Практическое применение репертуарных решеток в бизнесе (глава 1)

Valerie Stewart
BUSINESS APPLICATIONS OF REPERTORY GRID

 

 

EnquireWithinÔ- Заявлено на Торговую марку

 Авторское право © 1997 Доктор Валери Стюарт

ПубликацияEnquire Within Developments Limited

 Http: // www. EnquireWithin.co.nz

 

Пер. с англ.: канд. психол. н. Александр Крицкий,
Научная редакция: канд. психол. н. Александр Медведев

Валери Стюарт

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
РЕПЕРТУАРНЫХ РЕШЕТОК В БИЗНЕСЕ

Предисловие к новому изданию

Для работающих с техникой репертуарных решеток и теорией личных конструктов – о новом издании глав книги "Практическое применение репертуарных решеток в бизнесе", написанной доктором Валери Стюарт, обучающей навыкам интервьюирования и анализа репертуарной решетки.

______________________________

Перед Вами – новое издание первых семи глав книги "Практическое применение репертуарных решеток в бизнесе", которая была первоначально написана в 1980 г. покойным Andrew Stewart и мною и издана McGraw-Hill. Первое издание состояло из в двух частей: первая являлась по существу "самоучителем по репертуарным решеткам", а во второй части обсуждись возможные применения репертуарной решетки.

По ряду причин я не считала возможным обсуждать вопрос о повторном издании книги; когда книга была написана, пакеты компьютерных программ для анализа решетки были "на детском уровне", а многое из второй части было пронизано темой "насколько это могло быть лучше, если бы компьютерная технология была более продвинута". В действительности мы с Джоном Мейесом разрабатывали диалоговое компьютерное приложение ENQUIRE WITHIN (букв. – "Исследование изнутри" – прим. пер.) которое может сейчас делать все, что мы намечали при написании Применения в бизнесе, и даже много больше. К настоящему времени широко известны и распространены и другие методы анализа решеток. Перечитывание оригинала принесло мне сильное чувство ностальгии, а также ощущение того, что многое еще можно улучшить.

Однако первая часть "Научись работать с репертуарной решеткой" осталась практически без изменений, и мы счастливы предоставить свободный доступ к этому тексту для всех. Мною сделаны некоторые незначительные изменения, но читатель сможет легко его узнать.

Все, кто впервые встречаются с репертуарной решеткой, познакомятся с техникой, которая была изобретена Джорджем Келли, отдавшим ей многие годы жизни. Решетка – методология для исследования проблем (почти любых) более точным и менее пристрастным способом в сравнении другими. Она основана на теории личных конструктов, которая является наиболее интеллектуально обоснованной из известных Вам теорий личности. Теория Келли отличается строгостью именно там, где это более всего требуется, то есть в методологии, и в этом пункте она более строга, чем в модели личности, которая из нее следует. Техника решетки позволяет Вам как интервьюеру быть не только полностью открытым и непредубежденным относительно содержания сообщений клиента, но и "острым как бритва" в постановке вопросов и анализе значений полученных ответов. Теория личных конструктов – это одна из очень немногих теорий, способных отвечать на каждый из трех фундаментальных вопросов психологии: "Чем люди различаются?", "Почему люди разные?" и "Что они будут делать в дальнейшем?". Эта книга поможет Вам изучить базовые техники интервьюирования посредством репертуарной решетки, и после этого большинство других методик могут показаться Вам слишком слабыми.

В первом издании мы благодарили коллег, оказавших нам различное содействие и помощь. Если бы мы попытались составить этот список теперь, он был бы в несколько раз больше, и охватывал бы людей по всему миру. Я работаю с репертуарной решеткой в течение всей профессиональной жизни, применяла ее в самых разных проектах, и честно скажу, что стоит только мне заняться ею снова или начать помогать коллегам, меня вновь охватывает почтение к этому занятию; и оно никогда не надоест, что бы ни говорили. Иногда мы устраиваем соревнование на лучший конструкт. Сейчас на первом месте связь writes memos – writes on memos ("пишет служебные записки" – "пишет на служебных записках")  у старших менеджеров в нефтяной компании), и  when in trouble makes decisions – when in trouble makes sandwiches ("в неприятной ситуации принимает решения" – " в неприятной ситуации делает бутерброды") у менеджеров поставки. Возможно, кто-то примет вызов и организует мировое первенство?

