Понятие «система» в рамках ТРИЗ Часть 6

Понятие «система» в рамках ТРИЗ

«Вечная проблема»: а нужно ли ее решать?

Часть 5

Часть 6 (завершающая)

Лен Каплан

Южная Корея, декабрь 2011 – январь 2014

Приложение 1. Алгоритм решения проблемы

Предлагается следующая последовательность работы, основанная на принципе «необходимый минимум аналитической работы»:

  1. Вначале решаем  «проблему как она дана», безо всякого предварительного анализа: устраняем нежелательное последствие или улучшаем желаемый результат
  2. Если не удастся решить «проблему как она дана», рассматриваем другие задачи, связанные с этой проблемой; при этом нужно проанализировать разнообразные аспекты «проблемы как она дана»
  3. Если решить эти задачи не удастся, нужно пересмотреть условия, при которых ситуация происходит; для этого нужно проанализировать условия, при которых осуществляется ситуация
  4. Если не удастся решить задачу об изменении условий, нужно решить «противоположную» задачу:
    1. Если решалась задача об устранении нежелательного последствия, нужно решить задачу о лучшем достижении желаемого результата; для этого нужно проанализировать желаемый результат
    2. Если решалась задача об улучшении желаемого результата, нужно решить задачу об устранении нежелательного последствия, которое мешает реализовать известный способ улучшения желаемого результата; для этого нужно проанализировать нежелательное последствие применения известного способа
  5. Если не удастся решить «противоположную» задачу, нужно решить задачу «сделать проблемную ситуацию допустимой»:
    1. Если решалась задача об устранении нежелательного последствия, нужно решить задачу о том, как сделать допустимыми дальние последствия; для этого нужно проанализировать дальние последствия
    2. Если решалась задача об улучшении желаемого результата, нужно решить задачу, как сделать допустимым имеющийся, неулучшенный результат; для этого нужно проанализировать цели, ради достижения которых предпринимается попытка улучшить желаемый результат
  6. Если не удастся решить задачу «допустимой» ситуации, нужно решить противоречие, связанное с тем, что некоторое событие приводит и к желательному результату, и к нежелательному последствию; для этого нужно проанализировать ситуацию и выявить это противоречие
  7. Если не удастся разрешить противоречие, нужно решить задачу на изменение нежелательных связей между событиями; для этого нужно более подробно проанализировать связи между событиями, составляющими проблемную ситуацию.  Решать придется следующие задачи:
    1. Ослабление или разрушение нежелательных связей
    2. Повышение эффективности желаемых связей
    3. Установление отсутствующих связей
  8. Если не удастся решить задачу на изменение связей между событиями, нужно решить задачу поиска альтернативных способов достижения цели; для этого нужно более подробно проанализировать цель, ради которой решается проблема
  9. Если не удастся найти альтернативные способы достижения цели, ради которой решается проблема, нужно решить задачу поиска альтернативных способов достижения дальних целей; для этого нужно проанализировать цепочку целей, от цели, ради которой решается проблема, до максимально возможных дальних целей
  10. Если не удастся найти альтернативные способы достижения дальних целей, нужно решить задачу изменения восприятия ситуации; для этого нужно проанализировать каналы восприятия событий, причины возможного искажения и неадекватности восприятия и т.п.
  11. Если не удастся решить и эту задачу, значит, поставленная проблема объективно неразрешима.

Проверка предложенного алгоритма

Это – самая занудная часть предложенного вашему вниманию материала. Такие разборы всегда скучно читать: нет захватывающей интриги, «угадал я или не угадал правильный ответ». Вместо этого – подробный, логичный, и именно потому скучный рассказ о «приключениях мысли». Однако без таких разборов любые «гениальные предложения» остаются бездоказательными фантазиями, как бы привлекательно и логично они ни выглядели. Поэтому тем, кого заинтересовал предложенный материал, рекомендую запастись кофе и «продраться» через этот разбор, чтобы убедиться, что автор предлагает всерьез продуманное изменение в вашем понимании ТРИЗ.

