Размещено на сайте 02.06.2009.
Часть 4
Приступаем к рассмотрению предпосылки №1. Центральным здесь является вопрос о том, как перегруппировать приемы устранения ТП и соотнести их с предложенной на рис.1 схемой? Учитывая большое количество приемов и подприемов устранения ТП, в рамках данной публикации не прописана вся последовательность действий по встраиванию в предлагаемую схему каждого из них, а приводятся лишь результаты сделанного.
Структурирование выполнялось с учетом следующих допущений:
- все ТП, так же, как и ФП, могут быть разрешены в пространстве или во времени;
- каждый из приемов (подприемов) устранения ТП может быть поставлен в соответствие тому или иному системному аспекту;
- формулировка каждого приема (подприема) устранения ТП может быть изложена с применением системной терминологии;
- не все приемы устранения ТП имеют названия, однозначно отражающие их существо. Например, прием №12 называется «Принцип эквипотенциальности». В ТРИЗ этот термин означает следующее: изменить условия работы так, чтобы не приходилось поднимать или опускать объект. В толковом же словаре, например, указывается, что эквипотенциальный – это обладающий одинаковым потенциалом. Наиболее известно определение эквипотенциальной поверхности. «Эквипотенциальная поверхность – это понятие, применимое к любому потенциальному векторному полю, например, к статическому электрическому полю или ньютонову гравитационному полю. Эквипотенциальная поверхность – это поверхность, на которой скалярный потенциал данного потенциального поля принимает постоянное значение. Другое, эквивалентное определение – поверхность, в любой своей точке ортогональная силовым линиям поля.
Поверхность проводника в электростатике является эквипотенциальной поверхностью. Кроме того, помещение проводника на эквипотенциальную поверхность не вызывает изменения конфигурации электростатического поля. В гравитационном поле уровень неподвижной жидкости устанавливается по эквипотенциальной поверхности. В частности, по эквипотенциальной поверхности гравитационного поля Земли проходит уровень океанов. Эквипотенциальная поверхность уровня океанов, продолженная на поверхность Земли, называется геоидом и играет важную роль в геодезии» /10/.
Из сопоставления смысла слова «эквипотенциальный» в ТРИЗ и общепринятого следует, что это все же разные понятия – общепринятый смысл намного шире.
В связи с изложенным выбор соответствующего системного действия по устранению ТП осуществлялся исходя не из названия приема, а из его развернутого определения, либо из определения соответствующего подприема, так как последние предусматривают выполнение конкретных действий;
- приемы устранения ТП в ряде случаев являются комплексными, имеющими отношение разными своими частями не только к объекту, подвергающемуся усовершенствованию, но и к его окружению. Такие приемы устранения ТП описываются в системной терминологии двумя действиями, относящимися к разным аспектам системного подхода.
- объектом воздействия пользователя является только усовершенствуемая система. Другие системы, в том числе внешняя среда, не рассматриваются. Считается, что надо научиться хорошо работать с одной системой, а уже затем расширять поле поиска приемлемого решения за ее пределы. Тем более, что коммуникационный аспект предоставляет широкие возможности для описания взаимодействий с окружением. Поэтому вместо привычного для ТРИЗ «изменить среду» применяется системная формулировка «изменить количество, параметры связей системы со средой, изменить границы системы».
Выполнение описанных действий привело к результату, представленному в таблице 2.
