Тихий взрыв

                                 
 
 «Понимаете? Это рассказ о человеке, который изобрел, как
 надо изобретать, и считает, что
это может делать каждый».
Михаил Анчаров «Самшитовый лес».
 
Я не знаю, знал ли М.Анчаров Г.Альтшуллера или нет, но это про него - кратко и точно!
А теперь расскажу, как мне представляется, одну историю, о которой я уже когда-то писал. Когда я стал заниматься ТРИЗ, у меня и мысли не было о психологии творчества. И когда я стал заниматься программой «Машина открытия», то довольно долго искал, что могло бы для решателя стать стержнем этой программы. Как я думаю, мне показалось, что я услышал голос-вопрос, который мне подсказал, что взять в качестве стержня. Он прозвучал так. «А почему ты решил эти  эадачи,  а другие нет»? И начал вспоминать, какими чертами характера я обладал в то время когда решал эти задачи - эффект Тваймана, Рассела и т.д. Я не стал обращаться к психологам по многим причинам, а сел и написал сам, какими чертами характера, как мне представлялось, я обладал, да еще и проставил себе оценку по десятибалльной шкале. Потом, когда начал опробовать этот перечень, я встретился с разными интересными людьми и тоже просил их сделать такую работу - всем было сказано, что они проводят оценку своих качеств только для себя, и никому не говорят, просто смотрят по оценкам и думают, как изменить свои слабые стороны. Оказалось, что есть такие люди, которые и не хотят себя оценивать, и не хотят ничего улучшать. Они уже хорошие и лучше быть, вероятно, невозможно. Хорошо, что я не такой, мне все время есть куда развиваться.
В Народном Университете были сотрудники, которые контактировали с психологом Р. Грановской, но я считал, что мне неудобно идти ни с того ни с сего на поклон к профессору. И все же однажды пойти с ним к Раде Михайловне меня уговорил В.Герасимов, сказав, что меня уже приглашают в гости. Все было прекрасно и так завязались товарищеские отношения. Конечно мы обсуждали различные вопросы и иногда спорили, например, я не был согласен с выводом о том, что скоро книг не будет. Однако, недавно из картотеки А.Захарова узнал, что в одном американском университете всю библиотеку раздали детям и студентам, а сами перешли на электронные носители.
Ах, как жалко расставаться с книгой! Но вот правда жизни, которая говорит о том, что книги имеют массу недостатков - громадные библиотеки хранят тысячи томов книг, которые редко кто читает, а сколько журналов, которые хранятся с прошлого века, а сколько уходит бумаги на создание книг и т.д. И все равно как - то неуютно без книг!
Читая Михаила Анчарова, я обратил внимание на некоторые высказанные им мысли, касающиеся нашей общей страсти- изобретательства!
«Почему история человечества наполнена воплями изобретателей? Что это? Почему? Почему изобретению сопротивляются именно те, кому оно должно принести пользу? Почему любое изобретение, любое, не выполнить в одном экземпляре, не поставить в кунсткамеру, пусть оно работает вхолостую и будет всегда под рукой на случай промышленной нужды? Почему, черт возьми, губят веру патриота в то, что отечество любит его при жизни, а не после смерти»?
 
«Вот уже больше сотни лет делают попытку подменить творчество образованием. А ведь образование-это чужой опыт творчества, и он часто глушит твой собственный. Чужой опыт представляет только выбор. Не больше. Но не выход.
Выход-это не поиски выбора. Выход лежит над выбором. И его надо открыть. Выход - это изобретение
Фактически ты занимаешься искусством, а не наукой и техникой, говорили Сапожникову. – Тебе нужно свободное творчество, а наука и техника связаны  с планом. Они чересчур дорого стоят.
-Ты дай мне план, и я придумаю, как его выполнить,- отвечал Сапожников.
-Но ты же заставишь меня потом пересматривать план? А это огромная работа.
-Я могу придумать, как облегчить и ее.
Конечно, он не имел в виду одного себя. Одному везде не поспеть. Он имел в виду таких, как он, их немало, а было бы больше, если бы поверили, что человек от природы может больше, чем он может, когда он размышляет по внутренней потребности.
И тогда он не бегает от противоречия, а открывает выход, лежащий выше противоречия. Человек прислушивается к себе и слышит тихий взрыв.(Рождение идеи.В.М.) И ему радостно. Выше этой радости нет ничего. Потому что выход-это освобождение.
-А если у тебя не получится? В тебе и в этом способе чересчур большая степень ненадежности, - говорили ему.
-Это надежность, отвечал Сапожников.- Только она по-другому выглядит».
 
