Игровые формы обучению ТРИЗ

Здравствуйте, уважаемые тризовцы
На сегодняшний день мне известны следующие подходы к обучению ТРИЗ:
- в формате лекций.
Материал подается устно или с помощью презентаций, илюстрируется примерами из практики.
- в формате практических занятий или в ходе процессного консультирования заказчика. Когда решается конкретная задача и в ходе ее решения сотрудники обучаются азам, а в ряде случаев и тонкостям ТРИЗ.
Каждый из вариантов имеет свои плюсы и недостатки. И скорее данные подходы взаимодополняют друг другом.
Отмечу наиболее важные плюсы первого подхода:
1) Системность подачи материала
2) Возможность демонстрации инструментов на большом количестве различных задач и ситуаций
Наиболее важные плюсы второго подхода:
1) Эффектность демонстрации инструментов. Решается реальная задача, решения оцениваются самим задачедателем.
2) Глубокая вовлеченность обучаемых в процесс решения задачи и обучения инструментам
3) Высока мотивация и концентрация внимания на деталях и особенностях инструментов
Таким образом, плюсы в первом случае, отсутствуют во втором. И наоборот. В каком то роде, данные подходы являются альтернативными.
Можно использовать комбинированный вариант. И если у участников форума есть интересный опыт комбинирования, то был бы рад и другие думаю тоже, услышать его.
Но основной интерес у меня к мало используемой на данный момент форме преподавания ТРИЗ, а именно к игровой.
Плюсами игровой формы являются:
1) Реальность ситуации
2) Вовлеченность участников. Дух соревнования
3) Возможность погрузиться в детали и один и тот же инструмент посмотреть в разных ситуациях и с разных сторон (поиграть им).
4) Высокая мотивация и концентрация внимания к процессу обучения
Это безусловно не все плюсы. А о минусах я пока не берусь говорить.
Давайте попробуем придумать как могла бы выглядеть обучающая игра по ТРИЗ.

Форумы: 

Re: Игровые формы обучению ТРИЗ

Ain, приветствую!
То есть Вы разделяете форму практического занятия и игровую.
Но не совсем ясно - если группа обучаемых разделена на несколько погрупп и им выдана некая задача, поставлена цель и т.д., то это практическое занятие, или игровая форма?

Re: Игровые формы обучению ТРИЗ

Александр Кудрявцев wrote:
Ain, приветствую!
То есть Вы разделяете форму практического занятия и игровую.
Но не совсем ясно - если группа обучаемых разделена на несколько погрупп и им выдана некая задача, поставлена цель и т.д., то это практическое занятие, или игровая форма?

Это практическое занятие. Обычно же данные группы не соревнуются и даже не объявляются критерии оценки. И степень взаимодействия данных групп мала, не говоря уже о об обратной связи. Данная форма позволяет лишь преподователю сократить время на выслушивание решений и тренирует навыки работы обучаемых в группе.
Игровая же форма подразумевает:
1) наличие правил, критериев оценки ситуации (ее формализованной трактовки)
2) соперничество между людьми
3) сильное влияние каждой из сторон друг на друга
Думаю, это не все признаки игры.

Re: Игровые формы обучению ТРИЗ

ain wrote:
Игровая же форма подразумевает:
1) наличие правил, критериев оценки ситуации (ее формализованной трактовки)
2) соперничество между людьми
3) сильное влияние каждой из сторон друг на друга
Думаю, это не все признаки игры.

Да, понятно.
Конечно, соперничество может иметь место, если объявлены какие-то критерии оценки.
Труднее организовать влияние сторон друг на друга. С одной стороны влияние есть по факту наличия соперников. С другой - нужно организовывать влияние материала соперников, а для этого придется делать какие то сеансы промежуточного информирования групп о том, куда они движутся и насколько продвинулись.
Это несколько повышает громоздкость "конструкции" занятия.
Давайте для примера рассмотрим конкурс "железный предприниматель". Что там положительного, что не дотянуто. Можно ли на аналогичных по структуре занятиях чему либо учить и насколько это эффективно?

Re: Игровые формы обучению ТРИЗ

Александр Кудрявцев wrote:
С одной стороны влияние есть по факту наличия соперников. С другой - нужно организовывать влияние материала соперников, а для этого придется делать какие то сеансы промежуточного информирования групп о том, куда они движутся и насколько продвинулись.