На основании анализа таблицы 2 можно сделать следующие выводы:
- все выделяемые в ТРИЗ технические противоречия могут быть разрешены в пространстве или во времени, то есть, здесь также получено подтверждение правомерности принятого ранее допущения;
- перечень из 40 приемов устранения ТП содержит 11 самостоятельных приемов (без подприемов) и 79 подприемов, входящих в другие 29 приемов – в совокупности это составляет 90 рекомендуемых действий по разрешению ТП. С использованием системной терминологии сформулировано 59 действий по разрешению противоречий в рамках всех аспектов системного подхода, задействовано для описания указанных выше 90 действий всего 36 системных действий. То есть, для описания известных в ТРИЗ 90 приемов (подприемов) устранения ТП оказалось достаточно всего 36 системных действий. По конкретным аспектам распределение системных действий следующее:
- элементный аспект: выделено системных действий всего – 6, задействовано – 5;
- структурный аспект: выделено системных действий всего – 10, задействовано – 10;
- функциональный аспект: выделено системных действий всего – 7, задействовано – 6;
- ресурсный аспект: выделено системных действий всего – 10, задействовано – 4;
- интеграционный аспект: выделено системных действий всего – 6, задействовано – 4;
- коммуникационный аспект: выделено системных действий всего – 3, задействовано – 3;
- исторический аспект: выделено системных действий всего – 1, задействовано – 1;
- управленческий аспект: выделено системных действий всего – 9, задействовано – 3;
- информационный аспект: выделено системных действий всего – 7, задействовано – 0. Выявленная неравномерность распределения приемов устранения ТП по системным аспектам может служить основой для поиска других приемов, не содержащихся в существующем перечне;
- технические противоречия могут быть разрешены в пространстве в 74 случаях и во времени – в 64 случаях. Эти цифры подтверждают сделанное ранее предположение о том, что по мере увеличения количества приемов возможности разрешить противоречие в пространстве и во времени будут выравниваться. Суммарное количество вариантов разрешения противоречий равно 138 (74 +64) и превышает количество приемов (вместе с подприемами) устранения ТП, равное 90, так как по многим приемам и подприемам не выявлено препятствий для их одновременного рассмотрения в пространственном и временном подходе. То есть, почти каждый третий прием устранения ТП (138-90=48/138=0.35) допускает разрешение противоречия как во времени, так и в пространстве. Кроме того, четыре приема (3а, 13б, 32а и 32б) являются комплексными и для их описания с применением системной терминологии потребовалось задействовать по два системных аспекта;
- для описания приемов устранения ТП с применением системной терминологии задействовано 9 системный аспектов, в том числе, элементный – 25 раз, структурный – 20 раз, функциональный - 14 раз, ресурсный – 6 раз, интеграционный – 11 раз, коммуникационный 11 раз, исторический – 2 раза, управленческий – 5 раз. Ни одного раза не задействован информационный аспект (это уже третье аналогичное упоминание информационного аспекта в данной публикации);
- получено следующее распределение приемов и подприемов устранения ТП по аспектам системного подхода:
- элементный - №№ 4а, 4б, 13в, 14а, 14б, 17г, 18г, 26в, 27, 29, 30а, 31а, 32а, 32б, 35а, 35б, 35в, 35г, 37а, 38а, 38б, 38в, 38г, 38д, 40;
- структурный - №№ 1а, 1б, 1в, 3а, 3в, 5а, 9а, 10б, 13б, 15б, 17а, 17б, 17в, 17д, 24а, 24б, 28б, 33, 34а, 34б;
- функциональный - №№ 3б, 5б, 9б, 10а, 12, 13а, 15а, 16, 19а, 19б, 20а, 20б, 21, 28а;
- ресурсный - №№ 7а, 7б, 11, 14в, 19в, 25б;
- интеграционный - №№ 6, 8а, 18в, 18д, 22а, 22б, 22в, 25а, 28г, 36, 37б;
- коммуникационный - №№ 2, 3а, 8б, 13б, 15в, 30б, 31б, 32а, 32б, 39а, 39б;
- исторический - №№ 26а, 26б;
- управленческий - №№ 18а, 18б, 23а, 23б, 28в;
- для описания процедур разрешения как физических, так и технических противоречий применены одни и те же системные действия. Основываясь на этом, можно полагать, что с точки зрения формулировок системного подхода различия между ФП и ТП не являются существенными.