Какую бы мы не решали задачу- научную, техническую, бытовую, художественную и т.д.очень важен момент образования тихого взрыва-рождения идеи как назвал этот процесс М.Анчаров. Он может наступить неожиданно, а может придти не скоро, может потребоваться длительное время, и решатель может разочароваться, потерять веру в себя, опустить руки и т.д. И мне представляется, что в этом процессе могут помочь психологи. Конечно, многие решатели могут сами себя вдохновлять, воодушевлять, заставлять продолжать работу, но мы то знаем, что некоторые работы не заканчиваются - нет тихого взрыва!
Приведу еще небольшой отрывок из М.Анчарова.
«Когда Сапожников был маленький и ходил в кино или книжки читал, то казалось -там всюду рассказывали случай из жизни какого -ни будь человека, и он либо хорошо кончался -человек всех победил или женился почему-то, или плохо кончался, иногда даже смертью. И всегда Сапожников думал, что раз уж рассказан этот случай, то он и был главным в жизни этого человека - иначе зачем его было рассказывать. Сапожников тогда готовил себя к жизни и выбирал образцы поведения. И его покамест не смущало, что ни один случай из его жизни ни разу целиком не был похож на описанный- и продолжался не так, и кончался не тем. Потому что он понимал -жизнь его только начинается, и он еще не наловчился после правильного начала вести себя так, чтобы случай не уходил в сторону и кончался по правилам.
Но однажды ему попали в руки мифы Древней Греции. Он хотел забыть эту книжку, и не мог. Он хотел перестать думать о том, что прочел, и не мог.
Оказалось, (тихий взрыв) ничто не начинается с начала и не кончается с концом. И от рожденья ты попадаешь в приключения, которые не при тебе начинались и кончатся без тебя. Оказалось, (тихий взрыв) что и победы положительных героев выходили им боком, да не один раз, а сто - взять хоть бедного Геракла, но это относилось и к отрицательным злодеям. Разве знал Сапожников, что Медея, которая убила своих детей, чтобы отомстить неверному Ясону, и даже вызывала некоторое сочувствие к своим страданиям, разве знал Сапожников, что и до этого случая Медея резала людей, и после этого случая кого -то травила, и окружающие травили, и родственники окружающих. И дальше Сапожников прочел саги исландские и саги ирландские, и восточные эпосы и западные эпосы, все они начинались не с начала и не кончались с концом, и всюду резали, резали, и ни на кого нельзя было положиться, и это уже не в книжках, а в жизни. И это потом почему-то называли историей. И еще увидел Сапожников в книжках, и в истории, и в жизни, когда сталкивался с причинами этой резни и травли, что, за редким исключениями полного отчаяния или необходимой защиты, все остальные бесчисленные причины, чтобы кому-то резать кого-то, возникали не с голоду, а с жиру. Вот так.
То есть девяносто девять процентов причин происходили не от реальной необходимости, а от тупости, торопливости и неизобретательности и что, поразмыслив, без резанья вполне можно было обойтись И, что, если бы столько таланта, ума и изобретательности, сколько тратилось на то, чтобы ловчее резать, было потрачено на то, чтобы не резать, то человеческий род давно бы жил в раю» Эти тихие взрывы происходили в сердце Сапожникова, когда он шел по рынку.
 
Сапожников все время думает на самые различные темы, и когда рассуждает, то почти все не хотят его слушать. Я как - то давно написал по поводу общего богатства людей – воздуха. И тут встретился с этой проблемой.
«А Сапожников как рассуждал?
Стоп. Воздух - вот что всех объединяет. Хочешь, не хочешь. Землю расхватали на части, и вся она кому - то принадлежит. А воздух общий.
Тот самый зыблющий, колеблющийся, завихряющийся, тот самый легкий газ жизни, за который, по мнению Сапожникова, поток реки времени раскручивает планету, как за обод велосипедного колеса. Воздух-то общий. И промышленные страны, воруют воздух, у непромышленных…..».
 