Для проверки предложенного алгоритма используется давно решенная проблема «Снижение шума рисосушильной машины».

В рисосушильной машине рис сушится во встречном потоке горячего воздуха: рис падает вниз в восходящем потоке воздуха, воздух отбирает влагу и пыль.  Отработавший воздух выбрасывается в атмосферу, при этом сильно шумит.  Соседям этот шум мешает, они жалуются.  Глушитель ставить нельзя, потому что (а) нет места и (б) нельзя увеличивать цену машины.

  1. Вначале решаем  «проблему как она дана», безо всякого предварительного анализа: устраняем нежелательное последствие или улучшаем желаемый результат

Предпринимаются попытки устранить шум.  ТРИЗовские решательные инструменты предлагают разные идеи по снижению уровня шума без использования глушителя.  Все предложенные идеи оказались непрактичными

  1. Если не удастся решить «проблему как она дана», рассматриваем другие задачи, связанные с этой проблемой; при этом нужно проанализировать разнообразные аспекты «проблемы как она дана»
  1. Ослабить нежелательное последствие до допустимого уровня

Снизить шум до допустимого (не мешающего») уровня.  Все предложенные здесь идеи тоже оказались непрактичными.

  1. Обратить нежелательное последствие в пользу

Какая может быть польза от шума?  А от потока отработавшего воздуха?  Хмм, а поток-то не только шумный – он еще горячий и немного влажный.  Влагу можно конденсировать – и что-то, может быть, поливать.  А тепло – можно использовать для предварительного подогрева свежего воздуха, входящего в машину, а также для подогрева топлива (керосина) – топливо тогда более эффективно сгорает.

  1. Усилить нежелательное последствие настолько, чтобы оно перестало восприниматься как нежелательное

Шум имеет две основные характеристики: силу (амплитуду) и частоту.  Усилить шум?  Все оглохнут (правда, потом ничего слышать не будут).  Повысить частоту до ультразвука?  Сложно, да и все собаки в округе озвереют.

Поток воздуха можно ускорить (зачем?) или сконцентрировать (сфокусировать).  Изменятся ли при этом характеристики шума?  Непонятно.  Да и места для устройств нет…

Хотя... если бы удалось ускорить поток до сверхзвуковой скорости и направить так, чтобы «конус уплотнения» не задевал ни людей, ни конструкций (например, вверх), то никто бы и не услыхал шума. Здесь нужно проконсультироваться со специалистом в аэродинамике, как это можно сделать «из подручных средств».

  1. Изменить ситуацию так, чтобы это последствие не возникало или было ниже порога восприятия

Шум не возникает, если воздух не выходит в атмосферу из трубы, по которой он отводится в сторону.  Куда должен идти этот поток воздуха?  Можно подумать.

Шум получается слабый, если воздух на выходе из трубы теряет скорость.  Расширительный раструб на конце трубы? Можно, например, сделать несколько расширений по ходу трубы, и на этом подавить шум. Нужна консультация со специалистом в акустике.

  1. Если решить эти задачи не удастся, нужно пересмотреть условия, при которых ситуация происходит; для этого нужно проанализировать условия, при которых осуществляется ситуация

Условия, при которых происходит ситуация:

  1. Машина размещена в хозяйственном помещении (сарае)
  2. Машина выполняет цикл сушки риса (15 часов)
  3. Все время машина всасывает, нагревает, использует и выбрасывает поток воздуха
  4. Все время машина использует топливо для нагрева воздуха
  5. Все время рис находится в машине
  6. В течение светового дня соседи работают на своих участках, т.е. неподалеку
  7. От захода солнца до восхода солнца соседи отдыхают в своих домах, опять же неподалеку

Условие f: соседи работают, и потому не очень обращают внимание на шум.  Зато условие g: соседи отдыхают, и любой шум им мешает.  Если удастся сократить рабочий цикл машины до продолжительности светового дня, то существенно снизятся требования к шумоподавлению. Нужна консультация со специалистом по сушке риса: можно ли сократить цикл сушки?