При нынешней форме работы в группе данные трудностии правда есть. Но если разбить все задание на промежуточные шаги и оглашать их, то можно обеспечить влияние материалов друг на друга.
Возник такой образ: каждой команде выдаются одни и те же ресурсы и обе команды помещаются в одну и ту же исходную ситуацию. Ресурсы расходуются, и появляются за счет появления в ситуации новых построек, решений и т.д.
Но это пока образ.
Насчет железного предпринимателя.
Научиться можно многому, например, быстро генерить идеи. Но вся загвоздка в том, что процесс генерации произволен и неорганизован и потому методам в этой игре не обучишься.
Должна быть игра, которая содержит ограничения на процесс генерации идей или поиска решения. И эти правила могут быть зашиты в самом описании инструмента. И остается открытым вопрос с критериями оценок решений.
Предлагаю подумать вместе на какие инструменты можно придумать игры. И как могут выглядеть эти игра?

Re: Игровые формы обучению ТРИЗ

ain wrote:
Предлагаю подумать вместе на какие инструменты можно придумать игры. И как могут выглядеть эти игра?

А давайте вместе подумаем, на какие инструменты нельзя сделать игры.
Называйте инструмент и давайте цели и ограничения игры. Будем пробовать.

Re: Игровые формы обучению ТРИЗ

Изображение пользователя AlexeyF.

=Александр Кудрявцев wrote:

Называйте инструмент и давайте цели и ограничения игры. Будем пробовать.

Предлагаю для рассмотрения следующий формат игры.
Считаю, что он может тренировать навык использования функционально-ориентированнаго поиска.

Простые пользователи, у которых нет полнотектовых баз патентов и специальных САПРов, необходимую информацию ищут в интернете с помощью простых поисковиков. При таком виде поиска очень важно правильно вбивать ключевые слова.
Ключевые слова можно придумывать разными путями:
- используя функционально-ориентированный поиск;
- на основе ассоциаций и т.д.

Можно предложить участникам за ограниченное время найти в интернете способы решения какой-то проблемы.

Критерии оценки:
- качество и количество найденных способов;

Побочный продукт:
- можно провести анализ логики вбивания ссылок в поисковике и выявить сильные стратегии.

Re: Игровые формы обучению ТРИЗ

ОК, так сделать конечно же можно. По поиску информации в интернете даже проводятся чемпионаты. В том числе в России. Давайте теперь выясним, какие навыки развивает эта игра, чему учит и почему это действие мы будем называть игрой.
Заодно и определим, что такое для нас "игры".

И по сути Вашего предложения - способы решения все же находятся не в интернете, а придумываются решателями, в том числе на основании информации, может быть найденной в том же интернете.
Но интересно было бы быстренько обсудить и в среду попробовать.
Всего доброго,

Re: Игровые формы обучению ТРИЗ

Изображение пользователя AlexeyF.

Достаточно лаконично классификация методов активного обучения приведена здесь
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D1%8B_%D0%B0...

Предложенный мною вариант игру по поиску информации в интернете, а также игру «Железный предприниматель» я бы отнес к дидактическим играм. Т.е. учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания.
Более подробно о дидактических играх можно почитать здесь:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%...

К этому типу я бы отнес вариант игры, предложенный Костей Жуковым на закрытом форуме нашей учебной группы

Также есть так называемые деловые игры
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5_...
в которых имитируются принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях.
К такого типа игре можно отнести ситуация, в которой, например, АК, выступая в роли СЕО, делит группу на несколько конкурирующих отделов и дает им одинаковые проекты (проблемные ситуации).
Цель для каждого отдела: к концу занятия выкатить готовый проект.
Для создания духа соревнования можно устраивать контрольные точки, дискуссии и т.д.
В результате каждый участник ощутит себя на месте человека, выполняющего проект. Кто-то будет искать что-то в интернете, кого-то выберут ГИПом, кто-то будет делать презентацию и т.д.

Re: Игровые формы обучению ТРИЗ

АлексейF, приветствую!
Мы начала обсуждать возможность проведения на занятии игры со следующим условным сценарием:

AlexeyF wrote:
Предлагаю для рассмотрения следующий формат игры.
Считаю, что он может тренировать навык использования функционально-ориентированнаго поиска.
Простые пользователи, у которых нет полнотектовых баз патентов и специальных САПРов, необходимую информацию ищут в интернете с помощью простых поисковиков. При таком виде поиска очень важно правильно вбивать ключевые слова.