Таблица 2
Системные аспекты устранения ТП
№ приема | Содержание приема (подприема) | Разрешение ТП | Реализованное действие | Реализованный аспект | |
В простр-ве | Во времени | ||||
1 | Принцип дробления: | ||||
1а | разделить объект на независимые части; | + | Устранить существующие связи между элементами | Структурный | |
1б | выполнить объект разборным; | + | Изменить параметры связей | Структурный | |
1в | увеличить степень дробления объекта. | + | Изменить параметры связей | Структурный | |
2 | Принцип вынесения: отделить от объекта “мешающую” часть (“мешающее” свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть (нужное свойство) | + | Изменить границы системы | Коммуникационный | |
3 | Принцип местного качества: | ||||
3а | перейти от однородной структуры объекта (или внешней среды, внешнего воздействия) к неоднородной; | + + |
Преобразовать структуру системы в неоднородную; Изменить параметры связей со средой |
Структурный Коммуникационный |
|
3б | разные части объекта должны иметь (выполнять) различные функции; | + | Выделить и использовать функции составных частей системы | Функциональный | |
3в | каждая часть объекта должна находиться в условиях, наиболее благоприятных для ее работы. | + | Оптимизировать размещение элементов в системе | Структурный | |
4 | Принцип асимметрии: | ||||
4а | перейти от симметричной формы объекта к асимметричной; | + | Изменить параметры объекта | Элементный | |
4б | если объект асимметричен, увеличить степень асимметрии. | + | Изменить параметры объекта | Элементный | |
5 | Принцип объединения: | ||||
5а | соединить однородные или предназначенные для смежных операций объекты | + | Добавить связи между элементами | Структурный | |
5б | объединить во времени однородные или смежные операции. | + | Изменить порядок выполнения функций | Функциональный | |
6 | Принцип универсальности: объект выполняет несколько разных функций, благодаря чему отпадает необходимость в других объектах. | + | + | Использовать вспомогательные, дополнительные, нейтральные функции, сопровождающие реализацию главной функции | Интеграционный |
7 | Принцип “матрешки”: | ||||
7а | один объект размещен внутри другого, который, в свою очередь, находится внутри третьего и т. д.; | + | Использовать, создать запас реального или потенциального ресурса пространства | Ресурсный | |
7б | один объект проходит сквозь полости в другом объекте. | + | Использовать, создать запас реального или потенциального ресурса пространства | Ресурсный | |
8 | Принцип антивеса: | ||||
8а | компенсировать вес объекта соединением с другим, обладающим подъемной силой; | + | Получить системный эффект от комплексирования объектов | Интеграционный | |
8б | компенсировать вес объекта взаимодействием со средой (за счет аэро- и гидродинамических сил). | + | Изменить количество связей объекта со средой | Коммуникационный | |
9 | Принцип предварительного антидействия: | ||||
9а | заранее придать объекту напряжения, противоположные недопустимым или нежелательным рабочим напряжениям; | + | Изменить параметры связей | Структурный | |
9б | если по условиям задачи необходимо совершить какое-то действие, надо заранее совершить антидействие. | + | Заменить функцию на альтернативную | Функциональный | |
10 | Принцип предварительного действия: | ||||
10а | заранее выполнить требуемое действие (полностью или хотя бы частично); | + | Изменить порядок выполнения функций | Функциональный | |
10б | заранее расставить объекты так, чтобы они могли вступить в действие без затраты времени на доставку и с наиболее удобного места. | + | Оптимизировать размещение элементов в системе | Структурный | |
11 | Принцип “заранее подложенной подушки”: компенсировать относительно невысокую надежность объекта заранее подготовленными аварийными средствами. |
+ | Использовать, создать запас реального или потенциального ресурса вещества | Ресурсный | |
12 | Принцип эквипотенциальности: изменить условия работы так, чтобы не приходилось поднимать или опускать объект. | + | Повысить идеальность системы, оптимизировать ее функционирование | Функциональный | |
13 | Принцип “наоборот”: | ||||
13а | вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное действие; | + | Заменить функцию на альтернативную, противоположную | Функциональный | |
13б | сделать движущуюся часть объекта или внешней среды неподвижной, а неподвижную — движущейся; | + + |
Изменить параметры связей внутри системы; Изменить параметры связей системы со средой |
Структурный Коммуникационный |
