Информационный метод творчества

 
Каждый разумный человек в повседневной жизни что – то создает, модернизирует, усовершенствует. Многие в своей деятельности поднимаются на более высокую интеллектуальную ступень – творят и изобретают, применяя при этом различные методы творчества.
Структурный и функциональный методы – традиционные инструменты изучения и создания объектов реальной действительности. Структурное рассмотрение объекта позволяет выявить его внутреннее устройство, а функциональное ориентировано, в первую очередь, на решение внешней задачи, выявление предназначения объекта, цели его создания.
Структурный метод, очевидно, следует признать наиболее ранним. Еще древнегреческий философ Фалес из Милета (около 624 – 547 гг. до н.э.) оперировал с понятием «материя». Опять же древнегреческими философами был сформулирован один из основополагающих принципов познания мироздания: «Ничто не возникает из ничего и ничего не переходит в ничто». Например, Демокрит утверждал, что у всякого наблюдаемого нами явления есть предшествующее начало. А это означает, что любое самое сложное явление в природе есть результат развития материи и рождается из простых элементов, из их взаимодействия.
Исторически длительная работа с материальными объектами способствовала разработке абсолютного большинства методов творчества, ориентированных на работу с этими первокирпичиками действительности. Реально существующие и визуально наблюдаемые объекты всегда были первыми кандидатами для преобразования, модернизации, усовершенствования при устранении возникающих в жизни проблемных ситуаций.
Рождение функционального метода обычно связывают с появлением понятия «энергия». Как известно, предпосылки понятия «энергия» были заложены ещё античными философами, однако идея закона сохранения энергии была сформулирована лишь М.В. Ломоносовым (1711 – 1765 гг.), а его количественная формулировка дана Ю.Р. Майером (1814 – 1878) и Г.Л.Ф. Гельмгольцем (1821 – 1894) только в 1842 – 1847 годах.
Учитывая сравнительную молодость функционального метода и специфику категории «энергия», «функциональных» методов творчества разработано заметно меньше. Ключевым понятием этих методов является «поток». Именно поток поступает на вход объекта, по определенным правилам преобразуется внутри элемента и поступает на выход в требуем конечном виде, либо в виде, совместимом со входом следующего объекта, реализуя тем самым определенную функцию.
В соответствии с основами системного подхода во всех литературных источниках, изданных в последнее время, например, [1], [2], [3], [4] указывается, что в любом объекте, рассматриваемом в качестве системы, существуют вещественные, энергетические и информационные связи, а функционирование системы связано с движением потоков вещества, энергии и информации. Упоминание вещества и энергии – это логическое следствие структурного и функционального рассмотрения системы. А как обстоит дело с информационными связями и потоками информации? На сколько обоснованно и корректно упоминание о них?
Исторически достоверно известна [5] фраза на английском языке: «Men so wise should go and inform their kings» (1330 год). «Люди, знающие мудрость, должны информировать короля». Известно также, что термин «Inform» пришел в английский язык через французский от латинского глагола informare – определять форму, формировать идею. Кроме того, латинский язык еще раньше содержал слово informatio, означающее концепцию или идею, которое, очевидно, и следует считать исторически первичным.
Научно обоснованный подход к изучению информации сформировался лишь в двадцатом веке. В 1928 году вышла работа американского ученого Р. Хартли «Передача информации», которую принято считать первым камнем, заложенным в основу современной теории информации. В 1929 году венгерский физик Сциллард открыл связь между информацией и термодинамическими характеристиками молекул. Знаковым событием явился выход в свет в 1948 году публикации американского ученого К. Шеннона «Математическая теория связи». Значителен вклад в развитие теории информации еще одного американского ученого – Н.Винера. Его книга «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине» также вышла в свет в 1948 году.
В науке именно после эпохальных публикаций К. Шеннона и Н. Винера получил повсеместное признание информационный подход, сущность которого состоит в рассмотрении объектов познания через призму категории информации.
Как это часто бывает, новый научный результат приобрел как положительный, так и отрицательный оттенок: являясь крупным научным достижением, информационный подход на волне моды стал выполнять и функцию "информационных очков", позволяющих увидеть мир в "информационном свете".
В 60-х годах прошлого века началась подлинная эпидемия информатизации. Автор [6] отмечает: "Физиологи, психологи, социологи, экономисты, технологи, генетики, языковеды, эстеты, педагоги и другие ищут и находят информацию почти во всех органических, общественных и умственных процессах". Поскольку общепринятого определения информации не было, а были несовместимые друг с другом концепции, то исследователи стали называть информацией то, что им через их "информационные очки" казалось на нее похожим. В результате появились десятки частнонаучных определений информации, приспособленных к нуждам физиологии, психологии, социологии и других частных наук. При этом феномен информации не обнаруживался заново, не открывался пытливыми исследователями в объекте познания – информацией назывались уже известные вещи, свойства, явления.
Наряду с работами, которые издавались в соответствии с «информационной модой», в то же самое время выполнено много серьезных исследований, конкретизировавших место и все возрастающую роль информации в окружающей человека действительности, в результатах его деятельности в разных сферах, в том числе и относящихся к технике и процессу ее создания.
В 1957 году в одной из первых книг по системотехнике (перевод на русский язык - [7]) ее авторы указывали: «Мы предполагаем здесь, что проектирование системы можно полностью провести на основе информационной стороны системы и что впоследствии можно приспособить систему для потока материала, причем не потребуется очень больших изменений в первоначально намеченной информационной системе. ... всякая большая система есть информационная система. При проектировании автоматического завода, системы автомобильного движения, любой военной системы основное внимание должно быть обращено на поток информации через элементы системы».
В 1969 году авторы книги по математической теории систем (перевод на русский язык – [8]) в рамках разрабатываемых вопросов системного подхода указывали: «Мы рассматриваем систему как структуру, в которую в определенные моменты времени вводится нечто (вещество, энергия или информация), из которой в некоторые моменты выводится что – то. ... Состояние системы, если рассматривать совсем упрощенно, можно рассматривать как своего рода хранилище информации». 
В 1976 году в книге [9] уже исследуются вопросы информационного описания систем на уровне одного из ключевых понятий системологии.
В 1985 году издана книга [10]. В основу разрабатываемой в ней информационной теории систем положено то исходное соображение, что для исчерпывающего описания процессов, происходящих как в искусственных, так и в естественных системах, кроме таких традиционных физических величин, как энергия и энтропия, а также, возможно, ряда производных величин, в качестве которых могут выступать, например, термодинамические потенциалы, необходима еще одна величина, а именно – информация.