Не буду больше приводить примеры из мыслей Сапожникова. Читайте сами.
По поводу проблемы о том, что решатель психологически может быть не готов к решению задачи я переговорил с Р.Грановской и она согласилась с тем, что было бы неплохо если бы была какая то психологическая помощь решателю. Если Сапожников, прежде чем решать задачу разозлился, то наверняка - это не единственное состоянии человека при решении задачи. Нам известны случаи, когда, например стихи были написаны поэтами, которые  находились в состоянии любви, или колоссального вдохновения и воодушевления, гордости. Так была написана «Марсельеза».Таким образом можно выделить два важнейших момента. Первый - как усилить, как заставить мозг работать более эффективно и продуктивно. И как победить все сомнения и правильно оценить тихий взрыв, который должен произойти в тебе. Что следует сделать, чтобы выполнить оба этих требования -.послушать  какую- то музыку, прочесть какой то стих, посмотреть какую то скульптуру, например, Давида, МИКЕЛАНДЖЕЛО, и вспомнить, как он работал в те годы, когда инструментами были только молоток и зубило,  посмотреть фильм, поговорить, с человеком, которого Вы уважаете, принять медицинскую помощь, то ли получить таблетку, то ли поставить капельницу, то ли пройти пешком, с приятелем несколько километров, рассказывая, ему, о своей задаче, и пытаясь его заинтересовать, включить и обострить все – зрение, слух, обоняние и т.д.…….
Я думаю что эту проблему надо решать совместно психологам, врачам . изобретателям
Приведу еще одну мысль М.Анчарова.
«Что есть дилетант?
Обычно подчеркивают, его безответственность  Дела толком не знает, а уже лезет с рекомендациями. Увы, это правда. Но у дилетанта есть и другая сторона- безбоязненность в соображениях. Хорошо это или плохо? А никак. Все зависит от дальнейшего. Дилетант не запутан в подробностях и легче отрывается в свободную выдумку. А дальше либо он увязывает догадку с тем, что известно, и перестает быть дилетантом, либо не может увязать.
И тогда остается тем же, кем и был,- дилетантом.
Но выдумка-это не просто вывод. Выдумка- это качественный скачок. И его связь со всем предыдущим становится очевидной только задним числом. Думали, что солнце всходит и заходит. А когда Коперник догадался, что это не так, он был дилетантом. А когда все увязал и подтвердил- стал профессионалом.
Когда химик Пастер догадался, что микробы причиняют болезни, он был дилетантом в биологии, а когда доказал это-стал профессионалом в новой науке.
Поэтому не страшно, когда дилетант выдумывает, страшно, когда он настаивает, чтобы реальная жизнь разом перестроилась под эту выдумку. Сапожников не настаивал. Он выдумывал и предлагал желающим взять на заметку, на тот случай, если все другие выдумки не подойдут. Это была его позиция. Потому что он, в общем- то, мало занимался конкретными выдумками, он всю жизнь хотел догадаться, что такое способность ВЫДУМЫВАТЬ, и, если возможно, придумать, как облегчить метод. И вот когда ему пришло в голову, что у всего живого есть две программы, земная и космическая, то он сообразил, что творческий скачок, скорее всего, происходит, когда человек слышит и осваивает сигнал времени. И тогда понятно, почему говорил мудрец, что творчество происходит по законам красоты. И тогда красота-это эхо общей программы развития жизни, и поэтому, как говорил поэт, красота спасет мир».
И еще две фразы
«Во Франции в средние века был доктор, по имени Галли  Матье …Он лечил больных хохотом. Как только нам с тобой докажут, что мы   напридумывали, - галиматья, у нас останется этот способ лечения»
 
« А теперь напишем эпиграф:
«Безногий, движущийся по верной дороге, обгоняет рысака, скачущего не туда».(кто – то из Бэконов, не то Роджер, не то Френсис).
 
