Правительство Москвы, в лице департамента развития науки, промышленности, бизнеса, проводит программу обучения курсу:
«ТРИЗ - инструменты создания инноваций для развития предприятия»
Обучение проводится для сотрудников Московских предприятий малого и среднего бизнеса, а также учащейся молодежи - студентов и аспирантов московских ВУЗов. .
Семинар объемом в 32 учебных часа позволяет слушателям узнать о комплексе инструментов поддержки инновационной деятельности, практически освоить ряд из них. На семинаре будут разбираться задачи, поставленные предприятиями г.Москвы, а также собственные задачи слушателей. Семинар проводят тренеры – практики, работающие в НП "Центр практического изобретательства". Слушателям выдаются учебные пособия. Участие в работе семинара бесплатное.
По завершении обучения слушатели могут пройти отбор на второй тур учебы - восьмидесятичасовой курс, дающий возможность получить углубленные знания и навыки самостоятельного решения изобретательских задач с привлечением методических инструментов.
Цикл семинаров
№ |
Группа |
Место проведения занятий |
Время проведения занятий |
Комплектность группы |
1 |
«Китай-город» |
Метро «Китай-город» Солянский тупик, дом 4 стр 2 |
Субботы, с 10:00 по 18:00 |
Занятия начались 2 ноября, завершились 30 ноября |
2 |
«Сретенка» |
Ул Сретенка, дом 14 |
Вторник, среда в 18:00 по 21:00 |
Занятия начались 5 ноября, завершились 5 декабря |
3 |
«Бауманская» |
Технический переулок, дом 5, стр 7 |
Вторник – четверг. С 18:00 по 21:00 |
Занятия начались 7 ноября, завершились 5 декабря |
4 |
«Сокол» |
Волоколамское шоссе, д. 4, |
Суббота, с 13:00 по 19:00 |
Занятия начались 9 ноября, завершились 1 декабря |
5 |
«Тушинская» |
ул Тушинская, улица Вишневая, дом 7 |
Среда, с 10:00 по 17:30 |
Занятия начались 13 ноября, завершились 4 декабря |
6 |
"Покровка". |
ул Покровка, дом 22. |
2-5 декабря, с 10:00 по 17:30 |
Занятия начались 2 декабря, завершились 5 декабря |
В настоящее время формируется группа №7, для тех, кто зарегистрировался на обучение, но по каким-то причинам не смог попасть на курс. Занятия группы начнутся с третьей недели января. Место и точное время занятий уточняются.
УЧЕБНАЯ Программа
по курсу:
ТРИЗ - инструменты создания инноваций для развития предприятия
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Учебная программа «ТРИЗ - инструменты создания инноваций для развития предприятия», создана для обеспечения качественной и оперативной подготовки сотрудников и руководителей предприятий малого и среднего бизнеса, начинающих предпринимателей и студентов, занятых поиском перспективных тем для собственного бизнеса.
Процесс управляемого создания инноваций предполагает возможность управления внутри собственно процесса творческой работы, что в свою очередь требует ее разделение на этапы и понимание того, что именно и как делается на каждом из них. Обучение подобным подходам обычно проводится в рамках длительного освоения инструментария комплексных процедур, таких как GEN3-ID. Этот подход ранее не удавалось реализовать для подготовки персонала малых и средних предприятий в силу того, что их программы обучения не рассчитаны на длительные сроки. В связи с этим из огромного набора инструментов, используемых в рамках методики GEN3-ID, были отобраны и модифицированы инструменты, представляющие набольшую ценность в процессе анализа проблемных ситуаций и поиска новых решений.
Методика проверена при проведении ряда семинаров, проводимых на промышленных предприятиях.
- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель курса
Развитие у обучаемых умений и навыков инструментальной поддержки процессов анализа проблемных ситуаций и поиска новых решений поставленных задач, в том числе:
- проводить анализ внешнего и внутреннего функционирования совершенствуемого объекта, ставить задачи его дальнейшего развития;
- формулировать задачи в уточненном виде, выявлять и разрешать противоречия в рамках работ по поиску идей совершенствованию системы;
- планировать применение инструментальных средств и контролировать эффективность процесса их использования.
