Когда тебе за 80

«В жизни есть мелодия, мотив,

Гармония сюжетов и тональность.

А радуга случайных перспектив

Укрыта в монотонную реальность.

 

 Я повторяю путь земной

 Былых людских существовании,

 Ничто не ново под луной

 Кроме моих переживаний»

Игорь Губерман

 

Я изредка смотрю программу «Ностальгия» и вот один раз я услышал Василия Ливанова. Он рассказывал много интересного, например, у них в гостях бывал Валерий Чкалов, который брал маленького Васю на руки и подбрасывал его. Он его, почему-то боялся, и в то же время этот мальчик чувствовал, какая мощная персональная энергия исходила от этого человека! На этой передаче Ливанов рассказал стихи, которые меня так очаровали, что я постарался их найти и это оказался семьдесят четвертый сонет Шекспира. Я очень хочу поделиться с вами этим сонетом, потому что мне близка выраженная в нем цель - мы все должны после себя оставить стихи, открытия, песни, и т.д.

 

СОНЕТ №74.Перевод Маршака, .

 «Когда меня отправят под арест
Без выкупа, залога и отсрочки,
Не глыба камня, не могильный крест –
Мне памятником будут эти строчки.

Ты вновь и вновь найдёшь в моих стихах
Всё, что во мне тебе принадлежало.
Пускай земле достанется мой прах,-
Ты, потеряв меня, утратишь мало.

С тобою будет лучшее во мне.
А смерть возьмёт от жизни быстротечной
Осадок, остающийся на дне,
То, что похитить мог бродяга встречный.

Ей – черепки разбитого ковша,
Тебе – моё вино, моя душа ».
 

Конечно, не надо всю жизнь думать о том, что же я оставлю людям, но тем не менее, раз в год можно оценить свою жизнь и с этой позиции. Раз уж я затеял этот разговор, то я начну с себя. Как всегда я приведу несколько примеров, случаев, ситуаций, людей, которые произвели на меня большое впечатление.

Первый это конечно, Генрих Альтшуллер. Как ему было трудно после возвращения из заключения, я думаю, этого понять никто не может, кто такое не пережил. Но его преследовала главная мысль – надо научить людей изобретать. И он ее реализовал!

Естественно я не смогу привести весь список людей, к которым я питаю симпатии, но несколько человек я приведу. Олег Газманов написал прекрасные стихи и музыку о Москве, «Господа офицеры»и песню «Единственная».Я думаю, эти песни просто чудо.! И их создал не заслуженный поэт и композитор, а простой бывший моряк!

Шокли перевернул весь мир. Федоров открыл миру глаза. Я знаю сотни людей, хоть немножко изменивших наш мир. Но наверно достаточно. Расскажу о себе.

Самое сильное впечатление в раннем детстве на меня произвел уход из семьи отца, которого я безмерно любил. Он был военный артиллерист и в моих глазах был героем. Мне было 6 лет. Потом он как- то приехал и хотел со мной поговорить, но я не стал с ним разговаривать. Я его не смог простить всю жизнь. Ливанов рассказал, что он своих врагов не прощал, а поэт Шпаликов - прощал, и в своем предсмертном стихотворении, посвященном Ливанову, просил его научиться прощать. У Ливанова отец был артистом и его дом всегда был полон гостей, и каких? Пастернак,Чкалов, Маршак ,Качалов и т.д. Они спорили, отстаивали свои взгляды и вот что интересно - вечером детей не прогоняли спать, а разрешали им присутствовать на всех беседах отца с гостями..

Интересно, Вы, читатель знаете такие семьи? Я очень жалею, что у меня была не такая семья. Потом уже я сделал все что мог для восстановления отношений и приехал к отцу и стал жить с мачехой. Мы жили в Москве в военном городке в Покровско - Стрешнево и знали, что многих военных арестовывали, и естественно боялись, что и нас это коснется. Родителя мачехи арестовали, но он там был недолго, и его освободили. Потом я узнал, как это произошло. А моего отца коснулся этот вихрь не очень сильно, его не арестовали, хотя вокруг многих мели как метлой, а только понизили в звании и отправили в г.Воткинск на завод военпредом. Это был 38 год.