|
13в | перевернуть объект “вверх ногами”, вывернуть его. | + | Изменить положение элемента в пространстве | Элементный | |
14 | Принцип сфероидальности: | ||||
14а | перейти от прямолинейных частей к криволинейным, от плоских поверхностей к сферическим, от частей, выполненных в виде куба и параллелепипеда, к шаровым конструкциям; | + | Изменить параметры элемента | Элементный | |
14б | использовать ролики, шарики, спирали; | + | Заменить элемент на другой, с альтернативными свойствами | Элементный | |
14в | перейти от прямолинейного движения к вращательному, использовать центробежную силу. | + | Использовать, создать запас реального или потенциального ресурса энергии | Ресурсный | |
15 | Принцип динамичности: | ||||
15а | характеристики объекта (или внешней среды) должны меняться так, чтобы быть оптимальными на каждом этапе работы; | + | Повысить идеальность системы, оптимизировать ее функционирование | Функциональный | |
15б | разделить объект на части, способные перемещаться относительно друг друга; | + | Изменить параметры связи | Структурный | |
15в | если объект в целом неподвижен, сделать его подвижным, перемещающимся. | + | Изменить параметры связи системы со средой | Коммуникационный | |
16 | Принцип частичного или избыточного действия: если трудно получить 100% требуемого эффекта, надо получить “чуть меньше” или “чуть больше” — задача при этом существенно упростится. |
+ | + | Изменить параметры функции системы | Функциональный |
17 | Принцип перехода в другое измерение: | ||||
17а | трудности, связанные с движением (или размещением) объекта по линии, устраняются, если объект приобретает возможность перемещаться в двух измерениях (т. е. на плоскости). Соответственно задачи, связанные с движением (или размещением) объектов в одной плоскости, устраняются при переходе к пространству в трех измерениях; | + | Устранить связи между элементами | Структурный | |
17б | использовать многоэтажную компоновку объектов вместо одноэтажной; | + | Оптимизировать размещение элементов в системе | Структурный | |
17в | наклонить объект или положить его “на бок”; |
+ | Оптимизировать размещение элементов в системе | структурный | |
17г | использовать обратную сторону данной площади; | + | Изменить количество входов – выходов элемента | Элементный | |
17д | использовать оптические потоки, падающие на соседнюю площадь или обратную сторону имеющейся площади. | + | Добавить связи между элементами, в том числе, связи, содержащие элементы – посредники | Структурный | |
18 | Принцип использования механических колебаний: | ||||
18а | привести объект в колебательное движение; | + | + | Изменить состояние управляемой подсистемы переменными управления | Управленческий |
18б | если такое движение уже совершается, увеличить его частоту (вплоть до ультразвуковой); | + | + | Изменить состояние управляемой подсистемы переменными управления | Управленческий |
18в | использовать резонансную частоту; | + | + | Получить системный эффект от комплексирования воздействий | Интеграционный |
18г | применить вместо механических вибраторов пьезовибраторы; | + | + | Заменить элемент на другой, с иной физической основой | Элементный |
18д | использовать ультразвуковые колебания в сочетании с электромагнитными полями. | + | + | Получить системный эффект от комплексирования воздействий | Интеграционный |
19 | Принцип периодического действия: | ||||
19а | перейти от непрерывного действия к периодическому (импульсному); | + | Изменить параметры функции | Функциональный | |
19б | если действие уже осуществляется периодически, изменить периодичность; | + | Изменить параметры функции | Функциональный | |
19в | использовать паузы между импульсами для другого действия. | + | Использовать, создать запас реального или потенциального ресурса времени | Ресурсный | |
20 | Принцип непрерывности полезного действия: | ||||
20а | вести работу непрерывно (все части объекта должны все время работать с полной нагрузкой); | + | Преобразовать функцию из дискретной в непрерывную | Функциональный | |
20б | устранить холостые и промежуточные ходы. | + | Повысить идеальность системы, оптимизировать ее функционирование | Функциональный | |
21 | Принцип проскока: вести процесс или отдельные его этапы (например, вредные или опасные) на большой скорости. | + | Изменить параметры функции | Функциональный | |
22 | Принцип “обратить вред в пользу”: | ||||