Задачами данного курса являются:
- ознакомить со всем комплексом средств инструментальной поддержки процессов поиска нового, основными группами инструментов;
- практически освоить технологию формулирования и разрешения противоречий, технику определения функциональных аналогов и поиска решений на ее основе;
- научить строить функциональные модели и их помощью выявлять задачи дальнейшего развития совершенствуемых систем;
- конкретные Знания, умения и навыки, формируемые в результате освоения курса
В результате освоения курса «ТРИЗ - инструменты создания инноваций для развития предприятия» обучающийся должен:
Знать: этапы эволюции совершенствуемых систем, понимать функции участников творческого процесса, внутреннюю структуру творческого этапа инновационного процесса и возможные варианты путевых карт его проведения;
Уметь: грамотно ставить технические задачи на основании известных рыночных предпочтений, декомпозировать существующие технические объекты и технологии с целью выявления в них слабых мест, зон излишних затрат, уметь использовать это знание для выбора наиболее перспективного направления развития; выявлять альтернативные пути выполнения функций, уметь переносить принципы решения с одного объекта на другой; работать над поиском новых идей в коллективе и организовывать работу этого коллектива.
Владеть: основными инструментами методической поддержки процессов анализа совершенствуемых систем и разработки новых идей; техниками построения функциональных и потоковых схем исследуемых объектов, процедурами выявления зон излишних затрат способами их устранения.
- Учебный план курса
п/п №№
|
Наименование темы
|
1 |
Общая характеристика методических средств поддержки инновационной деятельности и развития креативности |
2 |
Методы интуитивного поиска. Мозговой штурм и синектика. |
3 |
Методы систематического поиска. Метод тотального синтеза и морфологический анализ. |
4 |
Методы логического поиска. Логика и процедуры современной ТРИЗ: Gen3-ID. Общая схема и варианты организации работы в рамках процедуры Gen3-ID |
5 |
Исследование потребностей рынка Анализ ключевых параметров ценности рынка – MPV |
6 |
Жизненный цикл продукта и построение карты стейкхолдеров продукта. Группы стейкхолдеров, выявление их требований и задаваемых ограничений |
7 |
Связь параметров ценности рынка (MPV) и функционально- физических параметров рыночных продуктов. Построение деревьев «причины – следствия» |
8 |
Сопоставительный анализ конкурентных продуктов и определение пределов развития каждого MPV продукта на конкретных технологических платформах |
9 |
Классификация способов внутреннего анализа продукта. Потоковый анализ совершенствуемого продукта |
10 |
Функциональный анализ совершенствуемого продукта |
11 |
Уточнение поставленных задач, поиск ключевых нежелательных эффектов, выявление и постановка ключевых задач. |
12 |
Модель постановки задач через выявление противоречий. Решение задач - схемы устранения противоречий. |
13 |
Модель постановки задач через выявление неоптимальных структурных схем. Решение задач через гармонизацию структурных схем |
14 |
Модель постановки задач через отход от вектора развития. Решение задач через соответствие трендам развития. |
15 |
Модель постановки задач через определение неэффективного функционирования. Функционально-идеальное моделирование. Перенос функций как схема решения задачи. |
|
Всего 32 часа |
4. Программа курса
- Общая характеристика методических средств поддержки инновационной деятельности и развития креативности
Конкуренция как один из основных двигателей развития предприятий на современном этапе. Пути повышения эффективности производства, создания новых товаров. Возможности активизации творческого потенциала сотрудников предприятия. Формирование определенной среды, включающею в себя общий для сотрудников язык описания проблем и процедур их анализа и решения.
Классификация различных инструментов активизации инновационной деятельности, в том числе методов случайного поиска, систематического поиска, инструментов ТРИЗ – теории решения изобретательских задач.