Только в 42году-мне уже было 14 лет, его перевели в г.Свердловск куда он переехал со всей семьей. Окончив 7-ой класс, я тоже приехал к нему. Я очень хотел быть военным и подал документы в летную спец- школу. Первый вывод который я тогда получил - куда бы ты не поступал, готовься, узнай как принимают ,что проверяют и т.д. Меня завалили по зрению и таким образом при желании быть летчиком, я стал токарем по дереву. Потом я стал токарем по металлу. Почему так произошло, я не помню.

Летом 43года в цех прибежал парень и рассказал, что идет набор в школу юнг, которая будет где- то на Севере. Я пошел и отдал документы, а на медкомиссию подготовился очень хорошо. Короче я прошел окулиста, показав 100% зрение, вы верно уже поняли как. Потом нас привезли в Архангельск и, наконец, отправили на Соловки, где я стал обучаться на радиста.

За время обучения я понял, что военным быть не хочу. Я даже не очень понял, почему не хочу! Дальше я только все больше утверждался в этом мнении. Все же я был очень наивным и только уже будучи старым человеком, понял свой семилетний путь на флоте. После школы радистов, в октябре 44года, я был направлен на эсминец «Громкий». Радость большая. Нас на студебеккерах из Росты привезли в Ваенгу вечером, когда вся эскадра вернулась после обстрела Петсамо. Нас встретили «старики», а им было лет по 25, встретили очень хорошо, и под конец вечера-праздника угостили нас 100 граммами. Так они понимали гостеприимство и нам это тоже льстило.

Очень быстро мы стали нести самостоятельно радиовахту и все было отлично в течение года... И вдруг все рушится, меня направляют в школу старшин. Как я не отбивался – не вышло. Есть такое негласное правило в армии – если хочешь от кого то избавиться по каким то причинам, он более ловкий, умелец и т д. отправляй его учиться – офицер в академию, матрос –в школу старшин и т.д. А дальше будет видно, куда выпускника деть. После школы старшин, выяснилось, что мой старшина, остался на сверхсрочную, и на мой любимый эсминец, я уже не попаду. И стал я служить на других кораблях, и везде были желающие стать старшиной на своем корабле. Часто говорят, что если не взяли туда, куда хотел - это не плохо. И я действительно послужил на танкере, буксире, побывал в Швеции, Норвегии и потом попал на Балтику на эсминец «Строгий». И дослужил я за семь лет до звания старший матрос. Уже на флоте я начал учиться в вечерней школе, а после окончил 10 классов и поступил в ЛИТМО.

Став гражданским человеком я стал работать на физфаке Университета, а затем в Радиевом институте им Хлопина, и последнее место работы - завод «Светлана».Пожалуй в Радиевом институте я уже начал задумываться над многими вопросами о цели жизни и т.д. И народ в этом институте был прекрасный, как и в Университете. А завод меня поразил горами брака сначала ламп, а затем транзисторов и кремниевых пластин. На заводе, работая в СКТБ, я опять столкнулся с предательством, в результате чего был вынужден уйти из СКТБ. Благодаря покровительству прекрасных людей меня пригласили работать на завод и помогли организовать бригаду «Скорой помощи» по обнаружению и устранению брака в производстве. Еще работая в КБ я познакомился случайно с работой Г.Альтшуллера «Алгоритм изобретения» и организовал обучению ТРИЗ.

Чем меня поразил Генрих? Когда я работал рабочим, я столкнулся с тем, что мне другие рабочие, естественно не все, не хотели давать резцы, другой инструмент, то есть каждый блюл свой интерес. Что есть «Алгоритм изобретения» как не раскрытие тайны изобретательства для всех! Автор говорит – берите все что нужно для изобретателя, развивайте творческое воображение, смотрите сколько вокруг вас ресурсов, и наконец решайте задачи с конца - представьте, что вы хотите получить – ИКР и сочините под него противоречие, и взламывайте его! Автор беспокоится о каждом, кто прочитал его книгу! Вспомните некоторых рабочих, у которого вы просите сверло на 6 мм, а он говорит, что у него только 5,8!