 
М. Анчаров Автопортрет
 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Комментарии

Re: Тихий взрыв

Стать выше противоречия? Это значит - стать выше самого себя, поставить себя над природой, в том числе собственной- ведь они сплошь - противоречия. С противоречиями почему-то борются во все века. В документах ЦК КПСС прямо указывалось на необходимость уничтожения неугодных противоречий физически - к примеру - пьянства - корчеванием сортовых виноградников. Инакомыслие искоренялось психушкой или высылкой.Противоречие есть борьба противоположных сторон,результатом которой является развитие каждой из них. Любовь есть борьба за нового человека в каждом из любящих, результатом которой является совершенствование обоих сторон. Противоречие есть едиственный источник развития. И да здравствует Противоречие!
Потору с противоречиями нужно не сражаться, а разрешать их , проникая в них и сливаясь с ними. Только тогда и может осущесвиться прогресс, восхождение, заложенный в природе изначально. Иначе откуда бы взяться такой высшей форме развития белковых веществ, как жизнь, появление человека.
Если противоречие не разрешается долго, то оно походит на застарелую, запущенню болезнь и приобретает антагонистический,разрушительный характер. В природе врачебную функцию по удалению отмершего органа выполняет естественный отбор, в обществе - революция. Прогрес замедляется и даже стагнирует, когда противоречия разрешаются частично, на общенаучном, а не общефилософском уровне ( дисиммметрии, к примеру - физикохимического толкования противоречия).
Ядром противоречия является причина. Вот до нее и должен докапываться изобретатель и открыватель.Причина - мать противоречия ,так же двойственна, двуедина. Без глубоких анализов даже опытному врачу, который о болезни может составить правильное представление по цвету лица больного, невозможет точный диагноз, а значит - и эффективное лечение. И потому поисковику, творцу нужен философский ликбез. На Западе любому ученому присуждается при защите докторской диссертации две степени - в том числе одна обязательная - доктор философии. Нельзя ничего ни изобрести, ни открыть без филоософской культуры или хотя бы элементарной мыслительной грамотности.Как разговаривать с природой, тем более вступая с нею в диалог, если не знаешь языка сущностей - причина, противоречие, закон. Это как корень, ствол и крона - цветущее, плодоносное дерево Мысли. Горько мне соглашаться с тем, что ни о психологии, а тем более о философии среди инженеров-изобретателей речи даже не велось. Это считалось недостойным занятием, говорильней, болтологией. Я привез на семинар в Миассе 16 докладов о методологии изобретательства, но оргкомитет не принял ни одного. И мне только дали слово для приветствия - сразу после набережночелновских казаков и феодосийских религиозных романтиков. В философии - пусть не моей, но в науке строгого научного мышления, не было нужды. И потому железная ТРИЗ умерла - она погибла от методологической гипоксимии, недостатка философского кислорода, методологической беспомощности.
И мне радостно читать сегодня о необходимости для новотризовцев психологической помощи. Такая философская неотложка в виде кандидатского минимума по философии ( диалектике)еще нужнее. Без этого восхождения теории решения изобретательских задач на следующую вершину не будет. Стагнация , которая очевидна, продолжится очень долго, возможно не одно десятилетие. Пока запрос на дальнобойную -общефилософскую методологию не станет решительным и неизбежным.Ныне жее все или почти все обходятся подручной сорокопяткой - общенаучной методологией.
Генрих Саулович Альтшуллер - один из крупнейших гениев второго тысячелетия.ОН был стихийным диалектиком. Даже так - наощупь, наугад применнная диалектика родила высокоэффективную решательную технологию. Но наука - это знание о законах. А законы - это область философии, как и протитворечия, порождающие их. Закон есть разрешенное противоречие, устойчивая,повторяющаяся существенная связь. И ЗРТС оказались , как Луна - освещенными с одной стороны, хотя они имеют дуалистическую, двойственную природу, как и родители -противоположные стороны в противоречии.Такая хромая на одну ногу теория не могла стать наукой и ею не стала, хотя на развитие ее гшений ГСА собрал в когорту, организовал и двинул на Решение лучшие умы громадной сверхдержавы.