Удачи,
с наилучшими пожеланиями!

Valerie Stewart.

 

Глава 1. ПОНИМАНИЕ ЛЮДЕЙ

Введение в Технику репертуарных решеток, теорию, лежащую в основе техники  их применения в бизнесе.

Жил некогда психолог по имени Джордж Келли. По роду своей деятельности – а он был клиницист – ему приходилось узнавать многих людей, классифицировать их, стараться понять их точки зрения, помогать им лучше понимать себя. Он был обеспокоен тем, что современная ему психологическая наука часто не помогала, а скорее мешала достижению этих целей. В частности, он размышлял над тремя проблемами, которые обсуждаются ниже.

Исследователи, работающие сегодня в деловой сфере, часто разделяют беспокойство Келли. В столь разнообразных областях, как управление персоналом и контроль качества, маркетинг и безопасность, имеются люди, которые должны заниматься исследованиями – изучать других людей, классифицировать их, понимать их точки зрения, помогать им лучше понять себя. Существующие исследовательские методы иногда лишь мешают достижению этих целей. Так что позвольте начать рассмотрение проблем Келли, какими видел их из своего кабинета американский клиницист в 1930-ые гг., чтобы потом посмотреть, насколько они схожи с сегодняшними проблемами индустриального исследователя. Тогда мы сможем определить, насколько легко репертуарная решетка – инструмент, изобретенный Келли для преодоления этих проблем, – может быть приспособлена к использованию в современной практике.

1.1. Проблемы Келли

Игра с числами

В тридцатые годы психология была очень молодой наукой, и многие из практикующих мечтали о том, чтобы она имела такой же  статус и такую же методологическую определенность, как и физические науки. Они хотели, чтобы можно было устанавливать законы человеческого поведения (если A, то B) с той же самой степенью достоверности, какой достигали физики, инженеры или химики. Учебники и научные статьи того времени могут служить подтверждением того, что для многих психологов этот поиск был делом жизни. Им удавалось формулировать некоторые “законы” человеческого поведения, обычно в форме выводов о наличии корреляций, например, существовании связей между курением сигарет и экстраверсией, порядком рождения детей в семье и вербальным интеллектом, типом телосложения и психическими заболеваниями. В таких исследованиях есть единственная трудность: для получения значимые корреляции, нужно исследовать сотни или  даже тысячи людей. Например, при обследовании более чем 200 000 людей Вы можете найти корреляцию на уровне 0,3 между курением сигарет и экстраверсией, и на такой большой выборке корреляцию этого уровня можно считать статистически значимой.

Но Келли терзался тем, что, хотя эти энергичные усилия и могли удовлетворять потребности исследователей в области формального упорядочивания и типологизации человеческих проявлений, установленные таким образом “законы” не очень помогали ему, когда в его кабинет вкатывался толстяк с сигаретой в зубах, объявлял, что он был единственным ребенком в семье и хотел бы обсудить свои проблемы. Исследования множества людей, даже если они ведут к законам, применимым для масс людей, не позволяют делать предсказания относительно конкретного человека, а Келли мечтал о способах получения надежных и строгих предсказаний относительно индивидуальности.

Он мечтал о возможностях измерения клинических проблем, с которыми приходили его пациенты, о возможности проводить измерения в ходе терапевтического процесса и после терапии: если Вы не способны измерять, Вы не можете контролировать.

