земля - твое, мой мальчик, достоянье.
И более того, ты - человек!

 

 А потом прочитал и свои замечательные стихи.
В этом году он тоже читал свои стихи, они просто отличные и прекрасно передают многое из того, что я сейчас ощущаю.
 
Господи, не охнуть, не вздохнуть...
Дни летят в метельной круговерти.
Жизнь - тропинка от рожденья к смерти,
Смутный, скрытный, одинокий путь...
Господи, не охнуть, не вздохнуть!

Снег. И мы беседуем вдвоем,
Как нам одолеть большую зиму, -
Одолеть ее необходимо,
Чтобы вновь весной услышать гром!
Господи! Спасибо, что живем!

Мы выходим вместе в снегопад,
И четыре оттиска за нами,
Отпечатанные башмаками,
Неотвязно следуя, следят...
Господи, как ты метели рад!

Где же мои первые следы?
Занесло печальную дорогу,
Заметет остаток понемногу
Милостью отзывчивой судьбы...
Господи! Спасибо за подмогу!

 

 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Комментарии

Re: Почему мы отстаем Ч.2

К сожалению, нет в мире успешных стран со сходным с Российским климатом. В упомянутых северных странах либо он существенно мягче, либо население живёт только там, где он мягче (на побережье незамерзающих океанов и морей, например).

Что касается социализма, то очевидно, что потребности населения бывают разные. Также очевидно, что положение, в которое был поставлен СССР капиталистическим окружением, требовало удовлетворить прежде всего единственную и самую важную потребность -- выживание в возможной войне. Однако и многие другие потребности, о некоторых из которых население кап. стран не могло и мечтать, тоже не забывались. Это, в первую очередь, касалось гуманитарных потребностей. Образование, библиотеки, спорт, система здравоохранения, электрификация в единой системе и многое другое.

С уважением, Александр.

Subscribe to Comments for "Почему мы отстаем Ч.2"