 Последующее развитие науки об информации и широкое внедрение ее результатов обеспечено трудом большого количества исследователей – философов, естествоиспытателей, инженеров и других специалистов различного профиля. В совокупности их труд обеспечил качественный скачок в понимании содержания информации и ее значения для повседневной практики.
В настоящее время век, в котором мы живем, называют информационным, обсуждают вопросы информационного мира [11], информационной реальности [12], виртуальной реальности [13], а сама информация стала одним из важнейших ресурсов общества. Авторы [14], например, так характеризуют современную значимость информации: «Информация становится источником и объектом производства; объектом собственности; объектом обмена и продажи; объектом накопления и хранения; средством получения новых знаний и прибыли; средством увеличения капитализации фирм; объектом защиты и объектом национального значения». В научном плане в работе [15] обосновано повышение общенаучного статуса понятия информации до уровня философской категории, что ставит ее в один ряд с такими основополагающими категориями как материя, пространство, время.
А что же методы творчества? Исторически непродолжительный период существования собственно теории информации предопределил их крайнюю ограниченность. Проведенный ретроспективный анализ показал, что в отечественной литературе упоминается лишь один метод творчества, содержащий в своем названии слово «информационный» - «Энерго - информационный метод творчества» [16]. Однако в этом методе информация понимается в узко специфическом смысле, что не позволяет соотносить как одноуровневые понятия предложенный метод творчества и категорию «информация» в ее современном понимании.
В книге [4] при построении потоковых функциональных моделей объектов также рассматривается информация, но различия между энергетическими и информационными потоками автор не делает.
Р. Коллер, автор известного метода Коллера [17], выполнивший в свое время исследование движения потоков информации в создаваемых системах, отмечает, что в процессе конструирования потоки сигналов в первую очередь следует рассматривать как потоки энергии для сигнальных устройств, содержание информации этих потоков имеет второстепенное значение. Им отмечается также, что преобразование энергии и сигнала в проектируемых системах может рассматриваться в совокупности. Поток сигнала, по мнению Р. Коллера, не представляет собой ничего иного, как поток энергии со сравнительно малыми параметрами энергии. Для передачи сигнала интерес представляет только составляющая этого потока энергии как, например, напряжение, электрический ток, сила, путь, давление и т.д. Поскольку преобразование сигнала или потока сигнала не может происходить без преобразования вида энергии, являющейся носителем сигнала, то, по его мнению, процессы преобразования энергии и сигнала, с физической точки зрения, идентичны.
С высоты современного понимания информации с таким выводом трудно согласиться, так как он затрагивает только одну – физическую – составляющую вопроса на ограниченном временном отрезке и исключает из рассмотрения все остальные.
Отмеченного недостатка лишен информационный подход к сущности творчества, предложенный автором [18]. Концептуально правильно формулируя схему решения задачи порождения нового на информационной основе, автор указанной статьи, вместе с тем, ограничивается лишь выделением предпосылок к определению понятия творчества и определением понятия творчества. Механизмы же практической реализации предложенного подхода оказались вне рассмотрения. Приведенные примеры разновидностей творчества, возможно, вследствие ограниченного объема публикации, также не добавили ясности в этом отношении.
Вместе с тем, потребность в разработке информационного метода творчества объективно созрела. Самым важным фактором, определяющим такую потребность, является возрастающая информатизация общества: развитие информационных и телекоммуникационных технологий достигло высокого уровня, они (технологии) активно используются гражданами, бизнесом и органами государственной власти. Уже сейчас, по данным  [15], около половины живущего ныне поколения людей – это ориентированные на информатизацию люди, рационально мыслящие в информационных понятиях, воспитанные в информационной среде, воспринимающие ее как повседневный атрибут жизни и не мыслящие себя вне этой среды.
Это поколение имеет намного большую готовность обучаться методам творчества, изложенным с помощью информационных понятий, нежели при любой другой форме преподнесения их содержания.
Вторым фактором является интенсивное развитие индустрии программного обеспечения. В этой и смежных с ней сферах, находящихся на пике востребованности и, наверное, можно сказать, моды, трудится огромная армия интеллектуально одаренных людей. По сути они решают такие же творческие задачи, что и технические специалисты, но только   иначе поставленные.
Формулирование технических задач с применением информационных терминов создает условия для заимствования наработанного опыта.
Третьим фактором является кардинальное изменение характера труда современного инженера – он все меньше и меньше непосредственно контактирует с технологическим оборудованием, рычагами и задвижками. Его рабочее место, как правило, компьютеризировано, а среда профессиональной деятельности – информационная среда [19].
Четвертым фактором является реальная незадействованность категории «информация» в процессе порождения новых идей. Если, в соответствии с системными представлениями, действительность состоит из материи, энергии и информации, то почему, условно, третья часть этой действительности не служит творчеству?
Пятым фактором является специфичность самой информации. Именно в силу этой специфичности можно ожидать получения новых результатов при совершенствовании даже тех объектов, которые являются продуктом применения других методов, относящихся к категориям материя и энергия.
Настоящей публикацией декларируется возможность разработки информационного метода творчества. Основу такого метода составляет категория «информация» и понятия:
- информационный подход;
- информационные законы;
- информационное взаимодействие;
- информационный поток;
- информационный процесс;
- информационное описание;
- информационное моделирование.
В соответствии с современными представлениями информационный подход – это общенаучный комплекс (инструмент) познания действительности в информационных понятиях [15].
Практическое использование информационного подхода подразумевает выполнение следующих шагов [20]: выявить источник, приемник информации и канал связи между ними; изучить соответствующий информационный процесс; выявить специфику типа и вида конкретного проявления информации.
Детализация приведенных шагов позволяет представить информационный подход в виде совокупности следующих компонент: информационный анализ процессов и явлений, информационное описание объектов, отношений и связей, описание структуры информационных потоков, построение информационных моделей, информационное моделирование.
Выделенные шаги позволили построить новую схему творческого процесса, ориентированного, в первую очередь, на решение задач синтеза.
 
