Как оценить человеческую жизнь


     Вряд ли у кого найдутся убедительные аргументы, чтобы доказать, что жизнь одного человека дороже другого.
Великое чудо природы - Жизнь не может быть с чем - то сравнима или в чем - то оценена. Она являет собой высшею форму существования материи и в любом своем проявлении является бесценной.
    Мы можем только, и то с великой долей сомнения, попытаться определить качество нашего бытия, выявить его, так сказать, «коэффициент полезного действия».
А что такое «коэффициент полезного действия» жизни, как его определить? К сожалению, каждая эпоха наполняет эти слова своим смыслом. Но есть все же «долгоживущие» понятия, прошедшие через века, и только с их позиций, вероятно, можно подобрать какие- то критерии оценки прожитой части жизни.
 
В 1982 году, Генрих Саулович Альтшуллер проводил в Ангарске семинар по ТРИЗ. Значительная часть времени семинара была отведена Жизненной Стратегии Творческой Личности – ЖСТЛ.   Уже в то время Генрих Саулович усилено изучал этот вопрос и подключал к этой работе многих специалистов ТРИЗ в том числе и нас, - слушателей его семинара. В частности он предложил нам  подумать над системой оценки прожитой части жизни. Многие из нас откликнулись на это предложение и дали свое понимание. Было много споров и противоположных взглядов на то как оценивать свою жизнь, но единого мнения достигнуто не было. Большинство согласилось  с тем, что нас оценят потомки, а мы сами в силу своего субъективизма, не в состоянии это сделать
   
   Через 10 лет  вышла книга Г. Альтшуллера И. Верткина, «Как стать еретиком», а еще позже, «Как стать гением», которые я изучил с большим интересом, надеясь увидеть в них материалы по оценки прожитой части жизни. Увы …Этот вопрос не был рассмотрен. Почему? Я не знаю. А ведь для многие из нас хотыт знать не только «Зачем ты живешь?», но и «Как ты живешь?»
   Лично для меня это единственный способ внести коррективы в настоящее бытие и хоть как - то прогнозировать будущее. Согласитесь, - всякое будущее есть продолжение прошлого, в той или иной степени измененного. А анализ прошлого дает нам возможность взглянуть на  настоящее, то есть на то, какие мы есть сегодня.
  
 Вашему вниманию предлагается моя система оценки прожитой части жизни, которая сформировалась у меня еще в 80 –х годах прошлого века.                          Я понимаю, не все согласятся со мной, у каждого свои ценности, но тем более интересно знать,  чем  и как оценивает свою жизнь каждый из нас.
 
Для начала я предлагаю вам оценить мою систему оценки прожитой части жизни, а затем, если захотите, предложить свою.
 
 
Система оценки прожитой части жизни.
 
 
Порядок действий
 
-- Выберите определенный отрезок времени из прожитой Вами части жизни - год, два, три или десять - на Ваше усмотрение.
 
-- Составьте список наиболее значительных, дел, которые Вам удалось совершить в выбранный отрезок времени.
 
-- Внимательно прочитайте нижеследующие вопросы и, применительно к делам, которые вы сделали в выбранный отрезок времени, дайте ответы.
 
 -- Аккуратно и честно запишите соответствующий балл. 
 
 Не пугайтесь, если результаты будут  ниже, чем бы вам хотелось.
 Никогда не поздно кое - что изменить…
 Итак, отвечайте на вопросы и ставьте себе баллы.
 
1.        Скольким людям были полезны результаты Вашей деятельности в оцениваемый период жизни?
 
             Сто человек .........................................1 балл
             Тысяча человек .................................. 2
             Десяткам тысяч .................................. 3
             Миллионам ........................................ 4
 
2.  Сколько времени люди пользовались или будут пользоваться результатами Вашей деятельности?
              Один год и менее ............................... 1
              От трех до десяти ...............................2
              От десяти до ста ................................. 3
              Больше ста лет ...................................4
 
3.  Сколько людей обучилось у Вас, тому чем Вы занимаетесь?
              Десять человек и менее ..................... 1
              Сто человек (или около того) ........... 2
              Тысяча человек (или около того) ..... 3
              Десятки тысяч .................................... 4
 
4.  На какой период Вы планируете заниматься тем же, чем
     занимались ранее?
               Не планирую ...................................   1
               Три года, не более ...........................   2
                Пять лет и более ............................. 3
                Пока живу ......................................... 4
 
5.  Сколько профессий (ДЕЛ) Вы можете назвать, которыми бы занялись с удовольствием, если   бы пришлось отказаться от нынешней?
                Пять и более .................................... 1
                Три .................................................... 2
                Одну ................................................. 3
                Не одной .......................................... 4
 
6.  Скольким людям Ваша деятельность способствовала, продлению или улучшению их жизни?
                 Не задумывался ................................1
                 100 человек, не более .......................2
                 1000 человек и более ....................... 3
                 Миллионам ....................................... 4
 
7.  Как относятся Ваши дети к тому чем вы занимаетесь?                               Не интересуются .............................. 1
                 Иногда спрашивают ......................... 2
                 Спрашивают постоянно ................... 3
                 Подражают и хотят делать то же.....  4
                                    (При отсутствии детей выставляется один балл).
 
