Как рождаются новые технические системы

  1. Уровни  изобретений по Г.С. Альтшуллеру.

      Г.С. Альтшуллер предлагает делить изобретательские задачи на пять уровней /1/. Ниже в главе 1 сохранен текст и нумерация Г.С. Альтшуллера. Как правило, эту классификацию сохраняют другие авторы.

        Первый уровень. Решение таких задач не связано с устранением технических противоречий и приводит к мельчайшим изобретениям ("неизобретательские изобретения"). Задача первого уровня и средства ее решения лежат в пределах одной профессии, решение задачи под силу каждому специалисту. Объект задачи указан точно и правильно. Вариантов изменений мало, обычно не более десяти. Сами изменения локальны: незначительно перестраивая объект, они не отражаются на иерархии систем.

Задача 3.3. На речных судах мачты состоят из двух частей: неподвижная часть (стандерс) шарнирно соединена с подвижной (стойка). При прохождении под мостом стойку опускают, а потом, когда мост останется позади, вновь поднимают. Весит стойка немало - поднимать и опускать ее сложно. Возникает задача: как упростить подъем-спуск стойки?

        Задача предельно простая: "Есть шлагбаум. Поднимать и опускать его подвижную часть трудно. Как быть?" Еще на заре "шлагбаумостроения" где-нибудь в Древнем Египте или Древнем Риме знали: подвижная часть хорошего шлагбаума должна быть уравновешена. Если на корабле трудно поднимать стойку, значит, мачта — плохой шлагбаум, неуравновешенный. Надо заменить его хорошим, уравновешенным. За это "новшество" трем авторам в 1984 г. нашей эры выдано а. с. 1070055: "Судовая заваливающаяся мачта, содержащая стойку, прикрепленную с помощью опорного шарнира к стандерсу, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции, опорный шарнир расположен в центре тяжести стойки..."

       Задача 3.4. Предположим, речное судно снабжено заваливающейся мачтой со стойкой длиной 6 м. На судне установили дополнительное палубное оборудование. Как теперь опускать стойку мачты, если свободного пространства (по горизонтали) осталось всего 3 м?

        Ответ очевиден: надо поставить еще один шарнир, чтобы складывать верхнюю часть стойки. В формуле изобретения по а. с. 973407 (тоже три автора!) это звучит почти торжественно. "Судовая мачта, содержащая неподвижное основание, к которому шарнирно прикреплена поворотная часть... отличающаяся тем, что, с целью уменьшения вылета мачты при заваливании ее поворотной части и сохранения при этом работоспособности судового оборудования, верхний участок шарнирно соединен с поворотной частью мачты..."

          Второй уровень. Задачи с техническими противоречиями, легко преодолеваемыми с помощью способов, известных применительно к родственным системам. Например, задача, относящаяся к токарным станкам, решена приемом, уже используемым в станках фрезерных или сверлильных. Меняется (да и то частично) только один элемент системы. Ответы на задачи второго уровня - мелкие изобретения. Для получения ответа обычно приходится рассмотреть несколько десятков вариантов решения.

         Задача 3.7. В трубе, по которой движется газ, установлена поворотная заслонка. Иногда температура газа неконтролируемо меняется (повышается на 20—300 С). С повышением температуры уменьшается плотность газа, падает количество газа, проходящего через трубу в единицу времени. Нужно обеспечить постоянный расход газа (для каждого угла поворота заслонки).