И, конечно, исследователь в промышленности сегодня часто сталкивается  точно с такой же проблемой – как понимать и делать предсказания, с известной степенью точности, об отдельно взятых людях или о людях в малых группах. Если вы когда-либо задавали ли себе вопросы типа:

"Каким образом Лен усматривает коммерческие возможности там, где никто ничего не замечает?",

или "Интересно, будет ли для Джо какая-либо польза от этого курса?",

или "Интересно, будет ли успешным сотрудничество Салли и Джим, если я включу их в команду, работающую над отдельным проектом",

или "Какой рекламной кампании он хочет, ради всего святого? Говорить "Нет" – это все, на что он способен!",

тогда Вы разделяете проблему Келли, его потребность понять и отобразить процессы мышления отдельных индивидов.

Установки Наблюдателя

Каждый диагност – если он честен с самим собой – испытывает тайное беспокойство по поводу того, что он может привнести нечто свое в то, что диагностируется. Например, если в тридцатые годы нашего столетия Вы имели бы психиатрическую проблему и деньги для лечения, то могли бы поискать помощь среди терапевтов и послушать то, что они скажут по поводу вашего расстройства. При визите к терапевту – последователю Фрейда Вам, вероятно, сказали бы, что это должно быть связано с приучением к горшку, эдиповой ревностью или вытесненными сексуальными потребностями. При предъявлении той же самой проблемы юнгианскому терапевту ее интерпретировали бы в терминах религиозных конфликтов и кризисов идентичности. Адлерианский терапевт, вероятно, объяснил  бы это порядком рождения в семье и фрустрированным стремлением к власти. А если бы Вы решили выбрать одну из недавно появившихся школ поведенческой терапии, там бы совершенно не интересовались источником проблемы и, вероятно, использовали бы электрошок вплоть до полного исчезновения симптомов.

Психологам давно удалось дать этой ситуации имя – это называют установкой наблюдателя. Она возникает при любом восприятии. Осознанно или неосознанно наши предшествующие знания, история и опыт задают нам набор ожиданий относительно мира таким образом, чтобы мы распознавали знакомые вещи и изменяли менее знакомые до тех пор, пока они не будут походить на то, что мы уже знаем. Изложите возникшую в бизнесе проблему комитету экспертов, и эксперт маркетинга будет видеть ее как проблему маркетинга, эксперт производства – как проблему производства, менеджер планирования – как проблему планирования, рекламный менеджер – как проблему рекламы. Установка наблюдателя – это серьезное препятствие для понимания любой другой точки зрения, и она не может быть преодолена самодисциплиной и аргументированностью решения. Установка наблюдателя может иметь серьезные последствия. Показателен пример школьного учителя, чей класс был разделен на две группы случайным образом. При этом учительнице объявили, что все дети протестированы и что в группе А дети более смышленые, чем в группе В (хотя фактически различий не существовало). Она обучала класс в течение семестра, и затем дети были проверены: в конце семестра учащиеся группы А оказались действительно более смышлеными, чем в группе B.

Каждый, чья жизнь связана с необходимостью интерпретации проблем, должен принять меры против установки наблюдателя. Хотя психологи и другие специалисты довольно быстро распознали и назвали это явление, они оказались в меньшей степени способны предложить решение. Техника Келли –репертуарная решетка – позволяет интервьюировать любого человека детально, получать множество данных о нем, – от поверхностных до клинически диагностичных, – и делать это таким способом, при котором возможность привнесения чего-либо от экспериментатора уменьшается до минимума.

Анализ многих проблем в промышленности не свободен от установки наблюдателя. Если Вы "носите какую-либо из указанных ниже шляп":

"Консультант",
"Инспектор по авариям на производстве",
"Доктор компании (в любом смысле слова)",
"Тренер",
"Контролер качества",
"Главный охотник",
"Миротворец",
"Исследователь рынка",

то знание репертуарной решетки поможет Вам стать более успешным и более объективным диагностом.