  1. Если не удастся решить задачу об изменении условий, нужно решить «противоположную» задачу:
  1. Если решалась задача об устранении нежелательного последствия, нужно решить задачу о лучшем достижении желаемого результата; для этого нужно проанализировать желаемый результат

Желаемый результат: рис аккуратно просушен.  Для этого его нужно сушить при определенной температуре, при определенной взаимной скорости потоков риса и воздуха.  Главное – не допустить растрескивания поверхности рисового зерна, что случается при ускоренной сушке.  Нужно разобраться, каков механизм этого растрескивания, и какие характеристики процесса сушки запускают этот механизм.  Тогда можно будет «маневрировать» характеристиками процесса…

  1. Если решалась задача об улучшении желаемого результата, нужно решить задачу об устранении нежелательного последствия, которое мешает реализовать известный способ улучшения желаемого результата; для этого нужно проанализировать нежелательное последствие применения известного способа

Неприменимо к данному случаю.

  1. Если не удастся решить «противоположную» задачу, нужно решить задачу «сделать проблемную ситуацию допустимой»:
  1. Если решалась задача об устранении нежелательного последствия, нужно решить задачу о том, как сделать допустимыми дальние последствия; для этого нужно проанализировать дальние последствия

Дальние последствия шума: жалобы соседей, напряженные отношения с соседями.  Дальнейшее прослеживать не имеет смысла.

Как сделать, чтобы жалобы соседей и напряженные отношения с ними были допустимыми?  Об этом стоит подумать на досуге…

Однако это решение (а) не может быть «универсально применимо» - скорее, оно принимается локально, со знанием реальной обстановки; а также (б) это решение не может быть предложено компанией-производителем машин (заказчиком) покупателям своей продукции…

  1. Если решалась задача об улучшении желаемого результата, нужно решить задачу, как сделать допустимым имеющийся, неулучшенный результат; для этого нужно проанализировать цели, ради достижения которых предпринимается попытка улучшить желаемый результат

Неприменимо к данному случаю.

  1. Если не удастся решить задачу «допустимой» ситуации, нужно решить противоречие, связанное с тем, что некоторое событие приводит и к желательному результату, и к нежелательному последствию; для этого нужно проанализировать ситуацию и выявить это противоречие

Какое событие приводит и к желаемому результату (сушка риса), и к нежелательному последствию (шум, производимый отработавшим воздухом)?  Очевидно, таким событием является движение потока горячего воздуха внутри рисосушильной машины.  Движение этого потока сушит рис, но – после того как поток «отработал свое» - приводит к возникновению шума.

  1. Разделить событие на два: одно влияет только на желаемый результат, а другое – только на нежелательное последствие; затем осуществить первое и предотвратить осуществление второго

Разделим «единый и неделимый» поток воздуха на несколько потоков так, чтобы можно было (а) снизить шум, (б) столкнуть эти потоки на выходе и взаимно «подавить» их, или (в) заглушить каждый из этих потоков по отдельности.  Я не специалист по акустике и аэродинамике – так что это вопрос к специалистам.

  1. Изменить событие так, чтобы получить желаемый результат, но чтобы нежелательное последствие не возникало

Как сделать так, чтобы поток воздуха не вызывал шум?  Нужно сделать так, чтобы (а) не возникала турбулентность при выходе потока воздуха из трубы; (б) шум возникал, но в таком диапазоне частот, в котором он не распространяется далеко (т.е. чтобы шум не долетал до ушей соседей – или долетал в очень ослабленном виде); или (в) шум производился с разной силой в разное время: когда все работают – пусть шум будет сильнее, а когда соседи отдыхают – шум должен быть слабее (например, за счет неравномерного графика сушки риса).