Уже в Радиевом институте я написал и опубликовал совместно с шефом первую статью и был бесконечно этому рад. Последняя статья в соавторстве в 1961 году в Известиях Академии наук СССР серия физическая т.ХХV,№9 авторы К.К.Аглинцев,В.В.Митрофанов,

А.А.Римский-Корсаков и В.В.Смирнов «Исследование углового распределения фотоэлектронов, выбиваемых гамма лучами Cs137 из мишени Ag и Bi.» я привожу, чтобы показать направление работ, в которых я участвовал. Работая на «Светлане» я старался принимать участие в решении научных задач по всему технологическому циклу изготовления транзисторов и интегральных схем. Было опубликовано 20 статей и две книги.

Последняя книга была обращена к рабочему классу, основе высокотехнологического производства - технологам, но, видимо, она написана неважно, потому, что читателей оказалось мало. И только через 10 лет после выпуска ее оценил Леня Каплан. прислав восторженный отзыв. Я не думаю, что мои статьи и книга представят интерес будущим технологам, но есть два эффекта, которые будут представлять интерес для ученых. Ну, хотелось бы так думать. Это эффект Тваймана и эффект Рассела. Силы поверхностного натяжения на твердых телах и возбужденные молекулы водорода вряд ли сможет отменить любой президент!

У человека, как правило, одновременно протекает несколько жизней - работа, дом, спорт и т.д. У меня после чтения книги «Алгоритм изобретения» жизнь разделилась на две неравных части: дом, работа, спорт, это одна одна и ТРИЗ - другая. Я много уделял времени пропаганде ТРИЗ на заводах, институтах. Проводил занятия в школе молодого изобретателя. Мой хороший знакомый комсорг «Светланы », понял ТРИЗ и вначале я обучал его сотрудников, а потом он рассказал о работе Генриха секретарю Выборгского района комсомола г.Ленинграда. И он решил посмотреть и помочь. Буквально, через несколько дней, была отчетная комсомольская конференция, на которой секретарь сделал объявление следующего содержания: « В аудитории напротив нашего зала Митрофанов проводит обучение на изобретателя. Кто из вас хочет, пожалуйста, пройдите туда и попробуйте свои силы и возможности!» Пришло человек двадцать. И они проучились весь учебный год.

Но на следующий год Выборгский дворец был поставлен на ремонт. И мы стали проводить занятия в Доме научно-технической пропаганды. Из группы 20 человек со мной подружился Владимир Петров. А в Дом НТП пришел обучаться Борис Злотин, и нам обоим в результате здорово повезло. Затем меня познакомили с С.Литвиным и я его пригласил обучать слушателей РТВ. Таким образом, образовался маленький коллектив. Сделали В.Канера ученым секретарем и начали трудиться. Мне как -то принесли на работе литературу и там оказалась большая статья про ФСА. Я подготовил занятие по ФСА и в конце поручил Б.Злотину попробовать на своем заводе, прощупать почву, как руководство отнесется к такой идее. Я у себя на заводе поговорил с несколькими начальниками цехов и все они очень не захотели внедрения ФСА. У Бориса, по моему, все прошло отлично и он организовал отдел ФСА. Я считал, что мне очень повезло то, что Борис двинул ФСА и Диверсионный анализ. И еще он привел Владимира Михайловича Герасимова, который с Литвиным развили бурную деятельность и даже в то время умудрились ездить в Финляндию решать там задачи.

В общем, кроме обучения слушателей наши преподаватели блестяще проводили занятия и развивали ТРИЗ. У нас был ученый совет который собирался 2 раза в месяц и в работе которого участвовали все желающие.

Я просто хочу сказать что мне очень повезло. Из Университета вышли отличные преподаватели и прекрасные люди. В своей книге я привожу их фамилии. Когда наступили тяжелые времена, то и Злотин,и Литвин организовали фирмы, которые помогли нашим выпускникам получить работу и кормить семьи. Я также признателен, что Литвин помог ряду морских офицеров окончить наш Университет, стать ведущими специалистами по ТРИЗ. Я с очень теплым чувством отношусь к Юрию Игоревичу Федосову - он первый моряк, который пришел к нам познавать ТРИЗ, и не только пришел, но и привел офицеров, может вначале слегка потерянных, остались без экипажа, а затем душевно окрепших.

Генрих, который был неравнодушен к флоту был очень рад, когда мы его познакомили с Федосовым. И его приезд я расценил как прощание представителя флота, капитана первого ранга Федосова с бывшим матросом Каспийской флотилии.