22а | использовать вредные факторы (в частности, вредное воздействие среды) для получения положительного эффекта; | + | + | Получить системный эффект от преобразования вредных ресурсов в полезные | Интеграционный |
22б | устранить вредный фактор за счет сложения с другими вредными факторами; | + | + | Получить системный эффект от комплексирования воздействий | Интеграционный |
22в | усилить вредный фактор до такой степени, чтобы он перестал быть вредным. | + | + | Получить системный эффект от преобразования вредных ресурсов в полезные | Интеграционный |
23 | Принцип обратной связи: | ||||
23а | ввести обратную связь; | + | Создать управляющую подсистему и ввести обратную связь | Управленческий | |
23б | если обратная связь есть, изменить ее. | + | Изменить управляющую подсистему для оптимизации функционирования управляемой подсистемы | Управленческий | |
24 | Принцип “посредника”: | ||||
24а | использовать промежуточный объект, переносящий или передающий действие; | + | Разорвать связь и поместить в разрыв элемент - посредник | Структурный | |
24б | на время присоединить к объекту другой (легко-удаляемый) объект. | + | Добавить элемент в систему | Структурный | |
25 | Принцип самообслуживания: | ||||
25а | объект должен сам себя обслуживать, выполняя вспомогательные и ремонтные операции; | + | + | Использовать вспомогательные, дополнительные, нейтральные функции, сопровождающие реализацию главной функции | Интеграционный |
25б | использовать отходы (энергии, вещества). | + | + | Использовать, создать запас реального или потенциального комбинированного ресурса | Ресурсный |
26 | Принцип копирования: | ||||
26а | вместо недоступного, сложного, дорогостоящего, неудобного или хрупкого объекта использовать его упрощенные и дешевые копии; | + | + | Заменить объект на модель | Исторический |
26б | заменить объект или систему объектов их оптическими копиями (изображениями). Использовать при этом изменение масштаба (увеличить или уменьшить копии); | + | + | Заменить объект на модель | Исторический |
26в | если используются видимые оптические копии, перейти к копиям инфракрасным и ультрафиолетовым. | + | + | Заменить элемент на другой с альтернативными свойствами, с иной физической основой | Элементный |
27 | Принцип дешевой недолговечности взамен долговечности: заменить дорогой объект набором дешевых объектов, поступившись при этом некоторыми качествами (например, долговечностью). | + | + | Заменить элемент на другой с альтернативными свойствами, с иной физической основой | Элементный |
28 | Принцип замены механической схемы: | ||||
28а | заменить механическую схему оптической, акустической или “запаховой”; | + | + | Заменить функцию на альтернативную, противоположную | Функциональный |
28б | использовать электрические, магнитные и электромагнитные поля для взаимодействия с объектом; | + | + | Изменить тип связи | Структурный |
28в | перейти от неподвижных полей к движущимся, от фиксированных — к меняющимся во времени, от неструктурных — к имеющим определенную структуру; | + | + | Изменить состояние управляемой подсистемы переменными управления | Управленческий |
28г | использовать поля в сочетании с ферромагнитными частицами. | + | + | Получить системный эффект от комплексирования в разных сочетаниях потоков вещества, энергии и информации | Интеграционный |
29 | Принцип использования пневмо- и гидроконструкций: вместо твердых частей объекта использовать газообразные и жидкие: надувные и гидронаполняемые, воздушную подушку, гидростатические и гидрореактивные. | + | + | Заменить элемент на другой с альтернативными свойствами, с иной физической основой | Элементный |
30 | Принцип использования гибких оболочек и тонких пленок: | ||||
30а | вместо обычных конструкций использовать гибкие оболочки и тонкие пленки; | + | + | Заменить элемент на другой с альтернативными свойствами, с иной физической основой | Элементный |
30б | изолировать объект от внешней среды с помощью гибких оболочек и тонких пленок. | + | + | Изменить количество связей системы со средой | Коммуникационный |
31 | Принцип применения пористых материалов: | ||||
31а | выполнить объект пористым или использовать дополнительные пористые элементы (вставки, покрытия и т. д.); | + | + | Заменить элемент на другой с альтернативными свойствами, с иной физической основой | Элементный |
31б | если объект уже выполнен пористым, предварительно заполнить поры каким-то веществом. | + | + | Получить системный эффект от комплексирования в разных сочетаниях потоков вещества, энергии и информации | Коммуникационный |
32 | Принцип изменения окраски: | ||||
