Если первое - нужно анализировать так называемую потребительскую среду. Это сфера деятельности совершенствуемой системы, включая её надсистемы, подсистемы, соседние (по процессу или по месту) системы, внешняя среда, где система функционирует. В процессе этого анализа выявляются связанные с потребительской средой нежелательные эффекты - задачи, которые надо решить.
Если второе - нужно производить типовые преобразования системы в соответствии с линиями развития и, затем, смотреть, какую пользу это может дать.
Есть и третье направление (на мой взгляд наиболее перспективное). В соответствии с ним "голос" потребительской среды и "голос" системы определяются независимо друг от друга. Затем производится согласование первого со вторым - выявление этакой зоны пересечения областей.
Re: "Голос" потребительской среды или "голос" системы?
Третий подход считаю эффективным в трех особых случаях, случающихся в жизни систем.
Во первых, о ситуации, когда истема уже давно на рынке. И как частенько бывает, потребности рынка уже несколько "уплыли", сделав систему чуть (но еще не полностью) устаревшей. В данной ситуации проведение подобной инвентаризации весьма полезно. Сравнить, что совпадает, что уже лишнее и может быть убрано, а чего не хватает. Это, кстати, довольно частая ситуация.
Во вторых, такое полезно, когда идет поиск, куда бы еще имеющуюся систему приспособить. То есть система как бы живет сама по себе и "пытается" познакомиться с потребителем, понять, чем именно она может помочь вот этому конкретному потребителю, быть ему полезной. Не очень часто такие ситуации вижу, но это может быть связано с ориентацией решателя, инновационного бизнеса и пр. Вполне себе представляю решателя, живущего подобным бизнесом.
В третьих, речь может идти о поиске при решении задач в ситуации вырожденного выбора (это когда никакого "И-И", и даже не "ИЛИ-ИЛИ", а использовать приходится только то, что есть, или только то, что задано в условиях. И тогда копание в ресурсах исходных, и в ресурсах синтезированных из них, в общем все по пятой группе стандартов... Это случается не так редко, например при поиске специфических решений, в частности рекламных. Есть изделие с его конкретными возможностями, есть желание вывести его на конкретный рынок, на конкретного потребителя с его тоже конкретными интересами, запросами, страхами и пр. Поиск пересечений ведется на промежуточном плацдарме, на поляне, куда и исходные потрености, и исходные возможности, приходится подавать в несколько отмодифицированном виде, чтобы они смогли зацепиться друг за друга.
При создании новых систем такой подход видимо не рационален. Здесь более важен догмат рынка и приходится, получив "голос потребителя", раскрывать его, проводя процедуру так называемого перехода MPV - FPV., с тем, чтобы понять, чем именно будущая система сможет обеспечить получение того или иного потребительского свойства. То есть это в данном случае скорее начало некоего синтеза системы.
Re: "Голос" потребительской среды или "голос" системы?
В системной инженерии, точнее, в управлении требованиями, есть четкое разделение между требованиями стейкхолдеров, к которым относится "голос потребителей", и системными требованиями, т.е., "голосм системы". Там же четко определена связь первых со вторыми.
В прниципе, не важно, в какой последовательности решатель выявляет разные виды требований. Важно, что различные виды требований должны быть между собой согласованы. Соответственно, все более-менее развитие технологии управления требованиями предусматривают механизмы трассировки требований, с помощью которых можно прослеживать связи между требованиями разных видов, а также отображение требований друг на друга.