8.  Сколько людей огорчится узнав о Вашей кончине?
                 Не более ста человек........................... 1
                 Тысяча или несколько больше ...........2
                 Десятки тысяч ..................................... 3
                 Миллионы .......................................... .4
 
 Слава Богу, мы с Вами еще живы, а потому подсчитаем сейчас общее количество приобретенных баллов, а их сумму умножим (!) на последний балл, который заработаем, отвечая на  девятый вопрос.
 
9.  Ваша собственная удовлетворенность прожитой частью  жизни?
 
      Выставляется в баллах от 1 до 4 самостоятельно, по субъективным (личным) оценкам и ощущениям, не обращая внимания на все предыдущие вопросы и ответы. 
Теперь подсчитаем свои баллы: Для этого сложим первые восемь и умножим полученную сумму на последний девятый балл. Что получилось?
Для справки:
    Максимально возможное количество баллов составляет
                              (4+4+4+4+4+4+4+4) * 4 = 128
 
Если Вы получили балл далекий от максимально возможного, не расстраивайтесь. Низкий балл говорит только о том, что у нас вами есть еще много не использованных возможностей и, смеем надеяться, времени тоже. 
 
Но вспоминается где-то читанное: - « СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО...»
                                                              
                                Иванов Г.И. Россия. г. Ангарск.        genivanov@gmail.com
 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Комментарии

Re: Как оценить человеческую ...

У меня получилось 24 (12х2). В целом подход интересный весьма. Но вот интересно: как бы ответил на эти вопросы, скажем, Петр Первый? Боюсь, что не больше бы вышло...

Спасибо за новый разворот.

С уважением,

Александр.

Re: Как оценить человеческую ...

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Многогранный гений, склочный и нелюдимый, открытия и изобретения которого улучшили жизнь всего человечества по этой шкале уступит практически всем.
А вот Сталин и Гитлер наберут почти максимальный балл - шкала ведь не учитывает скольким людям жизнь была испорчена...

Re: Как оценить человеческую ...

Изображение пользователя DSA.

Дети на это здание по ЖСТЛ после бурной дискуссии приходят к следующей простой шкале (немножко с моей помощью).
Простейшая шкала - однонаправленная числовая ось. В нуле - жизнь новорожденного. Справа - расставляются по ценности жизни все варианты известных личностей. Расстановка осуществляется экспертно, в ходе обсуждения. Справа всегда оказываются Творческие личности. Альтшуллер задавал это задание, как подготовку к восприятию ТРТЛ.

Re: Как оценить человеческую жизнь

Как часто водится, гиперболизация одной из составляющих системы, без четких оговорок о том, зачем это делается, приводит к абсурдным выводам - которые, впрочем, четко вытекают из логики повествования, что Андрей, на мой взгляд, и показал. Доведение позиции оппонента до абсурда - старый и хорошо известный прием ведения дискуссии, которым и я тоже активно пользуюсь в силу его супер-наглядности.

Наверное, автору стоило бы указать, что он рассматривает исключительно процесс самореализации творческой личности, не затрагивая другие, не менее важные аспекты, включая то же воспитание собственных детей (которое может быть творческим или не очень - в данном случае сие не столь важно).

Но ведь данная работа вроде бы не претендует на академизм! Так что, наверное, какие-то гиперболы ее автору простительны. Он привлек внимание к одному из аспектов человеческого бытия - и спасибо ему за это.

Что же касается тех, для кого индивидуальное творчество не является (возможно, в отличие от автора) главной жизненной ценностью, - то они едва ли на эту статью "клюнут" и вряд ли что-то в ней их "зацепит". И пусть они тоже делают свое благородное дело! Как говорится, "мамы всякие нужны..." (с)

Re: Как оценить человеческую жизнь

Вопросы, конечно, смешные. "Сколько человек огорчится, узнав о вашей кончине".
Смешные, потому что представил, как на этот вопрос отвечает "дорогой Леонид Ильич".

Андрей прав, предлагаемая система - это не оценка человеческой жизни, а попытка оценки творческих свершений. Впрочем, неудачная. Тот же Бил Гейтс. Половина планеты все время кричит, что его пора слить в унитаз, но она же привычно шлепает по окнам его имени.

Subscribe to Comments for "Как оценить человеческую жизнь"