И не только приказной, уравнительский, потребительский характер экономики тому виною. Первопричина краха ТРИЗ - в ее методологической несостоятельности, ограниченности,недостаточности, частичности,элементаризма, недосистемности. Хоть ГСА и говорил, что его мышление безнадежно испорчено системностью. Но так мог сказать о себе далеко не каждый разработчик.У гениального искателя истины, копателя, даже стихийная системность, без философского фундамента даёт изумительный по красоте продукт - АРИЗ. Тоже можно сказать и об АВИЗе Г.И. Иванова, который диалектику использует как незаменимый шанцевый инструмент - бережно и аккуратно. Собрание сочинений Гегеля я видел у него на рабочем столе. Свет рождается из тьмы, писал великий мыслитель и диалектик. И Г.И. Иванов сквозь глухую тайгу пробничества и тыка ведёт свою творческую тропу на Полярную звезду диалектики,то есть безошибочно.
Определение метода только через уникальность и многообразие практики мне представляется ограниченным. Метод - это отражение в сознании способа развития природы или организационный срез диалектики. А поскольку административное,техническое и физическое противоречие носят субъективный характер, ибо формулируются изобретателем, то необходимо строго дозированное соотнесение их с объективным прототипом - актуальным, то есть разрешаемым в данный момент объектиным противоречием. Без этого решение будет неполным, частичным, соглашательским.
И дальнейших "проб" не избежать.Без философско-методологического прожектора следование тризовца по азимуту АРИЗа или ЗРТС будет не намного отличаться от блужданий пробочника с его МПиО. Вопрос-голос должен идти от самого противоречия, а не из головы- пусть и светлой-изобретателя. Выдумка - это золотой самородок, который попадается лишь тем иссследователям, которым удалось слиться с противоречием, войти в него изнутри, не только проанализировать, но синтезировать его высокоточными и высококвалифицированными мыслительными операциями.
Сегодня изобретатель - это непременно и методолог, философ. Как и психолог.
Я не думаю, что в человеке две программы - земная и космическая. Земля - крупица космоса - остывший осколок звезды. И обе эти программы - суть одна программа, выраженная с триллионами связей и команд генома. Космос каждую секунду пронизывает нас космическим излучением, вает нас, одаряет нас энергией ( или перекрывает ей дорогу, как во время магнитных бурь). Он в нас. Космос - это мы сами. Работы Чижеского четко определяют тесную взаимозависимость всей земной жизнедеятельности с активностью ближайшей звезды - нашей общей матери - Солнца. Резкие колебания климата, катастрофы связаны с тем или иным периодом активности солнца. Мы знаем лишь один - 12 летний. А вероятно есть и полувековой, и вековой, и миллионнолетний циклы. Вон магнитные полюса Земли меняются местами через 250 тысяч лет. И не изучив этих циклов( а также циклов других звездных соседей) мы никогда не найдем ответа на земные вопросы. Ибо ни - и космические тоже!.Земля и космос - одщно целое. Кстати, космическое солнце есть и внутри планеты - ее жидкое ядро. И в решениях по геологии, биологии,радиоэлектронике, медицине не учитывать этого домашнего космоса нельзя - решение будет паллиативным, приблизительным и малоэффективным. Комплексно счастливый искатель - это системщик, умеющий проникать изнутри в земно-космические явления и противоречия, составляющие их сущности.Истинно лишь то Решение, которое п предельно, максимально идентично, аутентично, адекватно Природе, ЕЕ Величеству, порождению противоречий космоса.
ТРИЗ станет из теории наукой, если под нее мы подведем мощный философский метолологический фундамент. Пока же она, как африканское бунгало, стоит на бамбуковых шестах общенаучной методологии. И потому ее инструменты односторонни, элементарны и малоэффективны. Нужен инструментарий дуалистический, системный. Шаги в этом направлении сделаны К.А. Склобовским. В его статьях определены и новые законы развития технических- и не только - систем, парные приемы.
Железная ТРИЗ умерла.Но не только овес растет по Гегелю.Наука - в том числе управленческая, кибернетическая, синергетическая умирает, как яблочное семя - порождая цветущий побег. Изобретательская кибернетика или ТРИЗ нового поколения - это завтрашний день науки управления творческим поиском. И он наступит тем быстрее, чем уверенее мы будем заливать бетон общефилософской методологии под балок старой и устаревшей ТРИЗ.
ТРИЗ умерла - да здравствует ТРИЗ!!