32а | изменить окраску объекта или внешней среды; | + + |
+ + |
Изменить свойства элемента Изменить параметры связи системы со средой |
Элементный Коммуникационный |
32б | изменить степень прозрачности объекта или внешней среды. | + + |
+ + |
Изменить свойства элемента Изменить параметры связи системы со средой |
Элементный Коммуникационный |
33 | Принцип однородности: объекты, взаимодействующие с данным объектом, должны быть сделаны из того же материала (или близкого ему по свойствам). | + | + | Преобразовать структуру системы в однородную, изотропную | Структурный |
34 | Принцип отброса и регенерации частей: | ||||
34а | выполнившая свое назначение или ставшая ненужной часть объекта должна быть отброшена (растворена, испарена и т. д.) или видоизменена непосредственно в ходе работы; | + | Удалить элементы из системы | Структурный | |
34б | расходуемые части объекта должны быть восстановлены непосредственно в ходе работы. | + | Добавить элементы в систему | Структурный | |
35 | Принцип изменения физико-химических параметров объекта: | ||||
35а | изменить агрегатное состояние объекта; | + | + | Изменить параметры элемента | Элементный |
35б | изменить концентрацию или консистенцию; | + | + | Изменить параметры элемента | Элементный |
35в | изменить степень гибкости; | + | + | Изменить параметры элемента | Элементный |
35г | изменить температуру. | + | + | Изменить параметры элемента | Элементный |
36 | Принцип применения фазовых переходов: использовать явления, возникающие при фазовых переходах, например, изменение объема, выделение или поглощение тепла и т. д. |
+ | + | Использовать вспомогательные, дополнительные, нейтральные функции, сопровождающие реализацию главной функции | Интеграционный |
37 | Принцип применения теплового расширения: | ||||
37а | использовать тепловое расширение (или сжатие) материалов; | + | + | Изменить параметры элемента | Элементный |
37б | использовать несколько материалов с разными коэффициентами теплового расширения. | + | + | Получить системный эффект от комплексирования в разных сочетаниях потоков вещества, энергии и информации | Интеграционный |
38 | Принцип применения сильных окислителей: | ||||
38а | заменить обычный воздух обогащенным; | + | + | Изменить параметры элемента | Элементный |
38б | заменить обогащенный воздух кислородом; | + | + | Изменить параметры элемента | Элементный |
38в | воздействовать на воздух и кислород ионизирующим излучением; | + | + | Изменить параметры элемента | Элементный |
38г | использовать озонированный кислород; | + | + | Изменить параметры элемента | Элементный |
38д | заменить озонированный кислород (или ионизированный) озоном. | + | + | Изменить параметры элемента | Элементный |
39 | Принцип применения инертной среды: | ||||
39а | заменить обычную среду инертной; | + | + | Изменить параметры связи системы со средой | Коммуникационный |
39б | вести процесс в вакууме. | + | + | Изменить параметры связи системы со средой | Коммуникационный |
40 | Принцип применения композиционных материалов: перейти от однородных материалов к композиционным. |
+ | Изменить свойства элемента | Элементный |
Продолжение следует
Список литературы
1. Литвин С.С. Основные направления развития «технической» ТРИЗ // Материалы сайта http://www.matriz.ru/file.php/id/f5577/name/05-litvin.doc.
2. Петров В.М. Перспективы развития ТРИЗ //Материалы сайта http://www.metodolog.ru/00486/00486.html.
3. Рубин М.С. Проблемы развития ТРИЗ – ТРТЛ // Журнал ТРИЗ 2.2.91 с. 6 ...8.
4. Шуб Л. Осторожно! Таблица технических противоречий // Материалы сайта http://www.metodolog.ru/00647/00647.html.
5. Орлов М.А. Основы классической ТРИЗ. Практическое руководство для изобретательного мышления. – М.: Солон – пресс, 2006 – 432 с.
6. Альтшуллер Г.С., Фильковский Г.П. Современное состояние теории решения изобретательских задач. 1975 г. // Материалы сайта http://www.altshuller.ru/triz2.asp.
7. Токарев А. Альтернативная система приемов устранения противоречий // Материалы сайта http://www.metodolog.ru/01410/01410.html.
8. Королев В.А. Принципов разрешения физпротиворечий не одиннадцать. Гораздо меньше! // Журнал ТРИЗ 3.1.92 с. 50 ...51.
9. Качала В.В. Основы теории систем и системного анализа. Учебное пособие для ВУЗов. М.: Горячая линия – Телеком, 2007. – 216 с.
10. Материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/Системный_подход.
11. Саламатов Ю.П. Система развития законов творчества //Шанс на приключение. /Сост. А.Б. Селюцкий – Петрозаводск, Карелия, 1991.- с.5 – 174.