         Задача была предложена той же группе испытуемых. Максимальное время на решение - 42 мин., всего выдвинуто разных вариантов - 26, наибольшее количество вариантов в одной записи - 12. На контрольный ответ вышли только шесть инженеров (а. с. 344199): "Дроссельная заслонка с поворотным диском, закрепленным на оси, отличающаяся тем, что, с целью компенсации изменения расхода газа в зависимости от температуры, в диске выполнено сквозное отверстие, и на диске установлен биметаллический чувствительный элемент, перекрывающий отверстие". Анализ вариантов показал, что сначала почти все (15 человек из 18) пытались идти наиболее очевидным путем; предлагали измерять температуру и регулировать положение заслонки в зависимости от изменения температуры. Это решение явно противоречило условиям задачи (изменение температуры неконтролируемо) и конструктивно оказывалось довольно сложным. Возникала вторая серия идей: использовать для саморегулирования тепловое расширение. Но тепловое расширение характеризуется малым изменением размеров при сравнительно больших перепадах температуры. Выгоднее использовать биметаллические пластины, способные значительно менять свою форму (изгиб) даже при небольших колебаниях температуры.

         Третий уровень. Противоречие и способ его преодоления находятся в пределах одной науки, т. е. механическая задача решается механически, химическая задача - химически. Полностью меняется один из элементов системы, частично меняются другие элементы. Количество вариантов, рассматриваемых в процессе решения, измеряется сотнями. В итоге - добротное среднее изобретение.

          Задача 3.8. Существует специальный вид фотографирования с использованием взрывного затвора: с помощью сильного электрического разряда уничтожают шторку, перекрывающую путь световому потоку. Решено было использовать этот принцип при киносъемке. Но киносъемка требует непрерывности, надо снимать один кадр за другим. Возникает проблема, каким образом быстро менять шторку, уничтоженную взрывом?

         В одном из экспериментов эту задачу решала группа в 14 человек. Время, затраченное на решение, - от 2 до 3 часов, в записях много одинаковых вариантов (в одной записи - 22 варианта - и нет правильного ответа). Большинство предложений связано с различными способами замены одной "взорванной" шторки другой. Многие идеи выходят за рамки ограничений, поставленных условиями задачи (вместо сохранения взрывного затвора предлагают различные механические затворы). Контрольный ответ — а. с. 163487: "Способ перекрытия светового пучка с использованием взрывного затвора, например при скоростной киносъемке, отличающийся тем, что, с целью многократного использования одного и того же прерывателя светового пучка, взрыв и искровой разряд производят в жидкости, помещенной между двумя защитными стеклами так, чтобы ее свободная поверхность в спокойном состоянии касалась светового канала оптической системы". В записях двух инженеров есть приближение к контрольному ответу: предложено заранее сломать и измельчить шторку, т.е. сделать шторку из порошка.

Четвертый уровень. Синтезируется новая техническая система. Поскольку эта система не содержит технических противоречий, иногда создается впечатление, что изобретение сделано без преодоления ТП. На самом же деле ТП было, однако относилось оно к прототипу - старой технической системе. В задачах четвертого уровня противоречия устраняются средствами, подчас далеко выходящими за пределы науки, к которой относится задача (например, механическая задача решается химически). Число вариантов, среди которых "прячется" правильный ответ, измеряется тысячами и даже десятками тысяч. В итоге — крупное изобретение. Нередко найденный принцип является "ключом" к решению других задач второго-четвертого уровней.

        Задача 3.9. На заводе, выпускающем сельскохозяйственные машины, был небольшой полигон для испытания машин на трогание с места и развороты. Завод получил заказ на поставку продукции в 20 стран. Выяснилось, что нужно проводить испытания на 100 видах почв. Чем больше полигонов - тем надежнее испытания. Но с увеличением числа полигонов резко возрастает стоимость испытаний и, следовательно, стоимость продукции.

         Десять лет - с 1973 по 1982 г.- эта задача предлагалась многим группам на учебных семинарах по ТРИЗ. Не было ни одного случая, чтобы задачу правильно решили до обучения.

         Пятый уровень — изобретательская ситуация представляет собой клубок сложных проблем (например, очистка океанов и морей от нефтяных и прочих загрязнений). Число вариантов, которое необходимо перебрать для решения, практически неограниченное. В итоге — крупнейшее изобретение. Это изобретение создает принципиально новую систему, она постепенно обрастает изобретениями менее крупными. Возникает новая отрасль техники. Примерами могут служить самолет (изобретение самолета положило начало авиации), радио (радиотехника), киноаппарат (кинотехника), лазер (квантовая оптика).