  1. Заменить событие на другое, производящее желаемый результат, но не вызывающее  нежелательного последствия

Если бы удалось сделать так, чтобы бОльшая часть потока воздуха оставалась в машине, а не выбрасывалась в атмосферу, то шум можно было бы существенно снизить.  Для этого нужно, чтобы отработавший воздух тут же в машине освобождался от влаги и пыли.  Пыль можно отобрать, создав на пути потока «застойную зону» (резкое расширение канала).  Отобрать влагу несколько сложнее, но тоже можно: например, ставя на пути потока холодную преграду.  Как создать холод в необходимых количествах? (Заметим, что не нужно охлаждать весь поток!)  Например, с помощью улитки Ранка (а ее «горячий» выход использовать для подогрева потока воздуха, а также керосина).  Можно также использовать другие способы отъема влаги – тут, опять же, раздолье для специалистов…

  1. Если не удастся разрешить противоречие, нужно решить задачу на изменение нежелательных связей между событиями; для этого нужно более подробно проанализировать связи между событиями, составляющими проблемную ситуацию.

Какие события, связанные между собой, приводят к нежелательному последствию? «Поток воздуха проходит через машину» → «Поток воздуха отбирает влагу и пыль у риса» → «Поток воздуха насыщен влагой и пылью» → «Поток воздуха идет через трубу» → «Поток воздуха выходит в атмосферу» → «В воздухе образуются завихрения» → «Завихрения образуют шум» → «Шум распространяется далеко».  При этом «Обстановка в помещении» никак не влияет на «В воздухе образуются завихрения», «Завихрения образуют шум» и «Шум распространяется далеко».

Решать придется следующие задачи:

  1. Ослабление или разрушение нежелательных связей

Нежелательные связи: «Поток воздуха выходит в атмосферу» → «В воздухе образуются завихрения» → «Завихрения образуют шум» → «Шум распространяется далеко».  Эти связи следует ослабить или разрушить.

Как сделать, чтобы при выходе концентрированного (по сечению трубы) потока воздуха в атмосферу не образовывались завихрения?  Для этого, по-видимому, нужно изменить геометрию выходной части трубы.  Как?  Нужно спросить у специалистов по аэродинамике.

Можно, по-видимому, также пропустить поток воздуха через слой пористого материала (ваты?) или воды.

Как сделать, чтобы завихрения не образовывали шум?  Наверно, это сделать трудно – но нужно каким-то образом сделать эти завихрения слабыми или мелкими.

Как сделать, чтобы шум не распространялся далеко?  Нужно либо повысить, либо понизить его частоту.  Как это можно сделать?  Нужно спросить специалистов по акустике.

  1. Повышение эффективности желаемых связей

Желаемые связи: «Поток воздуха проходит через машину» → «Поток воздуха отбирает влагу и пыль у риса» → «Поток воздуха насыщен влагой и пылью» → «Поток воздуха идет через трубу» → «Поток воздуха выходит в атмосферу».  Эти связи нужно усилить.

Например, если мы усилим связь «Поток воздуха отбирает влагу и пыль у риса» → «Поток воздуха насыщен влагой и пылью», т.е. повысим эффективность отбора влаги у зерен риса, то мы можем за счет этого сократить требуемый расход воздуха.  А чем слабее поток, тем слабее и шум.  Да и бороться с ним намного легче.

Как же можно повысить эффективность отбора влаги?  Об этом нужно спросить специалистов по тепломассообмену.

  1. Установление отсутствующих связей

Отсутствующие связи: «Обстановка в помещении» никак не влияет на «В воздухе образуются завихрения», «Завихрения образуют шум» и «Шум распространяется далеко».  Нужно установить эти связи.

Для этого нужно каким-то образом изменить геометрию помещения в том месте, где поток воздуха выходит из трубы.

  1. Если не удастся решить задачу на изменение связей между событиями, нужно решить задачу поиска альтернативных способов достижения цели; для этого нужно более подробно проанализировать цель, ради которой решается проблема

Целью, ради которой решается данная задача, является качественная сушка риса.  На этом шаге нужно рассмотреть альтернативные технологии сушки – но не с целью полного перехода на них, а с целью использования их совместно с нынешним способом сушки.  Нужно создать некий «гибрид», который, не ухудшая качества сушки и не удорожая машину и процесс, позволит сократить выброс отработавшего воздуха в атмосферу.