Re: Тихий взрыв

Здравствуйте, Анатолий Васильевич!
Красиво, даже поэтично и с большой внутренней энергией изложено!
По существу дела - только одно возражение. Непонятно, откуда взяли, что железная ТРИЗ умерла.
В таком деле, как наше, умереть может только что-то внутри нас. Философия может умереть в конкретном философе, но не как способ осознания мира вообще. А факты следующие - никогда ранее железная ТРИЗ не распространялась по миру так быстро, как сейчас. Ежегодно проводятся многие сотни больших проектов, решаются тысячи задач. ТРИЗ и то, что из нее сегодня выросло, лежит в основе специальностей, владея которыми люди развивают технику и зарабатывают себе на хлеб. Население информировано о ТРИЗ по крайней мере в России сейчас в значительно большей степени, чем при жизни Альтшуллера. Просто раньше мы были в центре этой тусовки, Альтшуллер присылал письма с новостями и мы знали всех, и эти все немногие знали нас. Было братство. Сейчас- все по иному. Единого центра нет, единого начальника нет, есть "многополярный мир".
Как и на любом этапе развития здесь есть свои проблемы, болезни, опасности. Отсутствует общий моральный центр, каким в свое время был Генрих Саулович, некому показать массам единственно верную линию развития. В этих минусах есть и плюсы. Исчез "оргкомитет" и некому зарубить 16 докладов по философии развития методологии творчества. Тысячи людей сами принимают решение о том, где правда и что следует взять, а что отбросить в той или иной позиции. Ну кто бы слушал высказывания ряда участников нашего форума в начале восьмидесятых годов? Они и не "высовывались". Сейчас - трибуна действует. Посмотрите, на скольких сайтах люди говорят о ТРИЗ, обсуждают эту проблематику в ее разных аспектах. Хотя и в этих плюсах есть минусы. порой крики "все пропало", идущие от людей, не занимающихся самостоятельной практической работой, могут и сформировать ощущение, что действительно все пропало, все плохо.
Но помните, в "17 мгновениях весны", старина Мюллер говорил: "не люблю я этих крикунов". Сотни людей в этой стране, не говоря уж о других, ежедневно ходят на работу, решать производственные задачи с помощью ТРИЗ. Они не говорят о поэтике этого дела, не пишут в газеты письма о том, как все это здорово, или как все уже окончательно пропало, просто ежедневно выполняют свою работу - выявляют и снимают противоречия.
Так что не надо отчаиваться, наши все равно победят. :)
Всего Вам доброго.

Re: Тихий взрыв

Уважаемый Александр Кудрявцев, спасибо за прочный костывль надежды. Обопрусь. Хоть утопать с ним мне далеко вряд ли удастся - не то здоровье, не могу из-за глухоты ездить на конференции и кипой методологических докладов. Ведь у меня 66 книг по ТРИЗ - по ТРТЛ. Только Талантоведение - пособие для воспитателей включает 22 брошюры - поурочные разработки. Плюс 13 решебников - с историческими, биологическими, организационными, правовыми,психологическими, экологическими и этическими задачами. В Патентах природы собрано, например, более 300 задач о способах разрешения противоречий в живой природе. А Муравей - решатель, Соболиные двоеточия...
А да ладно, как говорит Тина Канделаки...Скандалистка в ТV
Я благодарен за корректные возражения моим пессимистическим прогнозам- я в самом деле не знаю положения дел в феврале 7-го числа.Вы мне показали воодушевлюящую панораму. Оттуда и надобно обозревать...

Re: Тихий взрыв

Анатолий Васильевич, а давайте дадим на сайте анонсы Ваших трудов, или по одной главе из каждой книги, как заходите. Или пришлите по почте, если раскрывать не хотите. Может быть и найдете издателя?

Subscribe to Comments for "Тихий взрыв"