        Задача 3.10. Нужно предложить подземоход, способный передвигаться в земной коре со скоростью 10 км/ч при запасе хода в 300—400 км.

         Здесь хорошо видна характерная особенность задач пятого уровня: к моменту постановки подобных задач средства их решения лежат за пределами современной науки. Не известны те физические эффекты, явления, принципы, на основе которых может быть создан подземоход (а вместе с ним новая отрасль техники - глубинный транспорт).

          Условия задачи пятого уровня обычно не содержат прямых указаний на противоречие. Поскольку системы-прототипа нет, то нет и присущих этой системе противоречий. Они возникают в процессе синтеза принципиально новой системы. Предположим, решено обеспечить продвижение подземохода путем расплавления горных пород. Сразу образуется узел сложнейших противоречий: расплавляя окружающие породы, мы облегчаем движение машины, но резко увеличиваем расход энергии, создаем гигантский теплоприток внутрь подземного корабля, затрудняем использование известных навигационных средств, следовательно, лишаем машину управления.

       Комментарий:  Если проанализировать эту классификацию, то станет ясно, что Г.С. Альтшуллер пытался обосновать необходимость ТРИЗ. Поэтому он сформулировал простую идею – чем более дальняя аналогия нужна для решения задачи, тем больше проб (если идти методом проб и ошибок) понадобится. И чтобы увидеть эту аналогию, нужен специализированный алгоритм – АРИЗ, А для пятого уровня, когда, когда аналогии нет, а есть новый принцип действия и вообще фиг найдешь решение, если случайно не повезет.

      Это логично, но не инструментально.

        Прошло почти 30 лет, как с нами нет ГС. Его ученики и соратники прошли длинный путь, немало сделано в развитии ТРИЗ, а главное, многое сделано в области законов развития технических систем. В частности, стало ясно, как можно разделить изобретения (создание новых систем или изобретений), на группы по их влиянию на создание и развитие технических систем.  И для каждой группы дать рекомендации по поиску решений.

  1. Создание новых технических систем. Новые S-кривые

        Совершенствование технических систем может происходить как в рамках одной S-кривой, так и путем создания системы, открывающей новую принципиально новую S-кривую (пионерные системы), или принимающей эстафету у предыдущей S-кривой. Для каждого случая существуют разные инструменты для создания новой технической системы.

В главе 2 рассмотрим  создания систем, открывающих новые S-кривые. Вопросы совершенствования технических систем в рамках одной S-кривой рассмотрены в главе 3.

       2.1. Пионерные системы (вещества, технологии)

        Пионерные системы (вещества, технологии) – это системы обладающие новым функциями, которые ранее не были реализованы или реализованы принципиально иным способом (в классификации Г.С. Альтшуллера  – изобретения пятого уровня). Такие системы являются основой для создания целых отраслей:

   - Самолеты - авиация

   - LED-светильники – освещение, выращивание овощей и др.

   - Полиэтилен – строительные материалы, посуда, упаковка и др.

   - Легирование, в том числе редкими металлами (танталом, цирконием, ураном и др.) с новыми свойствами – легирование никелем, хромом редкоземельными металлами.

   - Биодобыча металла (выщелачивание) – добыча меди, никеля, кобальта, золота и других металлов.

   - Гастроскопия – лапораскопические операции всех внутренних органов;

   - Выращивание кристаллов – рубина, кремния и др. материалов.

   - Электролиз алюминия – создание многих отраслей, в которых используется алюминий (прокат, фольга, упаковка).

   - Фотография (создание технологии)

         Рождение пионерных систем связано с открытиями и всегда требует определенного уровня развития техники и технологии.

       Появление LED светильников не могло быть ранее открытия в 1960-1970-х годах желтого, белого и синего светодиодов, которые в свою очередь не могли появиться без техники и технологии выращивания кристаллов оксидов редкоземельных элементов высокой чистоты.