Во первых хочу отметить, что достаточно полные патентные базы на английском языке можно найти через тот же интернет.

Давайте попробуем поработать над предложенной темой, попереводим ее в практическую плоскость.
Данная работа может быть разбита на ряд этапов:
- описание исходной проблемной ситуации, обсуждение ее сути и особенностей.
- выявление, уточнение в исходной проблемной ситуации того изменения, которое необходимо осуществить;
- наложение ограничений на выполнение данного изменения;
(Первые три этапа выполняются совместными усилиями всей группы и преподавателей. Деление на группы целесообразно провести заранее, чтобы после завершения общего обсуждения не пришлось отвлекаться на орг вопросы. )

- обобщение сути изменения и выявление передовых областей техники;
- формулирование поисковых запросов;
- проведение собственно поиска (и отдельно: техника проведения сложного поиска с помощью поисковых машин);
- обработка трактовка полученной информации. Выявление новых принципов действия;
- перенос выявленных принципов действия на исходную область. Поиск функций, реализующих данное изменение;
- Ранжирование найденных принципов исходя из применимости в конкретной ситуации.

Хотите, дополняйте, или меняйте этот предварительный план. Также давайте определим, какая часть этой работы может быть проведена в рамках занятия, сколько времени можно будет выделить на проведение каждого из этапов (включая время на представление результатов, обсуждение и оценку).
И заодно можно начинать обсуждать сами проблемные ситуации - претенденты на такую работу.
Всего доброго,

Re: Игровые формы обучению ТРИЗ

Приветствую!
Вариант игры с функционально-ориентированным поиском хорош ,но он неудобен для аудиторных занятий, так нет возможности использовать компьютер (хотя в аудитории стоят компьютеры и если они подключены к интернету, то можно попробовать).
Остается открытым вопрос взаимного влияния. Можно, например, добавить такой атрибут реальности, как принадлежность прав на изобретение при опережении соперников по подаче патента. Например, решения можно приносить жюри в течении всей игры и если какая-то команда приносит решение, которое уже дала другая команда, то оно не засчитывается, но есть возможность обойти данное решение.
Предлагаю ввести отдельную группу ребят, которая бы выполняла роль аналитиков, которая выявляла бы основной принцип решения, и потом принимала бы решение новое: предложенное решение покрывается этим принципиальным решением или нет. Над жюри находится преподаватель, который оценивает работу жюри и групп.

Re: Игровые формы обучению ТРИЗ

Повторно прошу оценить затраты времени на каждый из этапов.
Добавился вопрос - что будет делать группа аналитиков до получения решений рабочими группами.

Re: Игровые формы обучению ТРИЗ

Когда то, еще в начале восьмидесятых годов, был у меня такой случай - обучалась группа второго курса, шло занятие по преподавательскому мастерству. Нужно было составить план занятия и дать раскладку времени на каждый из пунктов. В одной из работ увидел такое:
"предложить группе три задачи, дать время порешать. Узнать их решения и потом назвать правильные, сильные. Обсудить разницу в полученных решениях. Общее время - пять минут."

Re: Игровые формы обучению ТРИЗ

Изображение пользователя AlexeyF.

Для того чтобы не быть голословным, привожу здесь некоторую статистику времени выполнения заданий, полученную в результате прослушивания моих аудиозаписей занятий МОИТТ

Запись от 21.11.07
Выдача домашнего задания про шахту для испытания приборов в невесомости.
Формулирование условия + ответы на вопросы – 10:30 (10 минут 30 секунд)

Запись от 28.11.07

Разбор домашних заданий про шахту – 33 минуты

Коллективный разбор задачи про недозапаяные ампулы с помощью алгоритма МОИТТ-82
Описание проблемной ситуации (монолог АК) – 3:30
Дискуссии о ГПФ системы + комментарии АК – 2 минуты
Перечисление элементов системы + комментарии АК – 1:30
Формулирование НЭ + комментарии АК – 8 минут
Формулирование ТП + комментарии и примеры АК – 7:30
Группу разделили на три подгруппы. Каждая подгруппа пытается самостоятельно составить ТП для своего узлового элемента (пламени, ампулы, лекарства) – 6 минут
По очереди выслушиваем каждую команду – 6:30 + 6:00 + 8:00 = 20:30
Итого время на коллективный разбор задачи – 49 минут

Выдача на дом задачу про уборку торфа – 3 минуты

Анализируя приведенные выше данные, можно сделать вывод, что на простое (монолог) описание проблемной ситуации уходит порядка 3 минут. Если завязывается дискуссия (как в случае с шахтой), то процедура растягивается до 10 минут. В эти 10 минут уже входит уточнение проблемной ситуации и наложение ограничений.
Таким образом, я считаю, что первые три этапа можно уложить в 15 минут.