Роль эксперта

Другой заботой Келли была степень зависимости, в которую попадали люди и пациенты клиники от слов, посредством которых эксперт описывал их проблемы. Популярный образ отстраненного профессора, поглаживающего бороду, сидящего вне зоны видимости своего пациента и время от времени бормочущего авторитетно с венским акцентом, недалек от истины: большинство нынешних клинических психологов могут помнить, по крайней мере, одного представителя старшего поколения, который действовал именно таким образом без всякого самопародирования. С точки зрения Келли, эффективность такой "экспертизы" несколько переоценивалась. Если Вы хотите узнать, что случилось с пациентом, спрашивайте его ..., он, вероятно, знает. Терапевт решает важную задачу: побудить пациентов к работе с проблемами, от которых они хотели бы уйти, а также руководить движением от поверхностного к глубинному. Но Келли говорил, что большинство людей достаточно взрослые и разумные, чтобы самим выяснять, в чем их проблемы, и принимать на себя все более значительную долю ответственности за их решение.

Техника репертуарных решеток позволяет интервьюеру получать когнитивную карту того, как интервьюируемый рассматривает мир, и составлять эту карту с минимумом установок наблюдателя. Подход Келли поэтому не в том, чтобы получить карту, "проинтерпретированную" экспертом, который решает, где проблемы и стрессы. Скорее, подход Келли состоит в том, чтобы обсуждать карту с интервьюируемым, обсуждать вещи, с которыми он, возможно, прежде не сталкивался, обсуждать с ним актуальность и значимость этой специфической карты как средства ориентации в его жизненном пространстве. И это при допущении, что почти каждый интервьюируемый может принять большую часть решений самостоятельно, стоит только ему получить ясное видение проблемы.

Относится ли это к людям, занятым в производстве? Многие менеджеры пользуются услугами экспертов, предлагающих готовые решения, и это в то время, когда мудрые комментаторы, от Патера Брауна до Профессора Риванса, говорят о людях: "Это не от того, что они не могут видеть решение, это от того, что они не могут видеть проблему". Помогите менеджерам яснее видеть их проблемы, и есть шанс, что они не будут нуждаться в эксперте, помогающем им находить решения. Репертуарная решетка поможет извлечь и сделать явным то знание, которое есть у каждого менеджера, поможет обозначить проблемы клиентов таким способом, при котором решения могут стать более очевидными. Если ваш интерес  связан с применением в консультировании, создании команды или  с принятием решения о необходимости обучения, Вы должны иметь в виду, что назначение решетки состоит в том, чтобы предоставить людям возможность отвечать за себя и свои действия, позволяя Вам в это время поддерживать для них "зеркало", которое может косвенно или прямо отражать их проблемы.

Итак, мы познакомились с тремя важными положениями – необходимостью точного взгляда на индивида, необходимостью избежать установки наблюдателя и потребностью признать, что люди могут брать на себя ответственность за собственное развитие и не нуждаются в экспертах, которые снова и снова наставляли бы их на путь истинный. С этими проблемами столкнулся Келли как клинический психолог, и с ними сталкивается любой, кто собирается проводить исследование в производственных или других организациях. Мы обещаем, что техника репертуарных решеток Келли будет полезна в решении этих проблем, но перед началом самостоятельных занятий, которые помогут Вам приобрести опыт, следует выделить теоретические положения, на которые опирался Келли при разработке решетки. Вы можете, если хотите, пропустить эту часть и вернуться к ней позже, – можно найти достаточное количество сильных аргументов, чтобы утверждать, что практическая книга, подобная этой, должна содержать минимум теории. Однако, техника решеток развивается настолько быстро, что Вы можете оказаться в ситуации нововведений, поэтому будет неплохо получить немного знаний "о теории полета прежде, чем Вы начнете проектировать самолет".

Теория Личного конструкта – или почему люди
выбирают такой путь

Индивидуальные различия в течение многих лет привлекали внимание ученых и поэтов, драматургов и политических деятелей. Психологи поставили перед собой задачу объяснить индивидуальные различия, а не только признать их, как это делают другие. Психологическая литература полна попыток классификации индивидуальных различий (экстраверт – интроверт, консерватор – радикал, церебральный – эмоциональный, зависимый от группы – уединенный и т.д.) и объяснять, как возникли эти различия (наследственность? окружающая среда? дата рождения? баланс телесных жидкостей?). Попытка Келли объяснять, как люди становятся такими, какие они есть, основана на базовом предположении, что человек является исследователем.