- Методы интуитивного поиска. Мозговой штурм и синектика.
Группа средств поддержки интуитивного поиска. Понятие интуитивного поиска решений, типовые особенности подобных процедур.
«Механизмы мышления» Эдвара де Боно. Процедуры и режимы мышления, провокативные и креативные технологии.
Мозговой штурм и его вариации. Предпосылки появления метода, его основные черты и этапы. Правила мозгового штурма. Роли участников и особенности их поведения. Подбор участников. Процедуры управления процессом работы на мозговом штурме. Представление полученных результатов.
Синектика – основные инструменты метода, его индивидуальные отличия. Алгоритм работы группы в рамках синектики. Подбор участников, их обучение. Виды используемых аналогий.
- Методы систематического поиска. Метод тотального синтеза и морфологический анализ.
Группа средств систематического поиска – основные черты и особенности подхода к решению задач. Комбинаторика как средство полного покрытия поискового поля.
Схема тотального синтеза. Алгоритм работы, ключевые правила работы на каждом этапе, представление результатов и их анализ.
Морфологический анализ и синтез. Предпосылки создания методов. Варианты построения морфологии. Опыт применения инструмента.
Функциональная комбинаторика. Правила оперирования с основными операциями. Алгебра основных операций. Трактовка полученных результатов. Области использования метода.
- Методы логического поиска. Логика и процедуры современной ТРИЗ: Gen3-ID. Общая схема и варианты организации работы в рамках процедуры Gen3-ID.
Типовые черты методов направленного поиска. Область решаемых задач. Понятие цели и конфликта. Этапы эволюции инструментария ТРИЗ и его современные версии - Gen3-ID, Directed Evolution. Структура аналитических и решательных методических инструментов. Типы задач, стоящих перед предприятиями, решение которых поддерживается современными методическими инструментами. Алгоритмы решения задач. Понятие алгоритма как последовательности шагов, ведущих к достижению цели. Структуры алгоритмов. Возможные типы построения рекомендаций. Особенности работы с эвристическими алгоритмами.
Алгоритмы в ТРИЗ. Эволюция алгоритмов. Базовая структура алгоритмов. Основная логика метода – постоянная трансформация решаемой задачи. Ключевые шаги. Задача, ее описание. Модель задачи. Типовые структуры конфликтов.
- Исследование потребностей рынка Анализ ключевых параметров ценности рынка – MPV
Инструменты анализа проблемных ситуаций. Инструментальная поддержка процесса создания инноваций. Понятие инструментальной поддержки. Виды инструментов – методические, информационные, активизирующие. Общая последовательность проведения процедуры поддержки.
Построение системы ключевых потребительских ценностей продукта (MPV - Main Parameters of Value). Понятие потребительской ценности. Определение рынка через потребительские ценности. Ключевая потребительская ценность как параметр выбора продукта на рынке. Работа с потребителями на рынке, достоинства и недостатки тестирования потребителей. Техника выделения ключевых потребительских ценностей из выявленных совокупностей.
- Жизненный цикл продукта и построение карты стейкхолдеров продукта. Группы стейкхолдеров, их требования и задаваемых ограничения
Этапы жизненного цикла продукта. Понятие развития по S-образной кривой. Ключевые точки развития. Основные проблемы этапов и возможные способы их парирования. Понятие стейкхолдера, основные группы стейкхолдеров. Требования (потребности) и ограничения, выдвигаемые стейкхолдарами, их учет и трактовка
- Связь параметров ценности рынка и функционально- физических параметров рыночных продуктов. Построение деревьев «причины – следствия»
Принципиальные различия в позициях разработчика продукта и его продавца. Работа с разными сущностями. Построение дерева целей- средств как средство связи между ключевыми потребительскими ценностями (MPV) и функционально-физическими параметрами продукта. Особенности построения деревьев «причин-следствий» для процессов, устройств и веществ.