       Самолет не мог появиться, пока не появились двигатели внутреннего сгорания определенного уровня качества.

       Гастроскопия стала возможной только при появлении световодов. Технология получения световодов появилась в 1930-х годах благодаря немецкому инженеру Генриху Ламму. Только после этого с 1960-х годах появилась гастроскопия.

     Технология биовыщелачивания не могла бы состояться без выявления бактерий, способных разлагать колчеданы. Но для этого нужны были открытия этих бактерий.

      Появление изделий полиэтилена не могло быть без открытия немецким инженером-химиком  Гансом фон Пехманном этого продукта в 1899 году. Правда, только в 1933 году его свойства были оценены, и была разработана технология промышленного производства полиэтилена.

         Итак, в основе пионерных изобретений лежат открытия новых веществ и технологий. Разработка и внедрение таких изобретений начинается с поиска перспективных научных открытий и разработка на их основе принципиально новых функций, конструкций и веществ, которые станут основной многих новых изобретений.

 

        2.2. Новый принцип действия одной из подсистем

      Не пионерные системы, порождающие новые S-кривые появляются, как правило,  в результате того, что в известной системе одна из значимых подсистем (наименее эффективная) заменяется на принципиально новую (работающую на новом принципе действия), рождающую новое качество.

    - Автомобиль – карета, в которую устанавливается двигатель внутреннего сгорания или электрический двигатель.

     - Создание реактивной авиации. Замена винтового двигателя на реактивный полностью изменило конструкцию самолета.

     - Лапоратомия. Использование световодов и хирургических инструментов полностью изменило хирургию внутренних органов; соединение гастроскопа с хирургическими инструментами позволило создать новые инструменты для лапороскопических операций.

            Как то ни парадоксально, но такие значимые с точки зрения человечества новые технические системы, такие как автомобиль, реактивная авиация, не что иное «простая» замена одной из сильных подсистем в технической системе на качественно более совершенную.

         Значимость изобретения для этой группы изобретений определяется не только самим изобретением, но в большей степени рынком системы и ее значимостью для развития общества.

          Поиск таких изобретений может быть выполнен, например, с использованием обычного морфологического ящика. Стоит отметить, что при работе с таким ящиком важное значение имеет понимание тенденции удешевления продуктов. Это существенно снизит психологическую инерцию при создании новых, достаточно дорогих, но пока неэффективных систем.

        Замечание: Иногда новой S-кривой становятся старые разработки, которые не могли быть ранее реализованы в свое время из-за недостаточного уровня развития техники (например, идея вертолета была предложена еще Леонардо да Винчи, но техника того времени не позволяла изготовить его).   

 

       2.3.Простая гибридизация объектов (объединение разнородных систем со свертыванием)

       Гибридизация позволяет создавать новые объекты:

    - радиомагнитола; радимагнитола объединяет радио и проигрыватель, со свертыванием ряда узлов.

     - в современных телефонах объединено много функций – это и фотоаппарат, и телефон, и калькулятор, и часы.

     - пикап – гибрид грузовика и  легкового автомобиля;

     - в современных холодильниках объединены морозильник и холодильник, в ряде холодильников есть устройство для производства льда.

        Техника гибридизации хорошо разработана в исследованиях В.М. Герасимова и В.О. Прушинского и может после приобретения небольшого опыта быть использована рядовыми инженерами.

         Инструментами для гибридизации могут быть хорошо проработанный на сегодня законы развития технических систем. В классификации Г.С. Альтшуллера, это изобретения второго-четвертого уровня.

 

     Пример

     Пластиковый пакет-майка.  В этом достаточно простом изделии произошло объединение со свертыванием пакета, как такового и ручки. Теперь просто представить себе трудно, что когда-то их не было. Хотя появились пакеты-майки в 1982 году, на 25 лет позднее, чем  появились простые полиэтиленовые пакеты.