Представим двухмесячную малышку Джейн. Когда она кричит и плачет, мать опускает соску-пустышку в сироп шиповника, вставляет ее в рот Джейн и обнимает ее. Любой родитель прекрасно знает, что маленькие дети быстро учатся, так что очень скоро малышка Джейн научается ожидать сладкого сиропа и объятий тогда, когда она кричит, и немного позже она понимает, что если ей хочется объятий и немного сиропа, есть способ осуществления мечты – нужно хорошенько кричать. Маленькая Джейн – исследователь. Она открывает ряд положений, законов о мире: если A, то B. Младенец Сьюзен в другом доме может испытать совершенно другое обращение: если она будет получать шлепки, когда закричит, то узнает, что за плачем последует боль, за болью – плач, за плачем – шлепки; и спираль страха, апатии и беспомощности укоренится в ее взгляде на мир, как и у многих других людей с несчастным детством.

Человеческие детеныши (возможно, это справедливо и для некоторых других видов живых существ) рождаются с жаждой символического научения. Скорость, с которой они поглощают и ассимилируют новую информацию, наполняет многих взрослых чувством зависти. Келли подчеркивает активный характер этого опыта: гипотезы разрабатываются, проверяются, изменяются или отвергаются, и ребенок постепенно создает сеть гипотез (если A, то B) основанных на собственном уникальном экспериментировании с миром.

Если бы теория Келли закончилась бы на этом, Вам было бы простительно сказать: "Ну и что? Все, что он сделал, – это дал несколько причудливых имен для обозначения того факта, что люди учатся от опыта, и заставил их звучать несколько громче, чем некоторые другие комментаторы". Келли, однако, пошел гораздо дальше. Он сказал, что не только сеть гипотез отражает жизненный опыт, но и сами гипотезы начинают обусловливать этот опыт, влиять на него. Возьмем простой пример. Фред некоторое время проходит  курсе по освоению  способов рационального маркетинга. Теперь Фред, вероятнее всего, будет интерпретировать проблемы в терминах содержания маркетингаи, в отличие от других, рассматривать эти проблемы как проблемы маркетинга. Он может быть более осмотрительным в решении других видов проблем. Его ожидания относительно мира обусловливают то, что он видит в нем.

Представьте члена команды, который полагает, что он непопулярен и поэтому никогда, оказывается, не замечает дружественных жестов, но очень быстро определяет, когда его отвергают.

Представьте менеджера, который полагает, что женщины-рабочие болеют чаще, и поэтому замечает каждый случай болезни своей секретарши, но никогда не замечает отсутствия ввиду болезни мальчика-курьера.

Подумайте о том, как ожидания людей влияют на их восприятие в фильмах типа "Полеты над гнездом кукушки".

Система гипотез, которую мы начинаем строить с самого рождения и которая продолжает развиваться до смерти, не похожа на шкаф с архивами. Келли говорит, что это, скорее, пара очков, через которые Вы получаете информацию, но которые также обусловливают, что Вы видите и как Вы этовидите. Келли дал хорошее название для такой системы – "система конструктов". Оно хорошо тем, что слово "конструкт" несет двойной смысл: во-первых, что эта система построена (constructed) или выработана из опыта, и, во-вторых, что с ее помощью мы объясняем (construe) – видим и интерпретируем – мир. Таким образом, если Вы сумеете узнать системы конструктов людей, то сможете не только понять их историю, но и сделать определенные предсказания о том, как эти люди, вероятнее всего, будут вести себя в определенных ситуациях, потому что Вы будете знать нечто о том, что эти ситуации могут значить для них.

Келли разработал технику репертуарных решеток как способ побуждения людей к экспликации собственной системы конструктов.

Теория личности, которую Келли вывел из основного постулата "человек-как-ученый", весьма сложна, и мы не будем здесь описывать  ее полностью. Для практического исследователя могут быть полезными следующие положения:

1. Степень соответствия друг другу систем конструктов двух людей – показатель степени их сходства, а также степени, в которой они, вероятно, поймут друг друга без усилия.