Заметим также, что можно растянуть процесс сушки риса с 15 до 24 часов, при этом сократив требуемый поток воздуха.  Машина все равно не работает круглосуточно – так пусть работает потише…

  1. Если не удастся найти альтернативные способы достижения цели, ради которой решается проблема, нужно решить задачу поиска альтернативных способов достижения дальних целей; для этого нужно проанализировать цепочку целей, от цели, ради которой решается проблема, до максимально возможных дальних целей

Дальние цели – это «Длительное хранение риса», «Использование риса в пищу», «Продажа риса», «Зарабатывание денег на другие нужды» и т.п.

Нужно продумать, каким образом хранить недосушенный рис…

  1. Если не удастся найти альтернативные способы достижения дальних целей, нужно решить задачу изменения восприятия ситуации; для этого нужно проанализировать каналы восприятия событий, причины возможного искажения и неадекватности восприятия и т.п.

Как сделать, чтобы фермеру было наплевать на мнение и жалобы соседей?  Эта задача выходит далеко за рамки возможностей заказчика…  Хотя… не мешало бы, наверно, подумать и в этом направлении – вдруг что-то да найдется?  Например: пусть соседи тоже производят в это время шум.  Или пусть владелец машины сушит рис и для соседей – тогда они будут терпеть шум…

  1. Если не удастся решить и эту задачу, значит, поставленная проблема объективно неразрешима.

Будем надеяться, что хотя бы одно из найденных решений может быть использовано в реальной жизни…  Возможно также, что это будет комплекс решений.

 

 

 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Комментарии

Re: Понятие «система» в рамках ТРИЗ Часть 6

  1. Вначале решаем  «проблему как она дана», безо всякого предварительного анализа: устраняем нежелательное последствие или улучшаем желаемый результат

Предпринимаются попытки устранить шум.  ТРИЗовские решательные инструменты предлагают разные идеи по снижению уровня шума без использования глушителя.  Все предложенные идеи оказались непрактичными

А какие они были, эти идеи? У меня появилась идея (используя тризовские решательные инструменты), чтобы рисовая солома сама гасила колебания воздуха, вызывающие недовольство соседей.  Пропускать отработавший воздух через объем соломы. (Если хотите, то глушитель есть и глушителя нет). Это плохо, потому что сделано на первом этапе, или это плохо по иной причине?

Вообще, довольно смутные ощущения от предложенного примера - он что-то должен доказать?

Мне бы хотелось увидеть ту самую динамику, которую предлагалось ввести вместе с переходом к ситуации. А вижу вроде бы обычную работу по системному оператору, ну может быть чутка модифицированному. Если не так, прошу показать особенности, возможно не разглядел. Буду рад, если они есть.

 

Re: Понятие «система» в рамках ТРИЗ Часть 6

Изображение пользователя Леонид Каплан.

Очень сожалею, что не сумел "донести" до внимательного и доброжелательного читателя основной смысл статьи... Значит, так и не научился писать внятно и понятно...

Александр, Вы правильно все увидели: никакого "прорыва", всего лишь "работа по системному оператору". А я и не предлагал отменить или заменить его - всего лишь предлагал более удобный, логичный и объяснимый взгляд на этот "оператор". Увы, в том виде, как он есть, в нем очень много "подразумеваний" и "читай-между-строк" - что очень мешает и объяснять этот оператор новым будущим ТРИЗовцам, и пользоваться им, и даже развивать его. Мне показалось, что если взглянуть на тот же системный оператор с "ситуационной" точки зрения, то и объяснить его будет легче, и многие "подразумевания" можно описать открытым текстом, и даже развить его в сторону более эффективной работы.

Не получилося... прямо как в том старом анекдоте... А жаль.