- Сопоставительный анализ конкурентных продуктов и определение пределов развития MPV на конкретных технологических платформах
Выбор объекта для развития. Сравнительная оценка объектов. Бенчмаркинг и технология его проведения. Этапы и особенности выполнения бенчмаркинга в проектах различных типов: в целях увеличения инновационной привлекательности совершенствуемого выбранного объекта, при синтезе нового объекта.
Учет сравнительного уровня перспективности систем. Альтернативные и конфликтующие системы. Использование полученной информации для формирования задач совершенствования системы. Процедура переноса свойств конкурирующих объектов, принципов действия.
- Классификация способов внутреннего анализа продукта. Потоковый анализ совершенствуемого продукта
Построение потоковых моделей совершенствуемой системы. Понятие потока в системе. Виды потоков. Правила формирования потоковых схем. Анализ потоковых схем, выявление их недостатков и формирование задач. Выявление «серых зон», «бутылочных горлышек», «петель потоков» в системе. Понятие полезных и вредных потоков. Формирование задач совершенствования объекта.
- Функциональный анализ совершенствуемого продукта
Цели функционального исследования совершенствуемого объекта. Компонентная модель объекта – критерии выделения оптимального уровня описания объекта. Структурные связи в объекте, особенности их выявления и учета. Структурные схемы и матрицы – достоинства и недостатки каждого из способов описания. Особенности формулирования функций. Виды функций и формирование степени их значимости. Оценка степени реализуемости функций. Построение таблиц функциональности элементов системы. Параметрический анализ.
- Уточнение поставленных задач, поиск ключевых нежелательных эффектов, выявление и постановка ключевых задач.
Причинно-следственный анализ исходно заданных недостатков и постановка альтернативных задач по их снятию. Целевые и ключевые нежелательные эффекты. Цели построения причинно – следственных цепочек: выявление ключевых нежелательных эффектов; определение внутренней взаимосвязи происходящих процессов.
Техники построения причинно –следственных цепочек. Типовые ошибки при построении цепочек.
- Модель постановки задач через выявление противоречий. Решение задач - схемы устранения противоречий.
Работа с противоречиями. Технические (ситуативные) противоречия. Противоречия – требований – физические противоречия. Оперативная зона и оперативное время. Ресурсы – их выявление и использование. Виды ресурсов. Существующие и созданные ресурсы. Ресурсы среды.
Понятие приема решения задач. Типы приемов. Составление приемов. Процедуры выбора нужного приема. Работа со списками приемов, работа с таблицей выбора приемов. Принципиальные недостатки приемов, пути их преодоления.
Типовые решения физических противоречий. Пути развития полученного решения.
- Модель постановки задач через выявление неоптимальных структурных схем. Решение задач через гармонизацию структурных схем
Понятие типовой структурной модели. Типы и классификация структурных моделей. Стандарты на решение изобретательских задач. Работа со стандартами – описание задачи, формирование перехода и трактовка полученных результатов. Стандарты на синтез системы, Стандарты на достройку системы, Стандарты на измерение и обнаружение, Стандарты на получение требуемого ресурса, Стандарты на использование стандартов.
Виды информационных фондов и работа с ними. Понятие обобщенного решения. Уровни обобщений. Базы приемов устранения противоречий. Указатели эффектов – физических, химических, геометрических, биологических.
Работа со специализированными компьютерными программами. Обзор используемых компьютерных программ.
Формирование локальных информационных фондов
- Модель постановки задач через отход от вектора развития. Решение задач через соответствие трендам развития.
Понятие вектора развития. Закономерности развития техники. Эволюция техники как планомерный процесс. Закономерности существования и развития технических систем. Проявления закономерностей развития для веществ, технических объектов и технологических процессов. Повышение уровня адаптации объекта и обеспечивающие субтренды. Вытеснение человека из системы. Проявление закономерностей на уровне системы в целом, ее подсистем и используемых материалов. Связь закономерностей развития с рыночными трендами.
Практическое использование выявленных закономерностей для совершенствования и создания новой техники.