2. Уровень, на котором один человек может понимать или имитировать систему конструктов другого, – показатель того, насколько он его понимает – другими словами, мера того, насколько хорошо они готовы к взаимопониманию, способны быть друзьями, предугадывать поступки друг друга.

3. Системы конструктов со временем изменяются, чтобы ассимилировать новую информацию. Конечно, система конструктов предрасположена к тому, чтобы интерпретировать новую ее как знакомую, но всегда может возникнуть момент, когда количество или значимость новой информации потребует изменений в системе конструктов. Люди очень различаются по тому, в какой степени их системы конструктов являются открытыми для новой информации: люди со сверхгибкой системой конструктов были бы, вероятно, описаны как сверхреактивные, потому что они изменяют свои представления слишком быстро по отношению к важности информации; в то же время люди с ригидной системой конструктов были бы, вероятно, описаны своими партнерами как мыслящие стереотипно  и не видящие опасности даже при прямом столкновении с ней.

4. Системы конструктов жизненно значимы для их носителей. Иногда при рассмотрении чьей-либо карты с изображением системы конструктов, полученной с помощью техники репертуарной решетки, бывает трудно понять, как человек, имея такую сеть представлений о мире, может это выдерживать. Возможно, если эти люди приходят для терапии или консультации, они тоже испытывают подобные чувства. И очень важно помнить, что системы конструктов этих людей допускают наличие в себе этих перцепций без особых нарушений целостности – эти очевидные противоречия или разрывы служили в свое время решению актуальной задачи и Вам не стоит слишком торопиться снимать их только потому, что Вы сами не находите их особенно приятными.

Вы можете изучать технику репертуарных решеток без того, чтобы слишком углубляться в теорию личных конструктов,. но наиболее серьезные из практикующих эту технику находят, что ТЛК (это принятое сокращение) полезна как в планировании и понимании задачи, так и в разработке процедур. Ключевые позиции ТЛК (для памяти):

1. Восприятия влияют на ожидания, и ожидания влияют на восприятия.

2. Среда, через которую это осуществляется, определяется как система конструктов.

3. Система конструктов каждого человека уникальна и развивается в течение всей жизни.

Мы начали с рассказа о Джордже Келли в его кабинете в Америке 1930-х, когда он старался найти теоретическое обоснование и практическую технику для понимания людей более строгим способом. Что же такое произошло, позволившее соединить ту ситуацию со многими ситуациями в промышленности, где используется техника репертуарной решетки?

Келли был скромным и занятым человеком. Он не описывал свою работу в течение долгого времени, и так было до 1955 г. , до издания его двухтомника "Теория личных конструктов". По некоторым причинам оказалось, что эта теория больше привлекает внимание  Великобритании и Европы, чем  США, и группы клиницистов, специализирующихся в использовании и развитии техники Келли (Дон Баннистер, Фей Франселла, Энтони Рил, Пат Слайтер и др.), стали широко известными. Техника решетки, нам кажется, просто предназначена для клинической практики как ценный инструмент, не особенно трудный в использовании, часто помогающий терапевту и пробуждающий интеллект у пациента, и, в силу своей уникальности, заставляющий своих приверженцев чувствовать себя исключительными и сплоченными. Интенсивное клиническое использование предполагает, что большинство книг по решеткам посвящено почти исключительно клиническому применению, и пока очень немного книг – их использованию в деловой сфере.

Трудно, однако, сдержать хорошую идею: использование решетки в промышленности, кажется, начинается приблизительно в  то же самое время, когда бихевиористически-ориентированные ученые начали исследования в области промышленного производства. Первыми, кто использовал решетки, как нам кажется, были эксперты  в исследованиях маркетинга. Привлекла свобода этой техники от установок исследователя: выявление конструктов –самое важное в решетке, помогает понять, как потребитель воспринимает ваши изделия и изделия ваших конкурентов без искажений, вызванных специализированным знанием изделия "изнутри". Вы, возможно, работали в течение многих месяцев, улучшая стиральный порошок Wizzo, и теперь хотите знать, как это сравнивается с Blotto, предложенным конкурентами. Возможно, Вы настолько "погружены" в Wizzo, что для Вас окажется затруднительным объективное рассмотрение. Решетка поможет увидеть Wizzo таким, каким его видит потребитель, без влияния Ваших установок и надежд на результат.