Литература:
1. Поиск новых идей: от озарения к технологии. /Альтшуллер Г.С., Злотин В.Л., Зусман А.В., Филатов В.И./. – Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989. – 381 с.
2. Соловьев И.В., Майоров А.А. Проектирование информационных систем. Фундаментальный курс: Учебное пособие для высшей школы / Под ред. В.П. Савиных. – М.: Академический Проект, 2009. – 398с.
3. Качала В.В. Основы теории систем и системного анализа. Учебное пособие для ВУЗов. - М.: Горячая линия – Телеком, 2007. – 216с.
4. Половинкин А.И. Основы инженерного творчества. – М.: Машиностроение, 1988. – 368с.
5. Цветков В.Я. Введение в теорию информации. – М.: МАКС Пресс, 2007. – 116с.
6. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. Эффект "информационных очков" //Электронный ресурс  http://polbu.ru/sokolov_communi/ ch37_i.html.
7. Гуд Г.Х., Макол Р.Э. Системотехника. Введение в проектирование больших систем. – М.: Советское радио, 1962. – 383 с.
8. Каплан Р., Фалб П., Арбиб М. Очерки по математической теории систем. – М.: Мир, 1971.- 398 с.
9. Дружинин В.В., Конторов Д.С. Проблемы системологии. – М.: Советское радио, 1976. – 296с.
10. Шилейко А.В., Кочнев В.Ф., Химушин Ф.Ф. Введение в информационную теорию систем. – М:, Радио и связь, 1985. – 280 с.
11. Новик И.Б., Абдуллаев А.Ш. Введение в информационный мир. – М.: Наука, 1991. – 228 с.
12. Тузов В.В. История информатики и философия информационной реальности. – М.: Академический проспект, 2007. – 430 с.
13. Грязнова Е.В. Виртуально – информационная реальность в системе «Человек - Универсум». – Н.Новгород, Изд. Нижегородского ун – та, 2006. – 255 с.
14. Поляков А.А., Цветков В.Я. Прикладная информатика. Часть 1. – М.: МАКС Пресс, 2008. – 788 с.
15. Гухман В.Б. Философская сущность информационного подхода. Автореферат дисс. ...докт. фил. наук. – Тверь – Москва, 2001. – 38с.
16. Зарипов М.Ф., Зайнуллин Н.Р., Петрова И.Ю. Энергоинформационный метод научно – технического творчества. – М.: ВНИИПИ, 1988. – 124 с.
17. Koller R. Konstruktionsmethode für den Maschinen-, Geräte- und Apparatebau. – Berlin-Heidelberg-New York, 1979. – 191s.
18. Бондаревский А.С. О творчестве: сущность, разновидности, опыт сравнения. // Электронный ресурс http:// www.rae.ru.
19. Шейнбаум В.С. Методология инженерной деятельности. – Н. Новгород, 2007. – 360 с.
20. Семенюк Э.П. Информационный подход к познанию действительности. – Киев: Наукова думка, 1988. – 240 с.
 