                                                            

                                              Рис.1.  Пластиковый пакет «майка»

                   2.4. Применение известных технологий по новому применению

        Применение известных технологий порождает новые технические системы, отличающиеся от тех, которые используют эти технологии ранее.

        Первоначально аккумуляторы-таблетки были изобретены как источники энергии для слуховых аппаратов. Однако достаточно быстро им нашлось новое применение – источник энергии для электронных часов. Этот рынок многократно превышает первоначальный рынок аккумуляторов для слуховых аппаратов.

         Но наиболее ярким примером этого являются современные компьютеры. Первоначально компьютеры разрабатывались  для выполнения сложных математических расчетов. Но, в какой-то момент, программисты начали использовать компьютеры для печати картин символами. Идея была подхвачена и вскоре на компьютере стали печатать тексты, а еще через некоторое время у компьютеров появилась масса новых применений. Теперь математические вычисления – очень узкий рынок из всех рынков компьютеров. 

         Грамотные изобретатели, анализируя систему, всегда будут искать ресурсные функции и специфические свойства и характеристики системы, которые пока никак не используются, а затем постараются создать новые системы, где эти функции будут гипертрофированно развиты и постараются подобрать для них рынки. 

                                  3. Изобретения, созданные в рамках одной S-кривой

             Если крупные изобретения, связаны с появлением новых S-кривых, то менее значимые по уровню изобретений (но часто расширяющими возможности применения системы, ее рынки) связаны с решениями, развивающими систему в рамках одной S-кривой.

                                   3.1. Конструкторско-технологическое совершенствование

              Следует отметить, что часто простая оптимизация и сверхэффекты позволяют сделать значительные прорывы для рынков системы, оставаясь при этом с точки зрения изобретательства довольно примитивными решениями. Связано это с удешевлением продукта (и тем самым расширение рынка), улучшение его характеристик за счет совершенствованием формы, замены  материалов, переходом к массовым технологиям, переходом к более эффективным технология и т.д.

     

                       3.1.1 Тенденция повышения использования качественных материалов.

            Тенденция: совершенствование систем идет по пути использования более дорогих материалов, но с повышенными характеристиками. При этом повышение стоимости материала, с лихвой компенсируется за счет снижения материалоемкости, повышения долговечности, снижение затрат на обслуживание  и повышения межремонтного  периода обслуживания. Особенно важно это для перемещающихся систем, для которых собственный вес повышает затраты при эксплуатации.

          Пример

          В середине XIX века металлурги открыли странное явление. При добавлении небольшого количество различных металлов в сталь существенно меняются ее свойства. Впервые это явление открыл Р. Мюшетт - при добавлении в сталь с 1,85% углерода  9% вольфрама и 2,5 % марганца  сталь сохраняет прочностные свойства при  нагреве. Так была изобретена «быстрорежущая сталь». В дальнейшем легирование стало стандартной технологии. В зависимости от потребности получают сталь с нужными свойствами.

           В настоящее время, развитие идет по пути использования во все большей степени качественных сталей вместо обычных.

           Пример

           Если в авиации алюминий применяется достаточно давно, то для железнодорожного транспорта долгое время его применение было неоправданно дороги. Ситуация стала меняться с появлением скоростных поездов и удешевлением алюминия. В этом сегменте железнодорожного транспорта массовое применение алюминия для изготовления вагонов и локомотивов стало оправданным.

                       

                                                Рис.2. Скоростные поезда в Китае.

          Пример

             Удорожание затрат на ремонт стальных изделий подверженных коррозии и удешевление нержавеющей стали  сделала оправданной замену применения простой стали на нержавеющую во многих областях техники. Например, большую часть автоцистерн стали изготавливать из нержавеющей стали.

                                                      

                                             Рис.3. Автоцистерна из нержавеющей стали

     

                                                              3.1.2. Оптимизация формы изделия

         Придать системе форму для  ее оптимального функционирования.