12. Волкова В.Н., Денисов А.А. Теория систем: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2006. – 511 с.
13. Карташев В.А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. – М.: Прогресс – Академия, 1995. – 325 с.
14. Сурмин Ю.П. Теория систем и системный анализ. Учебное пособие. – Киев: МАУП, 2003. – 368 с.
15. Международный стандарт ГОСТ Р ИСО 9001 - 2001 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь». – М.: Госстандарт России, 2001.
16. Жилин Д.М. Теория систем. Опыт построения курса. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 184 с.
17. Марков Ю.Г. Функциональный подход в современном научном познании. - Новосибирск: Наука, 1982. – 255 с.
18. Основные положения методики проведения функционально-стоимостного анализа: Методические рекомендации. — М.: Информ— ФСА, 1991. —40 с. // Материалы сайта http://www.triz-summit.ru/ru/section.php?docId=3952.
19. Поиск новых идей: от озарения к технологии. /Альтшуллер Г.С., Злотин В.Л., Зусман А.В., Филатов В.И./. – Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989. – 381 с.
20. Казиев В.М. Введение в анализ, синтез и моделирование систем. – М.: Бином, 2006. – 244 с.
21. Любимов А. Ресурсы. Что это такое и где их взять? // Материалы сайта http://trenings.ru/content/view/113/139/
22. Узкова Е.С. Категория «энергия» и ее современное понимание в научно - философской картине мира. Автореферат дисс. ... кандидата философских наук. – М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 2001. – 24 с.
23. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. // Материалы сайта http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=12860&p_page=9.
24. Ацюковский В.А. Философия и методология современного естествознания.- М.: «Петит» 2005.-139 с. //Материалы сайта http://www.atsuk.dart.ru/books_online/04filmetest/index.shtml.
25. Материалы сайта http://tipolog.narod.ru/Concept/MEPV/prostranstvo.htm.
26. Материалы сайта http://tipolog.narod.ru/Concept/MEPV/ vremya.htm.
27. Чернышев В.О. Принципы и концептуальные основы системного подхода. Учебное пособие. – Красноярск: Красноярский институт космической техники, 1992. – 95 с.
28. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. – М.: Наука, 2003. – 486 с.
29. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. – М.: Высшая школа, 1989. – 367 с.
30. Солодкая М.С. Сущность управления и проблема управляемости //Материалы сайта http://credonew.ru/content/view/52/22/.
31. Лукас В.А. Теория управления техническими системами. – Екатеринбург, 2002. – 675 с.
32. Гухман В.Б. Философия информационного подхода. – Тверь: ТГТУ, 2000. – 168 с.
33. Чалкина Н.А. Базовые понятия информатики. //Материалы сайта http://conference.kemsu.ru/conf/niobel2009/sect/index.htm?sec_id=996.
34. Якушко С.И. Информация как определяющее понятие информационной физики //Материалы сайта http://visnyk.sumdu.edu.ua/arhiv/2007/3(105)/11_Yak.pdf.
35. Янковский С. Концепция общей теории информации. // Материалы сайта http://n-t.ru/tp/ng/oti02.htm.
36. Кондрашин И.И. Диалектика материи. Системный подход к основам философии. Москва, 1996. – 218 с.
37. Злотин Б.Л., Зусман А.В. Приди на полигон. В кн.:Правила игры без правил/ Составил А.Б. Селюцкий – Петрозаводск: Карелия, 1989 –с.177 .. 226.
38. Гетманова А.Д. Учебник по логике. //Материалы сайта http://www.klikovo.ru/db/book/head/4920.
39. Половинкин А.И. Основы инженерного творчества. – М.: Машиностроение, 1988. – 368 с.
40. Схиртладзе А.Г., Ярушин С.Г. Проектирование нестандартного оборудования. – М.: Новое знание, 2006. – 424 с.
41. Розова С.С. Классификационная проблема в современной науке. – Новосибирск: Наука, 1986. – 216 с.
42. Якушкин Б.В. Классификация. // Материалы сайта http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/163301.
43. Воронин Ю.А. Теория классифицирования и ее приложения. – Новосибирск: Наука, 1985. – 231 с.
В тексте сохранены авторская орфография и пунктуация.