Шимукович П.Н., доктор технических наук

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Комментарии

Re: Информационный метод ...

Осмелюсь задать пару-тройку глупых вопросов по содержанию статьи:

Quote:
в соответствии с системными представлениями, действительность состоит из материи, энергии и информации

А можно ли считать материю, энергию и информацию - элементами одного и того же ряда? Разве энергия и информация не являются свойствами материи? Можно ли считать материю составной частью действительности? В таком случае, какие еще в ней есть нематериальные составные части? Можно ли считать энергию и информацию составными частями действительности как таковой? По-моему, какое-то странноватое представление действительности получается. Быть может, это от того, что не дано определение самой действительности?

Quote:
функционирование системы связано с движением потоков вещества, энергии и информации.

В силу неопытности и, возможно, по причине дилетантизма, тем не менее, осмелюсь задать еще один глупый вопрос: а куда в этой конструкции делось поле? Не "тризовское", а самое обычное, физическое. Разве не через поля (гравитационное, электромагнитное и т.д.) осуществляется взаимодействие одних веществ с другими? Можно ли адекватно описать функционирование системы без использования категории "поле"?

Заранее благодарен за ответы и, подчеркну еще раз, не претендую на собственное знание таковых - хочу, напротив, их получить от тех, кто профессионально занимался системами.

С уважением,

Александр Привень.

Re: Информационный метод ...

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Простите, что влезаю не в свою область, но по-моему тем, кто занимается вещами связанными с информацией нужно обратить самое пристальное внимание на тысячелетние методы анализа религиозных текстов (в семиотическом смысле этого слова) Авось что-то путное получится...

Re: Информационный метод ...

Gregory Frenklach wrote:
...тем, кто занимается вещами, связанными с информацией, нужно обратить самое пристальное внимание на тысячелетние методы анализа религиозных текстов (в семиотическом смысле этого слова)

Спасибо за реплику, фактически в цель. Семантика информации - одна из составных частей метода.
С уважением, П.Н. Шимукович

Re: Информационный метод ...

Изображение пользователя GIP.

Gregory Frenklach wrote:
Простите, что влезаю не в свою область, но по-моему тем, кто занимается вещами связанными с информацией нужно обратить самое пристальное внимание на тысячелетние методы анализа религиозных текстов (в семиотическом смысле этого слова) Авось что-то путное получится...

ИМХО, гематрия выглядит более предпочтительным способом, чем анализ смысла знаков.

Тем более, что соотнесение информационности метода с ТРИЗ весьма напоминает тавтологию. Ибо разве ТРИЗ - не информационный метод творчества?

Осознание

информационности

Subscribe to Comments for "Информационный метод творчества"