          Пример

           Обтекаемая форма автомобилей обеспечивает снижение сопротивления при движении. Такую же форму имеют скоростные локомотивы (см. рис.2).

           Пример

           Сложная форма проводов в кабеле, снижает диаметр кабеля при том же сечении проводов.

                                                               

                                                                   Рис.4. Кабель

           Пример

           Двутавровая балка, являющаяся хорошим компромиссом между прочностью на изгиб и материалоемкостью.

                              

                                                                 Рис. 5. Двутавровая балка

             Есть много других вариантов конструкторско-технологического совершенствования (см. книгу серии « ТРИЗ для чайников», «Законы развития технических систем», том 1). Например, расчеты характеристик элементов системы, с выбором оптимальных характеристик. Стоит отметить, что с точки зрения ТРИЗ это не изобретательские решения (или изобретения первого уровня), хотя их использование дает большой экономический эффект.

                             3.2. Использование законов развития технических систем

            Законы согласования-рассогласования, динамизации и повышения управляемости, развертывания-свертывания дают широкие возможности для совершенствования технических систем на уровне изобретений. Как правило, это изобретения не высокого уровня (в классификации ГС первый-третий уровень), но именно они создают возможность быстрого развития системы и быстрого захвата новых рынков.

           Пример  (закон динамизации)  

      

       Рис.6. Вилка-зарядник для сотовых телефонов  с динамичными контактами

                          компактнее обычной, и позволяет безопасно носить ее с собой.

                  

                                                           Рис.7. Раскладная тележка

             Пример (закон согласования-рассогласования)

          Угол наклона крыши с северной стороны круче, чем с южной, где снег стаивает быстрее.

                                                     

                                                   Рис.8. Дом с асимметричной крышей

     

            Пример (закон развертывания-свертывания)

            В супермаркете корзинки стали оснащать новыми подсистемами - колесами и ручками.

     

                                                             Рис.9. Корзинка в супермаркете

            Более подробно варианты применения законов развития технических систем и линий развития, в рамках этих законов, будут описаны в книге «Законы развития технических систем, том 2», серии «ТРИЗ для чайников».

             Использование разработанных на сегодня линий развития и законов развития технических систем позволяет быстро и эффективно создавать изобретения первого-третьего уровней.

     

                                                                            В  Ы В О Д Ы

              Исследования показали, что все изобретения можно разделить на две большие группы:

        - изобретения, являющиеся базой для создания новых S-кривых;

        - изобретения по совершенствованию технической системы в рамках существующей S-кривой.

           Первая группа изобретений относится к четвертому-пятому уровню по шкале Г.С. Альтшуллера, вторая, как правило, к первому-третьему уровню.

           Пионерные изобретения, как правило, относятся к пятому уровню по шкале Г.С. Альтшуллера и создаются на базе открытий. Это системы с новым принципом действия, позволяющие получать новые функции. Поиск таких систем достаточно сложен и основывается на реализации возможностей, которые дают научные открытия. Именно на базе открытий (новых свойств и функций) и следует искать пионерные изобретения.

           Изобретения четвертого уровня, обычно, связаны с заменой одной в важных подсистем на подсистему, работающую на другом принципе действия. Заметим, что основой для таких новых подсистем может быть использование научных открытия, или создание принципиально новых технологий. Иногда такие разработки были предложены ранее, но не могли быть ранее реализованы из-за недостаточного уровня развития техники.  Поиск таких изобретений следует вести в  направлении замены наименее эффективных подсистем и замене их на подсистемы с теми же функциями, но на новом принципе действия.

           К изобретениям четвертого уровня следует отнести изобретения по новому применению технических систем. Несмотря на небольшие изменения в самой системе она создает новые направления в развитии технике и иногда очень значительные. Поиск таких изобретений связан с определением функциональных ресурсов системы и их развитии до самостоятельного направления

           Изобретения первого-третьего уровней, обычно, связаны с реализацией небольших изменений системы в рамках одной S-кривой в соответствие с законами развития технической системы. Такие изобретения создавать достаточно легко, при условии хорошего знания этих законов. Здесь применим весь аппарат ТРИЗ, разработанный к настоящему времени.