С одной стороны, те, кто уже открыл для себя все "смыслы" понятия "система", скептически пожимают плечами: "можно подумать, ты нам сообщил что-то новое".

С другой стороны, те, кто так и не сумел до сих пор понять шесть из семи (по Френклаху) смыслов этого понятия, тоже не понимают, о чем это я там пытаюсь вещать.

В общем, старая добрая ошибка: писал для себя, но не "просчитал" будущего читателя. Бывает. Постараюсь учесть на будущее.

А насчет продувания воздуха через солому: там такой мощный поток, что эта солома будет летать по всему сараю; мало того, она создаст такое сопротивление на "выхлопе", что влага и пыль будут "застревать" внутри машины - а если ее "поставить на расстоянии", то шум она тоже гасить не будет... И точно так же - со всеми другими решениями, "подсказанными" приемами и стандартами... увы... Зато "ситуационный" подход позволил найти решение, которое устроило все заинтересованные стороны: и соседей, и владельца, и изготовителя... вот такая "мелкая разница".

Кстати, на самом деле именно эта мелкая разница позволила японской компании SANNO сделать свой выбор между TechOptimizer'ом ("системный" подход) и Innovation WorkBench ("ситуационный" подход)... а Вы говорите - "динамики не увидал"...

Re: Понятие «система» в рамках ТРИЗ Часть 6

quote=Леонид Каплан]Очень сожалею, что не сумел "донести" до внимательного и доброжелательного читателя основной смысл статьи... Значит, так и не научился писать внятно и понятно...

Александр, Вы правильно все увидели: никакого "прорыва", всего лишь "работа по системному оператору". А я и не предлагал отменить или заменить его - всего лишь предлагал более удобный, логичный и объяснимый взгляд на этот "оператор". Увы, в том виде, как он есть, в нем очень много "подразумеваний" и "читай-между-строк" - что очень мешает и объяснять этот оператор новым будущим ТРИЗовцам, и пользоваться им, и даже развивать его. Мне показалось, что если взглянуть на тот же системный оператор с "ситуационной" точки зрения, то и объяснить его будет легче, и многие "подразумевания" можно описать открытым текстом, и даже развить его в сторону более эффективной работы.

Не получилося... прямо как в том старом анекдоте... А жаль.

С одной стороны, те, кто уже открыл для себя все "смыслы" понятия "система", скептически пожимают плечами: "можно подумать, ты нам сообщил что-то новое".

С другой стороны, те, кто так и не сумел до сих пор понять шесть из семи (по Френклаху) смыслов этого понятия, тоже не понимают, о чем это я там пытаюсь вещать.

В общем, старая добрая ошибка: писал для себя, но не "просчитал" будущего читателя. Бывает. Постараюсь учесть на будущее.

А насчет продувания воздуха через солому: там такой мощный поток, что эта солома будет летать по всему сараю; мало того, она создаст такое сопротивление на "выхлопе", что влага и пыль будут "застревать" внутри машины - а если ее "поставить на расстоянии", то шум она тоже гасить не будет... И точно так же - со всеми другими решениями, "подсказанными" приемами и стандартами... увы... Зато "ситуационный" подход позволил найти решение, которое устроило все заинтересованные стороны: и соседей, и владельца, и изготовителя... вот такая "мелкая разница".

Кстати, на самом деле именно эта мелкая разница позволила японской компании SANNO сделать свой выбор между TechOptimizer'ом ("системный" подход) и Innovation WorkBench ("ситуационный" подход)... а Вы говорите - "динамики не увидал"...[/quote]

Леонид, спасибо за разъясненеия. На самом деле мне важно было понять не то, как пользоваться тем или иным подходом, а именно Вашу позицию, степень радикализма в предложении нового. Поначалу показалось, что она крайне велика (систему выкидываем, заменяем ситуацией и пр...), потом показалось ,что для радикального подхода маловато новизны, идет как бы перестановка мебели. Сейчас складывается некая третья позиция - речь идет об оптимальном использовании, применении системного операора.