- Модель постановки задач через определение неэффективного функционирования. Функционально-идеальное моделирование. Перенос функций как схема решения задачи.
Функционально-ориентированный поиск решений. Алгоритм работы. Технологии обобщения требуемых функций и конкретизации полученных решений. Техники переноса. Масштабируемость решений. Проблемы трактовки результатов, полученных на объектах - аналогах.
Технологии функционально идеального моделирования. Построение иерархической функциональной схемы системы. Правила построения схемы. Особенности построения схемы. Проведение процедуры функционально идеального моделирования. Виды задач, выявленных в результате функционально идеального моделирования. Выявление и устранение наиболее конфликтных элементов или процессов - процедура тримминга.
Обеспечение самостоятельной работы
Основная литература
1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в ТРИЗ / «Альпина бизнес букс» 2008
2. Гин А., Теория решения изобретательских задач / А.Гин, А.Кудрявцев – М., 2012
3. Прушинский В., Сценарии эволюции / В. Прушинский – М., 2012
4. Резчикова Е.В. Теория и практика решения изобретательских задач / Е.В. Резчикова, А.В. Ревенков – М., 2013
5. Шпаковский Н.А., Анализ технической информации и генерация новых идей / Н.А. Шпаковский - М., 2010
Рекомендованная для самостоятельной работы литература
1. Бирман Л., Стратегия управления инновационными процессами / . Л.Бирман Л., Т.Кочурова – М., 2010
2. Детмер У., Теория ограничений Голдрата / У.Детмер - М., 2007
3. Кавасаки Г. Революционный продукт / Г. Кавасаки, М. Морено . - М., 2013
4. Ким Ч., Стратегия голубого океана / Ч.Ким, Р. Моборн – М., 2012
5. С.Литвин, А.Любомирский «Закономерности развития технических систем» Электронный учебник http://metodolog.ru/00767/00767.html
6. Мартин Р., Мышление в стиле «И (как мыслят успешные лидеры) / Р. Мартин – М., 2009
7. Ульвик Э. Чего хотят потребители / Э. Ульвик. - Киев Companion Group 2007
8. Чернозуб О., Жизнь после кризиса. Стоимостной подход к управлению частной компанией / О. Чернозуб – М., 2009
Электронные ресурсы
http://www.matriz.org - Официальный сайт МА ТРИЗ
http://www.altshuller.ru - Сайт фонда Альтшуллера
http://www.triz-summit.ru - Официальный Сайт Саммита Разработчиков ТРИЗ
http://triz.org.ua/ "Энциклопедия ТРИЗ"
http://www.trizminsk.org - ОТСМ-ТРИЗ сайт материалов по ТРИЗ
В курсе используется сборник задач, созданный на основе запросов предприятий Москвы.
Комментарии
о списке литературы
Очень интересный список рекомендованной литературы!
Открыл для себя несколько - как оказалось очень известных - хороших книг. Того же революционного продукта и голубого океана
Небольшой только вопрос про смысл сокращения одного из двух авторов следующих книг:
Бирман Л., Стратегия управления инновационными процессами / . Л.Бирман Л., Т.Кочурова – М., 2010
Кавасаки Г. Революционный продукт / Г. Кавасаки, М. Морено . - М., 2013
Ким Ч., Стратегия голубого океана / Ч.Ким, Р. Моборн – М., 2012
Сначала указывается один автор, а потом двое - как будто сначала речь идет о статье в сборнике. Хотя, конечно, это не сильно затрудняет поиск книг в инете
С уважением, Александр
Re: о списке литературы
Re: о списке литературы
Это многое поясняет :)
В любом случае спасибо за подборку, Александр Владимирович!
Как раз хорошо, что список небольшой - получается попали лучшие в своем роде. Хотя бы для первичного погружения в тему
С уважением, Александр
Re: Обучение на курсе "ТРИЗ - инструменты создания инноваций ...
Добрый день организаторы,
подскажите как можно зарегистрироваться на участие в курсе в январе 2016 года?