Как мы смогли выяснить, следом появились еще два приложения решеток в области работы с персоналом. Возрастающий интерес в диагностировании потребностей в обучении и его эффективности – интерес, дающий что-то для управлений по переобучению, что-то для понимания структуры затрат – привел ряд исследователей к заключению, что решетка могла бы здесь помочь. Особое ее преимущество в этом случае – возможность, которую она дает для представления чьей-либо системы конструктов в виде детальной карты (анализ потребностей обучения) и измерения последующих изменений (оценка). Другое применение решетки в работе с персоналом началось с наших собственных усилий в области исследования управленческого потенциала. Чтобы составить картину общего представления об эффективности, существующего в компании, мы использовали часть техники решетки для интервьюирования менеджеров при изучении их восприятия эффективного и неэффективного поведения на работе. Затем это служило основанием для стратегического планирования с целью ответить на вопрос: "Является ли эта картина эффективности  именно такой, которая будет иметь максимальную ценность для выживания в течение следующих нескольких лет?"

Затем появились применения решетки, основанные на возможности помогать людям находить вербальные "ярлыки" для возникающих пре-вербальных конструктов. В областях контроля качества и осмотра, например, решетка помогает обнаруживать, видит ли Нелли те же самые ошибки, что и Сара, и видит ли она их таким же образом. Решетка поможет также обнаруживать то, что именно чувствует в атмосфере старый бригадир Фред, который всегда может раньше всех приборов сказать, что смешивание проводится неправильно. Понимание этого позволит подготовить ему квалифицированную замену. Решетки также использовались, чтобы помочь людям более четко определить, что они обозначают с помощью понятий, которые выражают суть, когда необходима более конкретная информация (например, помощь проектировщику в получении детальных подробностей от его клиента, помощь в изучении индивидуальных особенностей).

Прикладные исследования сосредоточились также вокруг возможностей решетки выявить восприятия людей безоценочным и непрямым способом. Разработки в области создания команд, например, позволяют людям получать общие конструкты относительно общих проблем.

Все еще появляются новые разработки. Эта книга (и ее переиздание) частично устареет к тому времени, когда она будет распечатана на Вашем принтере. Читатели могут легко оказаться в ситуации использования решетки новым способом или в новой области проблем. Сеть пользователей решетки расширяется: все больше и больше людей в промышленности убеждаются в том, какую полезную технику они решили изучать.

Этой технике научиться непросто, хотя, если Вы видели подобное интервьюирование или участвовали в нем, то можете не поверить этому. Причина в том, что техника решетки может применяться в самых различных формах, и каждая форма требует несколько иной процедуры. Допустим, Вы прослушали одну музыкальную пьесу, исполненную на органе. Вряд ли Вы можете представить, насколько сложно исполнить это произведение, потому что не знаете обо всех возможных вариантах остановок, комбинаций, клавиатур и т.д., которые выбирал органист. Прослушайте два-три произведения, и Вы обнаружите разные техники исполнения на этом инструменте. Точно так же с решеткой: любой пример, возможно, выглядит простым, но важно рассмотреть полный диапазон примеров, чтобы оценить сложность выбора. Поэтому книга построена так, чтобы научить Вас не просто "играть только одну мелодию, но исполнять целый репертуар (и возможно, сочинять нечто свое)". Ее главы содержат серии упражнений, которые являются ступеньками на пути к полноценному умению. Упражнения полезны сами по себе и дадут Вам некоторые простые примеры применения решетки, чтобы попробовать их для начала. Прочтите книгу до конца,  попробуйте понаблюдать опытного интервьюера в действии, и обнаружите, что любой ваш исследовательский проект выиграет от знания репертуарной решетки Келли.