Видите, я напираю все время на "показалось", поскольку мы, читатели, трактуем то что говорят авторы. Трактуем, перефразируем, переформировываем, конечно же вносим что-то свое..

В конечном счете увидел алгоритм, возможно полезный, но сделанный в целом "из того же материала". Возможно, что новый подход позволяет находить принципиально новые решения, увидеть и осознать это не удалось в связи с отсутствием примеров таких решений.

Буду рад, если удастся продолжить разговор на эту тему. В методическом плане меня интересует, какие новые инструменты на Ваш взгляд можно вытащить из нового подхода к описанию ситуации?

 

Re: Понятие «система» в рамках ТРИЗ Часть 6

Изображение пользователя Леонид Каплан.

Александр,

Речь идет, скорее, не о "новых инструментах", а о том, что имеющееся понимание и применение системного оператора можно сделать более понятным, и заодно очистить его от "мистической шелухи" типа "эмерджентных свойств".

Надеюсь, что дуальный "ситуационно-системный" подход позволит найти и новые инструменты. Но для начала давайте хотя бы разберемся в наших "подразумеваниях". Интересен тот факт, что Григорий Френклах в своем разъяснительном комментарии как раз и описал дуальный подход (система в контексте ситуации). Я не пытаюсь сделать нечто радикальное - я по жизни сторонник эволюции, а не революций, просто пытаюсь разобраться в том, как работает та ТРИЗ, которой мы пользуемся... Это - в методическом плане. Главное направление моей работы - очистка ТРИЗ, ее ключевых понятий от "мистической шелухи", в которую нам самим нужно было сначала поверить, чтобы потом научиться пользоваться "магией" ТРИЗ. Мы эту "мистическую шелуху" давно перестали замечать - примерно как химики 18-го века "не замечали" отрицательную массу флогистона. А эта "мистическая шелуха" начинает мешать дальнейшему развитию ТРИЗ - как, наверно, флогистон помешал бы Менделееву создать периодическую систему элементов...

Так что, с моей точки зрения, методический "улов" может быть не только в "новых инструментах", но, наверное, и в новом - свободном от "подразумеваний", "подтекстов", "между-строк-читайте", а то и "не нужно понимать это буквально" - понимании имеющегося понятийного аппарата и инструментария.

В качестве "провокации" приведу еще один пример такой "мистической шелухи": "эволюция технических систем". Эволюционировать могут только живые организмы, способные давать потомство. Хотел бы я видеть, как токарный станок рожает станок с ЧПУ - и, кстати, от кого, и как они умудрились его зачать? :)

В любом случае - пользуюсь шансом поблагодарить всех участников дискуссии по данной статье. Было очень интересно понять, как ТРИЗовцы воспринимают мой "методический подход". Эдакий "эксперимент на живом материале". 

И еще одна благодарность - за то, что в ходе дискуссии удалось уточнить собственное понимание объекта исследования. Должен признаться: начинал я эту работу, действительно, с "экстремистской" попытки заменить понятие "система" понятием "ситуация". И только благодаря этой дискуссии, мне удалось понять, что речь идет о дуальном понятии, дуальном понимании. Спасибо, коллеги!!!

Re: Понятие «система» в рамках ТРИЗ Часть 6

Леонид Каплан wrote:

В качестве "провокации" приведу еще один пример такой "мистической шелухи": "эволюция технических систем". Эволюционировать могут только живые организмы, способные давать потомство. Хотел бы я видеть, как токарный станок рожает станок с ЧПУ - и, кстати, от кого, и как они умудрились его зачать? :)

Леонид,

а как же с эволюцией звёзд, идей, геологических платформ и проч. и проч....?

Насчёт "только живые организмы" - это и есть "провокация"?

Re: Понятие «система» в рамках ТРИЗ Часть 6

Да и чего уж тут провокационного? В речи полно подобных упрощений, но это вовсе не значит, что все, кто упрощают, не понимают о чем идет речь.