           Литература

          Г.С. Альтшуллер, 2003. Из книги "Найти идею" (3-е изд., дополн. - Петрозаводск: Скандинавия, 2003. - С. 49 -54.

    Комментарии

    Re: Как рождаются новые технические системы

    Лев, большое спасибо за материал. Это хороший повод еще раз обсудить данную тему. 

    Во первых хочу с удовлетворением отметить, что Вы указывааете на неинструментальность данной схемы. Но поскольку делаете это на ходу, одной фразой, то я хотел бы немного на этой позиции задержаться. Итак, надо отметить, что деление на группы "решение с устраненным противоречием" и "решение без противоречия" выглядит довольно условным. Так, при желании можно вполне корректно построить противоречие для первой задачи - про мачту, которая должна быть высокой (например, чтобы далеко было видно размещенным на ней приборам) и должна быть низкой, чтобы пройти под мостом.  Дробление - один из типовых приемов устранения и тут он реализован в полном объеме. Таким образом, задача перемещается из первого уровня во второй. Но почему во второй? Неужели дробление мачт, это типовой прием, с помощью которого в судостоении обычно решаются задачи? Вовсе нет, как и в приведенном примере с регулировкой при изменении температуры сечения трубы биметаллическим элементом. Дело новое, доселе неизвестное, особенно в конкретной области. Так что оба примера можно и на третий уровень перенести.  

    Сам по себе третий уровень описан весьма невнятно. "Противоречие и способ его преодоления находятся в пределах одной науки, т. е. механическая задача решается механически, химическая задача - химически".  Вот в примере о трубе и биметаллической задвижке механическая задача решилась "биметаллически", то есть "физически", если говорить на данном сленге. Это ли не повод перенести решение на четвертый уровень? 

    В общем, дело ясное, что дело темное. Такие уровни могут быть введены как некие условные этажи, но точное распределение на основе приведенных критериев было бы выполнить весьма затруднительно. Утешает только то, что это еще и довольно бесполезно. Ведь кому нужно знать, на каком уровне была решена задача? Авторам для самоудовлетворения? Если брать профессиональных решателей или организаторов процесса, то знание о уровне сложности задачи нужно конечно же до решения - это могло бы позволить определить, какие ресурсы направить на ее решение. А  рассуждать по итогам, это уже не так важно. Важнее понять, выполнены ли требования заказчика. Да и есть же разница между сложностью задачи и сложностью ответа. Клиенту важно решение, какого бы уровня оно ни было, а решателю важно заранее знать о трудностях.

    В общем, по исходной классификации мы видимо сходимся, или расходимся не очень сильно. 

    А по второй части есть определенные вопросы. И первое, самое главное - пожалуйста, проясните, зачем все таки строится ваша система классификации задач. Видно, что и в новой системе результаты можно получить только видя ответы. Это, пожалуй основное, что вызывает недоумение. 

    Дальнейшиие непонятки и пересечение классификации можно было бы обсуждать уже во вторую очередь.    

    Re: Как рождаются новые технические системы

           Не совсем так. Во-первых, важно понять, какие инструменты и где применимы. В предложенной классификации это предлагается. Статья  - частный момент. Я готовлю книгу "Законы развития технических систем" в двух томах. В первом будут рассмотрены линии развития, связанные с новыми S-кривыми, в втором - законы развертывания-свертывания, повышения динамичности, согласования-рассогласования. Будут даны инструментальные рекомендации по созданию изобретений с использованием ЗРТС, то есть как раз то, о чем Вы спрашиваете.

    То есть, классификация не только по сделанным изобретения, а именно инструмент для создания новых изобретений.

    Subscribe to Comments for "Как рождаются новые технические системы"