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Комментарии

Re: Практическое применение репертуарных решеток в бизнесе ...

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Не удержался, сделал поиск на интернете и прочитал первые главы этой книги.
Сочетание некоторых из предложенных инструментов с инструментами НЛП (нейро лингвистическое программирование) было бы весьма полезным.
Например, использование в качестве конструкт(ов) так называемых мета-моделей.

Re: Практическое применение репертуарных решеток в бизнесе ...

Gregory Frenklach wrote:
Сочетание некоторых из предложенных инструментов с инструментами НЛП (нейро лингвистическое программирование) было бы весьма полезным.
Например, использование в качестве конструкт(ов) так называемых мета-моделей.

Григорий. а для чего именно полезных? Напишите, пожалуйста, где именно Вы видите возможность применять этот инструмент?
Я, например, использую репертуарные решетки для формирования системы характеристик при построении бенчмаркинга. Будет ли полезно также и там?

Re: Практическое применение репертуарных решеток в бизнесе ...

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Скажем, для оценки совместимости членов группы, работающей над проектом.
Или соответствия кандидата той или иной должности.
Лично я несколько раз определял мета-модели, чтобы скоректировать своё поведение с теми или иными людьми - согласовать или наоборот рассогласовать.

Re: Практическое применение репертуарных решеток в бизнесе ...

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Чтобы не быть голословным привожу примерный список конструктов на базе НЛП мета-моделей

интересует смысл (зачем?)<--> интересует процесс (как?)
интересуют люди (кто?)<--> интересуют вещи/действия(что?)
интересует время (когда?)<--> интересет пространство (где?)
важнее своё мнение<-->важнее чужое мнение
общая картина/"лес" (стратег) <--> детали/"деревья" (тактик)
видит сходство<--> видит различия
движется к "хорошему"(инноватор)<-->уходит от "плохого" (решатель проблем)
внутренняя мотивация<-->внешняя мотивация
глубоко/узко <-->мелко/широко

Построение таблицы: люди - мета-модели с оценкой от 1 до 5, например, по каждому конструкту/мета-модели даст весьма интересную информацию...

Re: Практическое применение репертуарных решеток в бизнесе ...

Gregory Frenklach wrote:
Чтобы не быть голословным привожу примерный список конструктов на базе НЛП мета-моделей

интересует смысл (зачем?)<--> интересует процесс (как?)
интересуют люди (кто?)<--> интересуют вещи/действия(что?)
интересует время (когда?)<--> интересет пространство (где?)
важнее своё мнение<-->важнее чужое мнение
общая картина/"лес" (стратег) <--> детали/"деревья" (тактик)
видит сходство<--> видит различия
движется к "хорошему"(инноватор)<-->уходит от "плохого" (решатель проблем)
внутренняя мотивация<-->внешняя мотивация
глубоко/узко <-->мелко/широко

Построение таблицы: люди - мета-модели с оценкой от 1 до 5, например, по каждому конструкту/мета-модели даст весьма интересную информацию...

Вот Вы и дали описательную модель, то есть - бесконечно расширяемый (до поры, до времени!) список, в данном случае, дихотомий. А как только обнаружится, что, условно говоря, те, для кого "деревья" важнее "леса", обычно интересуются ПРОШЕДШИМ временем, а те, кто "движется к хорошему", интересуются временем БУДУЩИМ, Вы начнете видеть некоторые корреляции между факторами, до тех пор казавшимися независимыми друг от друга. Сами по себе корреляции - это еще не корреляционная модель, а, опять же, всего лишь описательная. Но когда их накапливается довольно много - появляется возможность найти нечто большее: принципиально конечный (хотя, быть может, и не очень маленький) список факторов и общее направление развития. И модель становится корреляционной.

Успехов!

С уважением,

Александр.

Subscribe to Comments for "Практическое применение репертуарных решеток в бизнесе (глава 1)"