Где- то на окраине души я горжусь, что ко многим ребятам я приложил руку. А они стали прикладывать свои руки к Интелу, и т.д. У нашего Университета был покровитель –это Александр Борисович Селюцкий. В первое время он нас обеспечивал альбомами с приемами, темниками, значками... Он в своем городе всегда обеспечивал проведение конференции и всех на это время жильем

Когда в Баку начались ненормальные события, он смог перевезти Генриха с семьей в Петрозаводск и добился получения двух квартир. Помните, я рассказывал, про семью, Ливанова? Так семья Генриха была аналогичной, только в квартире при входе стоял приличного роста чугунный Дон Кихот! Все тризовцы, которые приезжали на конференции или в командировку приходили к Генриху, чтобы выразить ему свое уважение Мы приезжали, чтобы отметить его 70летие. Помните, я писал что Ливанов не мог прощать своих обидчиков, а Шпаликов – мог.

Когда Генрих ушел из жизни, я приехал на похороны и был поражен.У него была громадная аудитория, но на прощание приехало очень мало его учеников, вернее не так много, как было почитателей при жизни. Природа устроила так, что я был поражен дважды. И то, что многие ученики отсутствовали, и то что отторгнутый ученик, несмотря ни на что – приехал. Я был очень рад встрече с ним, так как давно его знал и видел и слышал, как он боролся, будучи совершенно мальчиком, за ТРИЗ, за его развитие! Этим мальчиком был Александр Кудрявцев.

Игорь Верткин даже из Англии приехал, хотя это сделать за два дня было неимоверно трудно. И Фей был. Как им удалось пробить визы и билеты - не знаю. Обычно визы делают три недели, месяц. А тут на третий день они уже прилетели.

Давайте вспомним, что было время, когда компьютер был редкостью, а такие старики как я даже не представляли, что они смогут писать письма, иметь связь с другими странами и т.д. Однажды ко мне на один день приехал наш выпускник из Белоруссии - Митасов Андрей Палыч и увидев, что я без компьютера, наорал на меня и сказал что привезет через неделю компьютер. И действительно, он привез в мешке компьютер. Запустил его, и я начал пока без Интернета, а потом и с ним учиться работать. Потом мне регулярно обновляли компьютеры по мере их морального старения в «Алгоритме» и оказалось, что есть еще множество людей, готовых помочь в этом вопросе.

Я узнал в 2003 году, что Саша Кудрявцев открыл сайт «Методолог» который целиком был посвящен ТРИЗ. Он предложил мне принять участие в его работе. Я долго отнекивался, уверял, что не смогу. Не знаю как это так получилось, но Александр уговорил, заставил, пристыдил меня и я согласился писать каждую неделю небольшие эссэ на любую тему: про ТРИЗ, изобретательство, и про все чем я живу и что хочу и могу сообщить читателям сайта. Теперь, когда прошло много лет, я не знаю, что бы я делал на пенсии не имея такого друга и редактора. Кто меня знает, тем я рассказываю, что у меня корреспондент, который мне звонит все эти годы ЕЖЕДНЕВНО по телефону, справляясь о моем здоровье и о том, что я написал нового. Почти никто в это не верит, но вот результат - сегодня он мне сообщил, что я автор более чем четырехсот эссэ!

Заканчивая, я могу сказать, что «стихов» после меня останется самая малость, если вообще останется.

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Комментарии

Re: Когда тебе за 80

Для некоторых любителей гнать кое-кого кое-куда в средствах массовой информации (особенно на ветке, написанной человеком в возрасте за 80) напоминаю про существование части 2 статьи 130 УК РФ. Желающие могут найти ее текст в любом поисковике.

Re: Когда тебе за 80

Изображение пользователя Валерий Мишаков.

Я тоже был одним из тех, кто изучил ТРИЗ  благодаря преподавательскому таланту Волюслава Владимировича. Я приходил на занятия в ДК Выборгский, главным образом, для того, чтобы послушать его пламенные речи речи об изобретательстве, заразиться его энергией и оптимизмом.

 ТРИЗ и АРИЗ какзались мне тогда достаточно эклектическими методиками.

Сейчас в научном мире говорят, что пассионарности, выдуманной Гумелевым, не существует. А для меня как раз Волюслав Владимирович и есть самый яркий пример пассионария.

Subscribe to Comments for "Когда тебе за 80"