Город строится, улицы чистятся, даже деньги тратятся. И никто из этого конспирологических теорий не строит. Хотя, про деньги надо бы присмотреться, как оно происходит...

Re: Понятие «система» в рамках ТРИЗ Часть 6

Изображение пользователя AlexZ.

Quote:

Re: Понятие «система» в рамках ТРИЗ Часть 6

Submitted by Леонид Каплан on вс, 09/02/2014 - 13:26.

В качестве "провокации" приведу еще один пример такой "мистической шелухи": "эволюция технических систем". Эволюционировать могут только живые организмы, способные давать потомство. Хотел бы я видеть, как токарный станок рожает станок с ЧПУ - и, кстати, от кого, и как они умудрились его зачать? :)

Альтшуллер Г.С., 1971
ФАНТОГРАММЫ, http://www.altshuller.ru/rtv/rtv5.asp

На одном семинаре, например, был взят показатель 5к (направление развития, а в приложении к "Животному" - от клетки к организму), а для изменений - прием Ж (отделить функцию от объекта). Нужно было отделить развитие, эволюцию животного от самого животного...

Сначала это вообще казалось странным: как отделить эволюцию от животного?! А потом выяснилось, что в технике эволюция идет именно так. Новые модели опробываются на моделях, выявляется лучшая модель, выпуск скачком переходит на эту модель.

Re: Понятие «система» в рамках ТРИЗ Часть 6

Изображение пользователя GIP.

Леонид Каплан wrote:
Александр, Речь идет, скорее, не о "новых инструментах", а о том, что имеющееся понимание и применение системного оператора можно сделать более понятным, и заодно очистить его от "мистической шелухи" типа "эмерджентных свойств".

В качестве "провокации" приведу еще один пример такой "мистической шелухи": "эволюция технических систем". Эволюционировать могут только живые организмы, способные давать потомство. Хотел бы я видеть, как токарный станок рожает станок с ЧПУ - и, кстати, от кого, и как они умудрились его зачать? :)

То, что технические средства (ТСр) развиваются  (как эволюционно, так и революционно) у тех, кто пользуется диалектическими (или дуальными) средствами, сомнений вызывать  не должно. Другое дело, что надо понимать, какое именно качество  (эволюционно) у ТСр развивается.

Рискну предположить, что таким качеством является именно эмердженность (синоним - системный эффект).

Понятие это, особенно в смысле синонима, для ТРИЗ  "темное", хотя оно, как говорится, на слуху, в большинстве определений  понятий "система" и "техническая система". Поэтому выводить его из внимания мне представляется неправильным деянием.

Или же, в обратном случае, надо признать, что в определении ТС заложена тавтология. 

Уходит ли от нее переход на базовое понятие "ситуация"?

Quote:
Ситуация – это воспринимаемая нами, определенным образом упорядоченная последовательность взаимосвязанных событий, приводящих к некоторому воспринимаемому результату и происходящих при определенных условиях, в определенном месте и в определенный отрезок времени.

На мой взгляд, тавтология не только сохраняется, но и дальше углубляется.

Результат (последствие) – то, что мы получаем в результате осуществления ситуации (состояние объекта). 

Условно: результат - это желаемое для нас состояние объекта, получаемое вследствие осуществления ситуации, а последствие - это нежелательное для нас состояние объекта, получаемое вследствие осуществления ситуации.

Потому что события и состояния связывются через результат, который сам по себе есть "заключительное последствие последовательности действий или событий, выраженных качественно или количественно". . Если ситуацию (через результат) связывать только с событиями, то теряется причинность этих событий. ибо они - явления, которые создаются действиями. Именно эта двойственность смысла понятия "результат" требует не вводить его в терминологическю цепочку, ибо оно путает мышление.

По крайней мере, в области техники, где работают именно действия. Отвергать этот момент - значит удлинять путь поиска новой субъективной эмерджентности. которая есть результатом действий субъекта над объектом.

Subscribe to Comments for "Понятие «система» в рамках ТРИЗ Часть 6"