Этап обобщение сути изменения и выявление передовых областей техники;
Данный этап, как я понимаю, выполняется командами индивидуально.
Думаю, здесь можно применить как обыкновенный мозговой штурм, так и провести некоторый анализ системы (сформулировать ГПФ, НЭ, перечислить элементы системы).
В случае с задачкой про ампулы на этот этап ушло примерно 12 минут (включая монологи АК).
Считаю, что группе для выполнения этого этапа достаточно будет 15 минут. Но эти 15 минут надо жестко контролировать. Считаю целесообразным после этого коллективно обсудить получившиеся решения. В задачке про ампулы на заслушивание трех команд ушло 20 минут.

Считаю, что разумно объединить в один блок следующие этапы:
- формулирование поисковых запросов;
- проведение собственно поиска (и отдельно: техника проведения сложного поиска с помощью поисковых машин);
- обработка, трактовка полученной информации. Выявление новых принципов действия;

Это связано с тем, что формулирование новых поисковых запросов происходит непосредственно во время поиска на основании тех данных, которые получились в результате текущего поиска.
Обработка и трактовка полученной информации также подталкивает на новые поисковые запросы, поэтому ее тоже нельзя отделить от этого процесса.

Считаю, что выполнение этих трех этапов разумно ограничить 20 минутами.
После этого этапа хорошо бы тоже коллективно обсудить полученные решения. На это также уйдет минимум 20 минут.

Этапы:
- перенос выявленных принципов действия на исходную область. Поиск функций, реализующих данное изменение;
- Ранжирование найденных принципов исходя из применимости в конкретной ситуации.

Думаю, что выполнение этих этапов также можно ограничить 20 минутами + 20 минут на обсуждения решений.

В результате получается следующая схема
0. Объяснение правил игры, деление на команды – 5 минут
1. Блок 1 – 15 минут
- описание исходной проблемной ситуации, обсуждение ее сути и особенностей.
- выявление, уточнение в исходной проблемной ситуации того изменения, которое необходимо осуществить;
- наложение ограничений на выполнение данного изменения;
2. Блок 2 – 35 минут
- обобщение сути изменения и выявление передовых областей техники;
- коллективное обсуждение полученных результатов;
3. Блок 3 – 40 минут
- формулирование поисковых запросов;
- проведение собственно поиска (и отдельно: техника проведения сложного поиска с помощью поисковых машин);
- обработка трактовка полученной информации. Выявление новых принципов действия;
- коллективное обсуждение полученных результатов;
4. Блок 4 – 40 минут
- перенос выявленных принципов действия на исходную область. Поиск функций, реализующих данное изменение;
- Ранжирование найденных принципов исходя из применимости в конкретной ситуации.
- коллективное обсуждение полученных результатов;

Итого получается 135 минут (2 часа 15 минут).

Вывод: в одно занятие игра умещается, но практически отсутствует резерв времени (всего 15 минут). Поэтому считаю разумным разбить игру на два занятия. При этом информационный поиск можно проводить в течение недели.

Re: Игровые формы обучению ТРИЗ

Итог - имеем действие, выполняемое на двух занятиях.
Отсутствует учебный модуль, хотя бы позволяющий научить основным подходам к составлению сложных запросов.
Какие вижу проблемы - основная в том, как трактовать найденную информацию. По хорошему это тоже могло бы стать темой учебного занятия.
И конечно, проблема в умении работать в зарубежных секторах интернета. Здесь много всего - адекватность перевода терминов, их сочетаний, в быстрой обработке получаемой информации. Хотя для учебного процесса вполне можно ограничиться рунетом.
Алексей, готовьте задачу.

Subscribe to Comments for "Игровые формы обучению ТРИЗ"